Ограничение права собственности на землю. Разрешенное использование земельных участков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

В теории права различают такие понятия, как «собственность» и «право собственности». Под собственностью в экономическом смысле понимают ту или иную форму присвоения предметов природы, орудий и средств производства, предметов потребления.
Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц.

Файлы: 1 файл

Ограничение права собственности на землю.Разрешенное использование земельных участков - копия.docx

— 34.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Бурятский государственный университет

Юридический факультет

Заочное отделение

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Земельное право»

 

на тему: «Ограничение права собственности на землю. Разрешенное использование земельных участков»

 

 

 

 

Выполнила: .

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2015 год

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Институт права собственности приобретает особое значение, как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

В теории права различают такие понятия, как «собственность» и «право собственности». Под собственностью в экономическом смысле понимают ту или иную форму присвоения предметов природы, орудий и средств производства, предметов потребления. 

Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. Это право собственности в субъективном смысле. 

Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в нашем случае – Российского земельного права.  

Среди прав на землю выделяется две основные группы: права, определяющие принадлежность, присвоение имущества (в данном случае природных объектов) – например, право собственности, и право пользования – например аренда.   

Возможность иметь в частной собственности землю предусмотрена Конституцией РФ  (ст. 9). Конституция закрепляет только два ограничения осуществления собственником своих прав – не нанесение ущерба окружающей природной среде и защита охраняемых законом интересов других лиц.1 Это же правило содержит ст. 209 Гражданского кодекса РФ.  

По земельному законодательству РФ граждане могут иметь в собственности земельные участки. Однако их использование ограничено целевым назначением, например для дачного участка, и другими условиями, закрепленными в договоре о передаче участка. При этом предоставление гражданам земли ведется в основном для организации личного подсобного (садово–огородного) или крестьянского (фермерского) хозяйства. Вопросы землеотвода решают органы субъектов РФ или местного самоуправления. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ограничение права собственности на землю

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие ограничения прав на землю:

- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

- условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

- иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Данный перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Земельным кодексом предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель.

Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон2. Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф3.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов4.    

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

 

    Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов5. 

Разрешенное использование земельных участков

Практически любые вопросы использования земельного участка, будь то его застройка, реконструкция существующих на нем объектов недвижимости, приобретение участка в собственность и другие, прямо или косвенно переплетаются с вопросами установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка6.

Вид разрешенного использования земельного участка – это установленная в публичном порядке совокупность разрешенных параметров использования земельного участка.

К параметрам, определяемым видом разрешенного использования земельного участка, можно отнести следующие:

  1. Допустимые функциональные назначения зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке.

Под функциональным назначением в данном случае понимаются разрешенные параметры использования зданий, строений, сооружений, то есть конкретные возможные способы их эксплуатации для осуществления конкретных видов хозяйственной и иной экономической деятельности.

Например, если на земельном участке с видом разрешенного использования «для промышленного производства» находится здание, являющееся производственным цехом, то установленный вид разрешенного использования участка определяет, что здание цеха не может использоваться в иных целях (например, для переоборудования в торговый комплекс либо офисно-деловой центр) без предварительного изменения вида разрешенного использования самого участка7.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет и возможность осуществления реконструкции уже существующих зданий, а также нового строительства на земельном участке, влияя на то, какие именно здания (здания какого функционального назначения) могут создаваться на земельном участке.

Функциональное назначение зданий, строений и сооружений, определяющее допустимые параметры и способы его использования также называется «видом разрешенного использования объекта капитального строительства».

  1. Потенциальные параметры застройки земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка зачастую определяет и потенциальные параметры его застройки.

К таким параметрам, зависящим от вида использования участка можно отнести:

- установление минимальных и максимальных размеров участков, что может иметь принципиальное значение при осуществлении действий по разделению, преобразованию, выделению земельных участков;

- возможная площадь застройки земельного участка, этажность строительства, плотность застройки и ряд других градостроительных режимов использования земельных участков.

  1. Кадастровая стоимость земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка является главным фактором, влияющим на определение кадастровой стоимости земельного участка, поскольку последняя является ничем иным как произведением удельной стоимости 1 кв.м. земельного участка, устанавливаемого для определенного вида разрешенного использования земельного участка, на площадь участка.

Кадастровая стоимость земельного участка, в свою очередь, является одним из основных факторов, определяющих экономическую составляющую использования земельного участка, поскольку, исходя из ее размера, определяются:

- размер земельного налога, уплачиваемого собственниками земельного участка и лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения;

- размер арендной платы, определяемой для арендаторов земельного участка;

- стоимость земельного участка при его выкупе (приватизации) из государственной либо муниципальной собственности, в том числе при выкупе участков собственниками находящихся на них зданий, строений, сооружений;

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка значительно влияет не только на возможные варианты его использования, но и на затраты его правообладателей, связанные как с непосредственной эксплуатацией участка и расположенных на нем зданий, строений и сооружений, так и с осуществлением деятельности по строительству, реконструкции либо перепрофилированию текущей хозяйственной деятельности.

Несмотря на всю важность вопросов, связанных с определением, установлением либо изменением видов разрешенного использования, действующее в настоящее время правовое регулирование данного вопроса является крайне скудным, запутанным, непоследовательным. Это создает для ответственных лиц органов государственной власти и местного самоуправления поле для осуществления действий, приводящих к существенному ограничению возможностей использования участка и, как следствие, увеличению затрат правообладателей при возникновении необходимости расширить или изменить текущий вид разрешенного использования8.

Сказанное выше является актуальным и для вопросов, связанных с определением видов разрешенного использования объектов капитального строительства.

Как показывает практика, наибольший практический интерес представляют вопросы определения допустимых действующим законодательством видов разрешенного использования земельных участков, определение вида разрешенного использования земельного участка при первичной постановке земельного участка на кадастровый учет и при формировании участка путем его разделения, преобразования и т.д.

Не меньший практический интерес, безусловно, представляет процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Наиболее часто (в силу сложившейся конъюнктуры рынка) на практике встает вопрос об изменении вида разрешенного использования сельскохозяйственных земель в целях осуществления дачного строительства.

Кроме того, на практике возникают ситуации, когда у правообладателя возникает необходимость оспорить вид разрешенного использования земельного участка, ранее ошибочно или некорректно внесенный в государственный земельный кадастр.

Непрозрачность правового регулирования вопросов, связанных с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также низкая информированность в данных вопросах приводит к тому, что тысячи правообладателей ежегодно излишне уплачивают значительные средства за завышенную арендную плату, за необоснованно определенную выкупную стоимость земельных участков, за неправомерно установленную плату за снятие запрета на строительство и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ограничение права собственности на землю. Разрешенное использование земельных участков