Плата за землю и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

1. Формы и цель введения платы за землю.
2. Субъекты и объекты налогообложения.
3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога.
4. Задачи.

Файлы: 1 файл

ze_pravo.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Плата за землю  и ее формы.

План:

  1. Формы и цель введения платы за землю.
  2. Субъекты и объекты налогообложения.
  3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога.
  4. Задачи.

Формы и цель введения платы за землю.

Земля - один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась.

В современной налоговой  системе Российской Федерации укоренилось  комплексное понятие - плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О плате за землю" провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст.2).

Законодатель выделяет три формы платы за землю: земельный  налог, арендную плату и нормативную цену земли (ст.1).

Плата за землю - общее  название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с  правом частной собственности и  иных вещных прав на землю. Земельный  налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату.

Что касается нормативной  цены земли, обозначенной в Законе РФ "О плате за землю" в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки  и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.

Субъекты  и объекты налогообложения.

Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е. устанавливается  налогоплательщик (субъект налогообложения), предмет налогообложения (объект), размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Субъектами налогообложения  являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Таким образом, субъектами налогообложения могут быть как  индивидуальные, так и коллективные субъекты.

Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением Правительства РФ "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" от 4 сентября 1995 г. N 876 на районные и  городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых от взимания самого земельного налога.

Порядок ведения списка плательщиков земельного налога утвержден  приказом Роскомзема и согласован с  Государственной налоговой службой (приказ Роскомзема от 24 октября 1995 г. N 5-16/2066). В соответствии с этим правовым актом в списки включаются граждане и юридические лица, имеющие - земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме части земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами (лесных податей). В списки плательщиков земельного налога не включаются лица, обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной собственности.

Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодно составляемого первичного списка и  ежемесячно составляемых списков изменений.

Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам. По землям, переданным в ведение районного (городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта. Первичный список составляется по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок (т.е. до 1 февраля текущего года) передается государственным налоговым инспекциям. В списке указываются:

  • почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;
  • категория земель, цель использования земельного участка;
  • вид права на землю плательщика земельного налога;
  • фамилия, имя, отчество - для физических лиц, название юридического лица и его регистрационный номер - для юридических лиц;
  • налогооблагаемая площадь;
  • ставка земельного налога без учета льгот.

Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц текущего года. Эти списки передаются государственным налоговым инспекциям до 10-го числа следующего месяца. Если в течение одного месяца произошло несколько изменений данных по одной из записей предыдущего списка (например, купля-продажа земли и через несколько дней дарение этого земельного участка), в списке изменений указываются данные на последний день месяца.

В Законе РФ "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.

Права и обязанности  плательщиков земельного налога конкретизируются в Законе РФ "О плате за землю" (ст.ст.4, 5, 6, 16). К основным обязанностям отнесены: своевременная уплата налога, предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, выполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др. Кроме обязанностей, налогоплательщики имеют и права. К ним относятся, в частности, право представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законом. Кроме того, налогоплательщики имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок, в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами (ст.ст.12, 13, 14 Закона РФ "О плате за землю").

Объектами налогообложения  являются земельные участки, части  земельных участков и земельные  доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся:

    • земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
    • земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
    • земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
    • земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;
    • земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
    • земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
    • земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
    • земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
    • земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических  лиц или граждан, земельный налог  начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности  нескольких юридических лиц или  граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Не являются объектом обложения земельным налогом  неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Источником земельного налога может быть любой доход  налогоплательщика, в том числе  и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Существует формула  исчисления земельного налога:

Зн = П х С х К

где:

П - площадь участка  соответствующего назначения;

С - ставка земельного налога по каждой категории земель, имеющихся у владельца;

К - коэффициент  корректировки ставки земельного налога.

Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят  равными частями на себестоимость  продукции, а по землям, не связанным  с основной деятельностью, - на соответствующие  источники финансирования.

В ст.3 Закона РФ "О плате  за землю" устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Существенным элементом  налога является ставка - размер налога на единицу налогообложения, которая  устанавливается законодательством  Российской Федерации.

Законами РФ "Об основах  налоговой системы" и РФ "О  плате за землю" органам местного самоуправления предоставлена известная свобода в установлении размеров ставок земельного налога. Однако при этом следует учитывать, что согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога только на территории муниципального образования, то есть на землях муниципальной собственности. Таким образом, на землях, находящихся в государственной собственности или за пределами муниципального образования, должны действовать ставки, утвержденные Законом РФ или субъекта Федерации.

Законом РФ "О плате  за землю" разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий.

К ним относят:

    • курортные зоны;
    • земли городов - столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров в зависимости от численности населения.

Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка:

    1. категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т.д.);
    2. местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т.д.);
    3. размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода земли).

Поскольку каждый из трех параметров оказывает влияние на размер налогового обязательства, налоговое  законодательство должно устанавливать  количественно выраженную связь  между перечисленными характеристиками предмета земельного налога и величиной налоговой ставки.

Нечеткое определение  подобных отношений создает благоприятную  почву для налогового и административного  произвола со стороны властных государственных  структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству).

Выполнение требования четкости и количественной объективности  при определении ставки земельного налога напрямую зависит от законодательных  полномочий субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным  зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.

Информация о работе Плата за землю и ее формы