Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Консти-туцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РФ 2001 г. (с последующи¬ми изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, сово-купность которых составляет земельное законодательство.
Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфе-ре вызывают необходимость обновления земельного законодательства.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………5
2. Правовое регулирование платы за землю……………………………….13
3.Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель…………………………………………………………………..16
4.Земельный налог (порядок его установления, взимания и использования полученных средств)…………………………………………………………..24
5.Арендная плата на землю…………………………………………………..28
6.Нормативная цена земли (кадастровая стоимость)…………………...31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Возможны соответствующие  выплаты не только за счет бюджета.  Если нарушения вызваны работами конкретного горнодобывающего предприятия, то в соответствии со ст. 126 ЗК компенсация должна выплачиваться за  счет  предприятия, причинившего вред. Первоначально компенсация должна выплачиваться в виде страхового  вознаграждения;  но свой  риск  от  воздействия  на  почву горных выработок должно возместить опять-таки горнодобывающее  предприятие в размере неполученного хозяйством дохода; 4) материальное поощрение пользователей земли, выполнивших работы по улучшению качества земель, повышению плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда. Эта норма центральная  не  только для ст.  106,  но и для земельно-мелиоративного законодательства в  целом.  Законодатель  не уточняет формы возможного поощрения,  оставляя их на усмотрение государственных органов - исполнителей закона.  Но  если  попытаться проанализировать действие государственных органов,  то можно увидеть три основные формы поощрения:  а) льгота при плате за землю; б) возмещение за счет госбюджета части или  полной  стоимости капитальных работ, выполненных пользователем угодий; в) принятие на счет госбюджета  всех  или  части  расходов пользователя земли, необходимых для поддержания результатов проделанных работ.  В финансовом отношении наиболее  приемлема для госбюджета первая форма.  Она должны заключаться в том, что, несмотря на повысившийся чистый доход,  получаемый пользователем угодий, ставка земельной платы не должна повышаться по крайней мере в  течение того срока, за который окупятся сделанные вложения.

После истечения этого  срока повышение  ставки  платежей должно  быть умеренным,  с тем чтобы пользователь земли смог регулярно получать прибыль на  ту  сумму  средств, которую он затратил. Вторая и третья формы желательны в тех случаях,  когда сравнительно небольшая поддержка со стороны  госбюджета  будет  стимулировать пользователей земли вкладывать собственные средства в мероприятия  по капитальному улучшению и защите своих угодий. Эти формы могут служить альтернативой односторонним мелиоративным и  защитным работам,  целиком выполняемым за счет государства.  В этих случаях государство может претендовать на часть тех земельных доходов,  которые возросли в результате проведения мелиоративных работ. Во всех случаях  проведение  в  жизнь  рассматриваемой нормы требует резкого повышения авторитета государственной  землеустроительной службы.  6Эта служба должна не только удостоверять сам факт  и  полезность  результатов  проводимых пользователями  земли работ,  их стоимость,  влияние на окружающие земли и тому подобные обстоятельства. Землеустроительная  служба должна заранее знакомиться с проектами мелиорации и защиты земель, согласовывать места, сроки  и  порядок  выполнения работ,  контролировать их проведение, брать на себя ответственность за их результаты;  5)  установление  повышенных цен на экологически чистую продукцию.  Эта норма   направлена  на  поощрение пользователей сельскохозяйственных угодий, которые воздерживаются от чрезмерного применения химикатов, сохраняют  природные  качества почвы и высокие экологические стандарты выращиваемой продукции.  Юридическая и экономическая  слабость этой нормы состоит в том,  что закон дает обязательства пользователям земли, но от имени самостоятельных  хозрасчетных  организаций  -  закупщиков сельскохозяйственной продукции, а не государства. Будут ли  такие организации закупать экологически чистую продукцию по более высоким ценам,  а если будут,  то  насколько дороже, чем загрязненную, - такую гарантию закон дать не может.  В противном случае это означало бы прямое  вмешательство в хозрасчетную деятельность закупочных организаций.  Государство  могло  бы  гарантировать пользователям  земли более высокие цены за экологически чистую продукцию,  закупаемую только бюджетными организациями (больницами,  школами, детскими домами и т.п.), чью деятельность государство вправе и обязано контролировать.  Но в отношении основной массы потребителей такая гарантия весьма проблематична.  Более реальное воздействие  на  пользователей  земли государство могло бы осуществить иным путем, а именно выдавая (от имени землеустроительной   службы)  сертификаты,  удостоверяющие экологически  выдержанную  технологию  производства  на землях определенных хозяйств.  На основе таких сертификатов хозяйства могли бы  искать  покупателей  на  свою продукцию, ценящих ее качество, и требовать за эту продукцию более высокую  цену.  Внедрение  такого  порядка требует  возложения на землеустроительную службу дополнительной обязанности - обеспечения контроля за химизацией  земледелия.  По-видимому,  такой  контроль был бы уместен,  так как позволил бы сосредоточить все земельно-контрольные  функции  в руках одной государственной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Земельный  налог (порядок его установления, взимания и использования полученных  средств).

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения, использования (аренды) земельным участком.7

Земельный налог  юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Земельный налог  на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Ставки земельного налога  утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю». При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленной исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Налог за часть  площади земельного участка сверх  установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Превышение площади  устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы при установлении границ земельного участка в натуре.

Налог за земли  сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами исчисляется непосредственно этими лицами. Организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их представления.

Платежи исчисляются  отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому.

Земельный налог  с юридических лиц и граждан  исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Учет налогоплательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

Исчисление  земельного налога гражданам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога, где указан размер налога и срок уплаты его.

Налоговое уведомление  передается физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Налоговое уведомление, отправленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется  пеня в размере, установленном федеральным законом (за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России).

Сумма излишне  уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика или подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки.

Налоговые органы имеют право самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Заявление о  возврате суммы, излишне уплаченной, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

Арендная  плата может устанавливаться  как в денежной, так и в натуральной форме.

Споры, возникающие  по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Арендная  плата на землю.

Арендная плата является существенным условием договора аренды земельного участка.

Аренда - срочное и возмездное пользование имуществом. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование либо пользование за плату для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности или иных целей. В Российской Федерации аренда допускается во всех отраслях экономики и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности. В аренду может быть передана земля и другие природные ресурсы, имущество граждан, организаций, имущественные комплексы и другие объекты, необходимые для осуществления хозяйственной или иной деятельности. В международном праве арендой является предоставление одним государством другому права пользования частью своей территории.

Размер, условия и сроки  внесения арендной платы за земельные участки, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок определения размера арендной платы и утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).8

Платность использования  земли

1. Использование земли  в Российской Федерации является  платным. Формами платы за использование  земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления  и уплаты земельного налога  устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В случае, если по истечении  трех лет с даты предоставления в  аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения  и в иных случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Нормативная  цена земли (кадастровая стоимость).

Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».10

Нормативная цена земли  не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки  соответствующего целевого назначения.

Нормативная цена также  подлежит применению в случаях, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, а использование  кадастровой стоимости предусмотрено  законодательством (ч. 13 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Информация о работе Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель