Основные направления совершенствования земельного законодательства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Можно сделать следующие наиболее важныевыводы о дальнейшем развитии земельного законодательства в России.
1. Основная роль земельного законодательства в российской правовой системе заключается в правовом обеспечении баланса частных и публичных интересов в использовании земли, которое достигается закреплением совокупности взаимосвязанных правовых механизмов воздействия на различные виды общественных земельных отношений.

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

Квалификация объективных признаков земельного правонарушения осуществляется как на основе гражданского, так и на основе земельного законодательства. В связи с этим признаки земельного правонарушения во многих случаях квалифицируются посредством установления публичного правонарушения.

Все составы административных проступков в земельных отношениях можно классифицировать по следующим группам:

1) нарушения в сфере  государственного управления землепользованием, такие как самовольное занятие  земли, несвоевременный возврат  временно занимаемых земель, отступление  от проектов внутрихозяйственного  землеустройства;

2) нарушения экологического  характера. К ним относятся порча  земель, загрязнение и захламление  почв.

3) нарушения правил использования  земель, в частности бесхозяйственное  использование земель, непринятие  мер борьбы с сорняками, нарушение  правил благоустройства населенных  пунктов.4

Специфические характеристики земельных правонарушений требуют учета и отражения их в гражданском законодательстве. Отражение таких особенностей должно быть направлено на выработку модели определения размера гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства.

В гражданском законодательстве выделяют следующие группы обстоятельств, влияющих на объем возмещения:

во-первых, характер нарушенных благ. В гражданском законодательстве определяются правила исчисления сумм возмещения вреда при причинении вреда здоровью или имуществу потерпевшего. Вред, вызванный земельным нарушением, не охватывается названным перечнем, поскольку включает в себя экологически вредные последствия, порядок исчисления которых в гражданском законодательстве не определен. Представляется, что гражданское законодательство должно предусматривать вред окружающей среде в общем перечне видов вреда и содержать общую схему исчисления такого вреда; во-вторых, возраст потерпевшего; в-третьих, обстоятельства на стороне потерпевшего (имущественное положение, грубая неосторожность, моральные и физические страдания потерпевшего); в-четвертых, обстоятельства на стороне должника (имущественное положение, страхование ответственности, характер множественности обязанных лиц).5

Применительно к характеристике земельных правонарушений актуальным является вопрос о выделении специальной группы обстоятельств, которые должны учитываться при определении размера гражданско-правовой ответственности. К таким обстоятельствам, в частности, относятся экономическая эффективность восстановительных мероприятий (рекультивация признается неэффективной, если затраты на восстановление превышают ожидаемый экономический эффект), наличие косвенного экологического вреда (вред объектам животного мира и другим компонентам природной среды), наличие накопленного (прошлого) экологического вреда и другие обстоятельства. При отсутствии гражданско-правового регулирования данных вопросов имущественная ответственность за вред, причиненный земельным правонарушением, полностью выпадает из сферы гражданского права, поскольку утрачивает юридическую связанность с общими принципами гражданско-правовой ответственности.

3. Правила и ограничения, применяемые к обороту земельных  участков сельскохозяйственного  назначения.

 В статье 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ установлены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения:

1) сохранение целевого  использования земельных участков;

2) установление максимального  размера общей площади сельскохозяйственных  угодий, которые расположены на  территории одного муниципального  района и могут находиться  в собственности одного гражданина  и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право  субъекта Российской Федерации  или в случаях, установленных  законом субъекта Российской  Федерации, муниципального образования  на покупку земельного участка  из земель сельскохозяйственного  назначения при его продаже, за  исключением случаев продажи  с публичных торгов;

4) преимущественное право  других участников долевой собственности  на земельный участок, находящийся  в долевой собственности, либо  использующих этот земельный  участок сельскохозяйственной организации  или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку  доли в праве общей собственности  на земельный участок из земель  сельскохозяйственного назначения  при возмездном отчуждении такой  доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей  предоставления земельных участков  из земель сельскохозяйственного  назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также  юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных  граждан, иностранных юридических  лиц, лиц без гражданства составляет  более 50%.

2. При продаже земельного  участка из земель сельскохозяйственного  назначения субъект Российской  Федерации или в случаях, установленных  законом субъекта Российской  Федерации, муниципальное образование  имеют преимущественное право  покупки такого земельного участка  по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи  с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней.

В случае если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажутся от покупки либо не уведомят в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

3. В аренду могут быть  переданы прошедшие государственный  кадастровый учет земельные участки  из земель сельскохозяйственного  назначения, в том числе земельные  участки, находящиеся в долевой  собственности.

В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения договор аренды такого земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенных нотариально.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае если поданы два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции.

4. Сельскохозяйственные  угодья, предоставленные сельскохозяйственным  организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии  со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее 5 лет.

5. Особенности совершения  сделок с долями в праве  общей собственности на земельный  участок из земель сельскохозяйственного  назначения.

Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных Законом "Об обороте".

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляются на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

В случае если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Предусмотренные сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

Информация о работе Основные направления совершенствования земельного законодательства РФ