Право собственности на землю и иные права на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. Вопрос о собственности является краеугольным камнем жизни общества любого типа, включая современное российское общество.

Содержание работы

Понятие ,основные признаки и содержание права собственности на землю
Частная собственность на землю, ее виды и особенности
Государственная собственность на землю
Муниципальная собственность на землю
Право постоянного (бессрочного)пользования земельным участком
Сервитут
Аренда земельных участков
Право безвозмездного срочного пользования земельным участком

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Земли, которые не находятся в  частной собственности граждан  и юридических лиц, либо в муниципальной  собственности, являются государственной  собственностью. Земли государственной  собственности подразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность области (субъекта Федерации) glavstroycomplex.ru.

При отнесении земельных участков к той или иной форме собственности  государство руководствуется определенными  целями. В частности, могут быть выделены следующие цели:

1) предотвращение концентрации  крупных земельных участков в  руках одного лица;

2) соединение собственника земельного  участка и сельскохозяйственного  производителя в одном лице;

3) обеспечение выполнения экологических  требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;

4) обеспечение целевого использования  земельных участков в зависимости  от их качественных характеристик,  определяемых в соответствии  с земельным кадастром;

5) регулирование рынка земли  с целью минимизации негативных социально-экономических последствий Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.: Юристъ, 2002. С. 65..

Большинство земель в РФ находится  в основном в государственной  собственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 169..

Еще одним элементом государственной  собственности является то, что  в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основой жизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражение публично-правового интереса в земельном праве.

Таким образом, государственная собственность  на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

 РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах” САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144..

 

  1. Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности  на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

 

Объектами права муниципальной  собственности являются земельные  участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и  субъектов РФ, при разграничении  государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности  могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют:

земли городских и сельских населенных пунктов (ранее — поселений);

прилегающие к ним земли общего пользования;

рекреационные зоны;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных  образований для обеспечения  их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной  собственности, в том числе за пределами границ муниципальных  образований (ч. 3 ст. 19 ЗК РФ)

Порядок установления и изменения  границ муниципальных образований  определяется законами соответствующих  субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных  земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

 

 

5. Право постоянного (бессрочного)пользования земельным участком

Земля как один из основных объектов гражданского права может быть предметом  различных по содержанию прав, признаваемых и защищаемых законом, в том числе права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, названных в ст. 216 ГК РФ. Эти вещные права практически регламентируются нормами Земельного кодекса, к которым ГК отсылает. При этом круг случаев предоставления таких прав после принятия Земельного кодекса РФ сузился.

Согласно Земельному кодексу предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возможно только в отношении государственной (муниципальной) собственности на землю. Такое право предоставляется лишь государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования других субъектов, возникшее в силу ранее действовавшего законодательства, за ними сохраняется. Допускается однократное бесплатное приобретение в собственность участков, в отношении которых имеется право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ) Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник. Том 1 -- М.: «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. С. 234..

Право постоянного (бессрочного) пользования  находящимися в государственной  или муниципальной собственности  земельными участками, возникшее у  граждан или юридических лиц  до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

 

6.Сервитут

 

Земе́льный сервиту́т — право  ограниченного пользования чужим  земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом ).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего  участка и подлежит регистрации  в порядке, установленном для  регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного  сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено  законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.[5] Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом выделяют частный сервитут и публичный сервитут. Публичный  сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний .

Сервитут может быть срочным  или постоянным.

 

7.Аренда земельных  участков

 

АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ - один из основных видов временного пользования землей, при котором собственник земли сам непосредственно не использует ее, а передает арендатору по договору за определенную плату. Договорный статус А.з.у. отличает ее от других видов пользования землей - постоянного (бессрочного), пожизненного наследуемого владения, где режим землепользования устанавливается нормами закона в бездоговорном порядке. По полноте и определенности своих прав и обязанностей арендатор занимает более выгодное положение по сравнению с обычным пользователем, получившим землю от государства на основании административно-правового акта (решения).

 

Арендаторами могут быть граждане, их объединения, хозяйственные товарищества, акционерные общества, другие юридические  лица, иностранцы, лица без гражданства, международные организации, а также иностранные государства. Арендодателями государственной земли являются соответствующие государственные органы, управомоченные законом или собственником сдавать землю в аренду: как правило, исполнительные органы субъектов РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ: федеральные органы - в отношении федеральных земель. Арендодателями земель, находящихся в муниципальной собственности, являются муниципальные органы. Земли частных собственников сдаются в аренду ими самими.

Предметом договора А.з.у. является земельный  участок, ограниченный в натуре (на местности). Границы земельного участка  должны быть отражены на плане, прилагаемом  к договору аренды. Сроки А.з.у. при  долгосрочной аренде - до 50 лет, при краткосрочной - до 3 лет. Основные права и обязанности арендатора и арендодателя определены законом (ст. 606-624 ГК РФ, ст. 52, 53 ЗК). Арендатор имеет право: самостоятельно хозяйствовать на земле, соблюдая ограничения, установленные договором, использовать для нужд хозяйства (без права продажи) имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возводить хозяйственные и другие постройки, если это обусловлено договором;

другие права. Так, арендатор имеет  право с согласия собственника сдавать  земельный участок в субаренду (ст. 615, 618 ГКРФ), передавать права аренды в залог для обеспечения взятых на себя обязательств, вносить арендные права в качестве взноса в уставный капитал или паевого взноса в имущество юридического лица. Арендатор имеет также преимущественное перед другими лицами право продлить договор на новый срок,право расторгнуть договор досрочно, если возникают препятствия для его исполнения со стороны арендодателя (ст. 620, 621 ГКРФ).

8.Право безвозмездного срочного пользования земельным участком

Безвозмездное срочное пользование  пришло на смену праву временного пользования, существовавшему до принятия ЗК РФ. Главным отличием от временного пользования является безвозмездность данного срочного права. По сути, данное право представляет собой исключение из принципа платности землепользования.

 Правом предоставления земельных  участков в безвозмездное срочное  пользование обладают только  собственники земельных участков.

 Земельный кодекс РФ устанавливает  исчерпывающий перечень оснований  предоставления участков на данном  праве. В зависимости от того, какой субъект гражданского права  является собственником земельного  участка, предоставляемого в безвозмездное  срочное пользование, основаниями возникновения указанного права могут быть административный акт, договор или локальный нормативный акт организации.

 Выделяются шесть оснований  предоставления земельных участков  на праве безвозмездного срочного  пользования:

1) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам - субъектам права постоянного (бессрочного) пользования на срок не более 1 года. Основанием предоставления является административный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции;

2) предоставление земельных участков, находящихся в частной собственности,  иным гражданам и юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования (договора ссуды). По такому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

 

 

 

Литература

1. Собрание законодательства Российской  Федерации. - 12 марта 2001 г.

2. Гражданское право. Учебник/ под ред. Садикова Е.А. М., 2003.

3. Гражданское  право. Учебник /под ред. Сергеева  А.П., Толстого Ю.К. М., 2005.

4. Конституция РФ.

5. Назаркин Д. Власть и собственность в России // Комментатор. - 2008.

6.Консультант 

7.Земельный  кодекс




Информация о работе Право собственности на землю и иные права на землю