Охрана земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и пространственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Она обладает такими уникальными свойствами, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость и др. Для земли как особо ценного природного объекта характерна и такая особенность, как способность при рациональном ее использовании не только восстанавливать свою производительную силу, но и увеличивать ее.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятия, цели и содержание охраны земель ……………………….. 4
Глава 2. Экологические требования охраны земель (почв)………………... 12
Глава 3. Специальные требования охраны земель и почв…………………. 17
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список источников и литературы................................................................... 31

Файлы: 1 файл

земельное право реферат.docx

— 69.23 Кб (Скачать файл)

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное  и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность  их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Важное предупредительное  значение имеет учет и контроль за наличием в окружающей среде радиоактивных  веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО), который проводится на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РВ и РАО) осуществляется с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Органом управления системой учета и контроля на федеральном  уровне является Минатом России.

Стимулирование охраны земель экономическими средствами направлено на повышение заинтересованности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.

Ощутимой мерой экономического стимулирования является освобождение от уплаты налога за земельные участки на период, предусмотренный проектом производства работ по восстановлению плодородия почв.

Освобождаются от земельного налога также земли, занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными лесонасаждениями. Предоставляются и другая помощь и льготы со стороны органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Производится полная или  частичная компенсация собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат на охрану земель, повышение плодородия почв. Она производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с федеральными, региональными и местными целевыми программами, о которых говорилось выше.

Загрязнителями городских, поселковых и сельских земель являются как жидкие, так и твердые промышленные отходы, масштабы которых столь стремительно возрастают, что не поддаются точному учету. Твердые отходы, кроме того, требуют отвода значительных площадей для их складирования. Например, только под шламы (отработанные отходы) тепловых электростанций ежегодно занимается свыше 2 тыс. гектаров земель. Большая часть твердых отходов вывозится на свалки, а очень малая – используется. Постепенно, однако, наша промышленность приобретает опыт утилизации отходов. В частности, содержащийся в них мышьяк может быть использован для изготовления антисептических препаратов. Известна практика утилизации смолистых продуктов, используемых в дорожном строительстве и для других целей.

В условиях современной жизни  городов и других поселений существует также задача удаления и обезвреживания бытовых отходов и отбросов. Это необходимо для предотвращения инфекционных (заразных) и других заболеваний. Установлено, что многие возбудители инфекционных заболеваний и инвазий могут длительное время сохраняться в загрязненной почве.

Основная часть бытовых  отходов вывозится на свалки (и  лишь небольшая утилизируется), загрязняя  окружающие города территории. Новые  свалки выносятся на значительные расстояния от города, иногда за 50-100 км. Это увеличивает потребности в мусоровозах, парк которых и без того сильно перегружен. Решается задача строительства заводов по обезвреживанию мусора, его переработке и утилизации.

Санитарная охрана земель предусматривает комплекс организационных, гигиенических, санитарных, санитарно-технических, планировочных, землеустроительных и агротехнических мероприятий. Они должны ограничивать загрязнение почвы до величин, не нарушающих процессов самоочищения. Другая их задача – не допустить накопления опасных веществ в посевах и других выращиваемых растениях, загрязнения воздуха, поверхностных и подземных вод. В ряде отраслей законодательства имеются определенные нормы, предусматривающие санитарную охрану земель:

в законодательстве о промышленности – нормы, запрещающие произвольное распоряжение отходами производства;

в законодательстве о сельском хозяйстве – нормы агротехники и культуры земледелия, исключающие какие-либо виды загрязнения почв;

в законодательстве о капитальном  строительстве – нормы строительной, коммунальной гигиены;

в экологическом законодательстве – нормы об охране земель от загрязнения, засорения и отравления. В подзаконных нормативных актах (строительных правилах, нормативах, стандартах и т. д.) более подробно урегулирован порядок охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах. Так, согласно правилам проектирования строительства отводимый участок должен иметь:

определенный естественный или легко регулируемый уклон для стока;

хорошо фильтрующую незагрязненную почву и низкое стояние грунтовых вод;

достаточные разрывы по отношению к ближайшим источникам загрязнения и шума.

Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления разрабатывают генеральные схемы санитарной очистки населенных пунктов как единую систему мероприятий. Указываются места сооружений по очистке, транспортных баз, сливных, перегрузочных и моечных станций, обезвреживания сточных вод и отбросов, выпуска очищенных и неочищенных сточных вод, в том числе промышленных, в водоемы. Использовать отходы и отбросы в сельском хозяйстве можно лишь при строгом соблюдении действующих санитарных правил.

Для жидких и твердых отбросов в домах предусмотрены необходимые  установки, а в лечебно-профилактических учреждениях – мусоросжигательные печи. Радиоактивные отходы собираются и вывозятся в соответствии со специальными правилами. Отбросы обезвреживаются различными способами:

утилизация на мусороперерабатывающих заводах и механизированных установках;

сжигание;

вывоз на свалки; компостирование  во рвах (при закладке крупных компостов – с применением аэрации);

сдача утилизационным заводам  для ликвидации трупов животных; биотермические ямы; поля ассенизации и т. д.

На основании генеральной  схемы разрабатываются детальные  проекты очистки районов, микрорайонов и кварталов, в которых подсчитываются необходимый транспорт, емкости и другое оборудование, указываются пути движения транспорта. За чистоту города, поселка, села отвечают управление благоустройством, трест или контора очистки, коммунальный отдел муниципалитета или соответствующий отдел (цех) предприятия. Очень велика в этом деле роль жилищных контор и управлений, а также самого населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Охрана земель предусматривает  комплекс организационных, гигиенических, санитарных, санитарно-технических, планировочных, землеустроительных и агротехнических мероприятий. Они должны ограничивать загрязнение почвы до величин, не нарушающих процессов самоочищения.

Земля и верхний слой почвы, являясь неотъемлемой, и составной  частью всей экологической системы  нашей планеты, неразрывно связаны  с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными  ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред не только всей окружающей природной среде, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса.

Таким образом, охрана земель осуществляется для преодоления  и предупреждения негативных экологических, экономических и иных последствий землепользования и достигается это путем установления дозволения, поощрения за примерные действия субъектов, а также привлечения правонарушителей к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

Источники

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ (ред. от 07.06.2013 с изменениями, вступившими в силу 07.06.2013) "Об экологической экспертизе"

2. "Земельный кодекс РФ" (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция от 06.09.2013)

3.   "Конституция РФ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

4. Федеральный закон (принят ГД 15 февраля 1995 года (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) "Об особо охраняемых природных территориях"

5. Федеральный закон (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

 

Литература

 

1. Гулак Н. В., Бевзюк Е.А. Земельное право: Учебное пособие. - РИУ ГОУ ОГУ, 2005. - 114 стр.

2. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. - Питер, 2007. - 288 стр.

3. Земельное право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 400 стр.

 

 

1 ст. 9 Конституции РФ, ст. 12 Земельный кодекс РФ.

2 Федеральный закон  (принят ГД 15 февраля 1995 года(в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) "Об особо охраняемых природных территориях"

3 ст.79 Земельный кодекс РФ

4 ст.12 п.2 Земельный кодекс РФ

5 ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

6 Земельное право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 400 стр.

 


Информация о работе Охрана земель