Оборотоспособность земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Согласно ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте . Таким образом, под оборотоспособностью подразумевается возможность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных отношений.
Необходимо исследовать землю как объект вещного права, т.к. она в этом плане имеет свои особенности и специфические признаки.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
§1. Понятие оборотоспособности земельного участка
§2. Земельный участок как объект прав на землю
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
§1. Ограничение оборотоспособности земельных участков
§2. Особенности регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение 03.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Государство, однако, имеет возможность перевести  указанные земельные участки  в другую категорию земель, которые  могут находиться и в собственности  других субъектов права (субъектов РФ, физических и юридических лиц).

 
Несоответствие между  понятиями можно также установить в отношении ограничения оборотоспособности объектов. В соответствии с абз.2 п.2 ст.129 ГК РФ ограниченно оборотоспособными  являются такие объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. В соответствии с абз.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 
 
В соответствии с п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте следующие находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки: 
 
- в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 ЗК РФ; 
 
- в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 
 
- занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; 
 
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 
 
- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п.4 комментируемой статьи; 
 
- предоставленные для нужд организаций транспорта, в т.ч. морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 
 
- предоставленные для нужд связи; 
 
- занятые объектами космической инфраструктуры; 
 
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 
 
- предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 
 
- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

В целом, поскольку  размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия  соответствующих земель из оборота, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов в установленном  порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков.

 
Все земельные участки, в  отношении которых существуют ограничения  оборота, подразделяются на два вида. К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут  приватизироваться и быть объектами  гражданско-правовых сделок. Ко второму  виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами.

Подытожив вышесказанное, следует отметить что, объектом частной собственности могут быть оборотоспособные земельные участки, а в случаях, предусмотренных законом, и ограниченные в обороте земельные участки. Земельные участки, изъятые из оборота, вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть объектом частной собственности.

 

         §2. Особенности регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения

 

          Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья (самые ценные, плодородные земельные участки) и несельскохозяйственные угодья.

         Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена никакой денежной оценкой, ни в какой валюте. Ущерб, нанесенный немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. путем вывоза из России в Германию верхнего почвенного слоя земли, был огромен... В результате в тех местах, где до войны получали высокие урожаи, земледелие сократилось на 45%. Лишь к 1953 г. сельское хозяйство России с трудом достигло довоенного уровня, а затем вступило в полосу застоя. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой значимости нуждаются в особой защите.

         Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения следует понимать установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны. Правовой режим данной категории земель складывается из нескольких элементов. Одним из них является наличие объекта правового регулирования, на который распространяется данный порядок. Он бывает, как правило, общим, родовым и конкретным.

         Общим объектом правового регулирования является земля как часть окружающей среды, обладающая бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв.

         Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.

           Сельскохозяйственные угодья состоят из участков земли определенного хозяйственного использования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние плодовые насаждения).

           Несельскохозяйственные угодья представляют собой земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся овраги, болота и прочее.

           Главная особенность земель сельскохозяйственного назначения состоит в том, что земли здесь выступают в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат еще большей охране.

          Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"7. Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели  земельный участок как объект гражданского оборота, а также право  собственности на землю в системе вещных прав. Вопросы права собственности  на землю в истории России всегда были важны. Можно вполне считать прообразом права собственности на землю правовые институты предоставления в пожизненное пользование и пожизненное наследуемое владение земельных участков в советском гражданском праве. Эти институты сохранились и в современном гражданском и земельном праве. 
 
Можно отметить, что земельный участок как объект права собственности должен быть индивидуально-определенным, соответствовать целевому назначению и разрешенному использованию. Объектом частной собственности могут быть оборотоспособные земельные участки, а в случаях, предусмотренных законом, и ограниченные в обороте земельные участки. Земельные участки, изъятые из оборота, вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть объектом частной собственности. Земельный участок относится к недвижимому имуществу, что определяет специфику его оборота. 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы: 
 

  1.  
    Конституция Российской Федерации. 
  2.  
    Гражданский кодекс Российской Федерации. 
  3.  
    Земельный кодекс Российской Федерации.

 
Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности  на землю в российском законодательстве. «Законодательство и экономика». 2001, № 11 

  1.  
    Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. – М.:Юрайт-Издат, 2004.
  2.  
    Иконницкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. – Юристъ, 2000.
  3.  
    Гусев Р.К. Земельное право: Учеб.пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА – М», 2001.

1 Ст 36 Конституции Российской Федерации была принята 12 декабря 1993

2 Пункт 1 статьи 129 ГК РФ от 21.10.1994г

3 Статья 7 ЗК РФ от 25.10.2001

4 ч. 1 ст. 6 ЗК РФ

5 ст. 131 ГК РФ, ст. 26 ЗК РФ

6 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

7 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ


Информация о работе Оборотоспособность земельных отношений