Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
В статье 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определены основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Они представляют собой основные, исходные начала, выражающие содержание указанной деятельности.

Содержание работы

Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия

Столыпинская реформа и ее роль в развитии земельного кадастра

Земельный участок в системе вещных прав

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 43.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия

 

  1. Столыпинская реформа и ее роль в развитии земельного кадастра

 

  1. Земельный участок в системе вещных прав

 

  1. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия

 

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).

В статье 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определены основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Они представляют собой основные, исходные начала, выражающие содержание указанной деятельности.

К принципам ведения кадастра относятся:

  • единство технологии его ведения на всей территории РФ.

Данный принцип означает, что  вне зависимости от того, в каком  субъекте РФ ведется государственный  кадастр, методы его ведения, внесения в него сведений, их хранения, а также  порядок предоставления информации одинаковы в пределах страны;

  • обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

Данный принцип, по сути, объединяет два: в соответствии с первым информация, содержащаяся в кадастре, является доступной и открытой для сторонних  лиц, за исключением кадастровых  сведений, доступ к которым ограничен  Федеральным законом (п. 8 ст. 4); второй принцип означает, что государственный  кадастр недвижимости постоянно  обновляется. Поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений;

  • сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

Первый принцип - единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации.

Согласно данному принципу земельный  кадастр на всей территории Российской Федерации ведется по единой системе  и технологии. Все субъекты Федерации  обязаны соблюдать единый порядок  ведения земельного кадастра. Установлены  единые формы документов и их перечень (состав), который определен ст. 13 Закона. Тем самым достигается  полнота и достоверность сведений земельного кадастра.

Заметим, что у отдельных исследователей вызывает сомнение требование относительно единства системы и технологии ведения  государственного земельного кадастра на всей территории РФ. Как отмечает В.А. Евсегнеев, дело в том, что природные и экономические условия на территории РФ далеко не одинаковы - от полупустынь на юго-востоке европейской части страны до северных и северо-восточных тундр. Различными являются способы и обычаи использования земли в разных географических условиях. Это диктует неодинаковые подходы и к выделению кадастровых единиц - подлежащих описанию земельных участков, и к содержанию этих описаний, и к методам оценки земель. Отсюда должно вытекать не просто право внесения в земельный кадастр дополнительных сведений со стороны региональных и местных органов власти, но и необходимость составления разных земельных кадастров по разным почвенно-климатическим зонам, на которые распадается территория России .

Второй принцип - непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

Как показывает исторический опыт ведения  земельного кадастра, только непрерывный  процесс по внесению в государственный  земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, а также непрерывный процесс  по совершенствованию методов и  средств получения и хранения таких сведений может гарантировать  объективность и ценность такой  информации для современного общества и государства.

Непрерывность процесса внесения в  государственный земельный кадастр  изменяющихся характеристик земельных  участков сопровождается и непрерывностью совершенствования нормативно-правовой базы такой деятельности.

Третий принцип - открытость сведений государственного земельного кадастра.

Как подчеркивается в Руководящих  принципах партнерства государственного и частного секторов в области  управления земельными ресурсами, "информация о земле и ее ресурсах - само существо каждого государства. Надлежащее понимание  гражданами взаимосвязей между государством и обществом требует, чтобы такая  информация была легкодоступной и могла  легко использоваться"

Земельный кадастр содержит сведения, имеющие практическую пользу не только для государственных органов, ведущих  этот кадастр, но и для других органов  управления в области использования  и охраны земель, налоговых органов  и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получении этих сведений бывают заинтересованы также участники  торгов, аукционов и конкурсов  при совершении сделок с земельными участками (купли-продажи, ипотеки и  др.). Во всех названных случаях органы, осуществляющие деятельность по ведению  государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые  сведения заинтересованным в них  лицам и организациям.

Заметим, что реальная работа данного  принципа возможна лишь с уменьшением  бюрократизма, открытостью всей системы  государственной информации.

Четвертый принцип - сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Прежде всего, заметим, что сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом (п. 1 ст. 6 Закона). Такие сведения являются частью государственной информационной системы (ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о  защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся  в распоряжении государственных  органов сведения и документы  являются государственными информационными  ресурсами.

Рассматриваемый принцип предусматривает, что, во-первых, информация, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, является государственным информационным ресурсом, то есть находится в распоряжении органов государственной власти. А с учетом предыдущего принципа общедоступности данный кадастр является открытым государственным информационным ресурсом. Во-вторых, информация, содержащаяся в кадастре, может сопоставляться со сведениями из других государственных информационных ресурсов.

Информация об учтенном имуществе  вносится в государственный кадастр  недвижимости на основании документов. То есть основополагающими являются в данном случае сведения, содержащиеся на бумажных носителях. В соответствии со статьей 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" ведение кадастра допускается как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Но в случае возникновения противоречия между сведениями, содержащимися на бумажном и электронном носителях, приоритет предоставлен именно бумажным носителям.

Так как государственный кадастр  недвижимости представляет собой систематизированный  свод сведений об учтенном имуществе, перечисленном в п. 2 ст. 1 Закона о  государственном кадастре недвижимости, то документы, содержащиеся в нем, представляют значительную ценность по причине того, что именно на их основании в свое время были произведены действия по включению того или иного объекта  в кадастр. Именно поэтому законодательно установлена обязанность по постоянному их хранению, а также наложен запрет на уничтожение и изъятие из них каких-либо частей.

Исходя из смысла комментируемой статьи, орган кадастрового учета осуществляет их временное хранение, а затем  передает их на постоянное хранение в  государственные архивы.

На ноябрь 2008 г. действовало положение, в соответствии с которым Правительство  РФ должно установить:

  • порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов;
  • порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы.

Но с 01.01.2009 в соответствии с Федеральным  законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ эти обязанности  возложены на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Согласно п. 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного  Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, для  ведения реестров объектов недвижимости кадастровых округов используется автоматизированная информационная система  государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 4 Закона "О  государственном кадастре недвижимости" должна действовать единая федеральная  информационная система, в которую  входят:

  • государственный кадастр недвижимости;
  • Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведением каждой составной части  единой федеральной информационной системы занимаются соответствующие  органы - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

20.07.2006 Приказом Роснедвижимости и Росрегистрации N П/0199/105 был утвержден Порядок взаимного предоставления в электронном виде сведений о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ), и сведений Единого государственного реестра прав (ЕГРП) территориальными органами Роснедвижимости и Росрегистрации.

Этот Порядок определяет взаимные правила предоставления сведений о  земельных участках и их правообладателях в электронном виде. Обмен сведениями между территориальными органами осуществляется на безвозмездной основе.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление  функций по нормативно-правовому  регулированию в сфере ведения  государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета  и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования  в сфере кадастровых отношений). Особенности ведения государственного кадастра недвижимости на электронных  носителях в составе единой федеральной  информационной системы, указанной  в ч. 4 статьи 4, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На наш взгляд, к числу принципов  осуществления деятельности по ведению  государственного земельного кадастра следует отнести и обязательность государственного кадастрового учета  земельных участков.

Полноценный фундаментальный земельный  кадастр можно получить только при  обязательном учете всех земель Российской Федерации, где бы они ни располагались  и в чьем бы пользовании (собственности, аренде и т.д.) они ни находились. Никто не имеет права скрывать или отказываться от предоставления полномочным органам запрашиваемых  ими сведений, необходимых для  ведения кадастра (за исключением  сведений, представляющих коммерческую тайну).

 

2.Столыпинская реформа и ее роль в развитии земельного кадастра

 

Эта реформа вошла  в историю под именем ее автора и организатора - Петра Аркадьевича  Столыпина, крупного политического  и государственного деятеля России, в течение пяти лет (1906 - 1911 гг.) занимавшего  пост Председателя Совета Министров  Российской империи.

Новая аграрная политика России 1906 - 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г. вышел в свет Указ императора Николая II "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении". Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением  продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила  концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

Накануне реформы  формы землевладения и землепользования в России отличались большим разнообразием, которое было связано с различием как природных условий, так и исторических судеб населения. Землепользование практически сохраняло сословно-феодальный характер, когда наряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другие виды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство (казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35% общего землевладения в европейской России (или 138 млн. десятин).

Информация о работе Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия