Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

1. Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. установил правовые нормы, направленные на унификацию статуса фермерских хозяйств.

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 


 


1. Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

 

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. установил правовые нормы, направленные на унификацию статуса фермерских хозяйств. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. Заслуживает внимания точка зрения Б.А. Воронина, который критически отнесся к предоставленной законом возможности сохранения до 2010 г. двух статусов фермерского хозяйства. Он пишет: «А надо ли было принимать такое решение, которое ничего позитивного не вносит в развитие фермерства, но лишь продолжает споры правоприменительных и иных органов о нелигитимности фермеров как юридических лиц. Надо было или соглашаться с Гражданским кодексом РФ или добиваться внесения соответствующего изменения или дополнения в гл. IV ГК РФ, или очень мотивированно ввести соответствующую статью в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Как уже отмечалось, попытки внести изменения в гл. 4 ГК РФ не были плодотворными. Крестьянское (фермерское) хозяйство, если его наделять всеми необходимыми признаками юридического лица, становится товариществом, обществом или производственным кооперативом и на него должны распространяться общие правила об этих организационно-правовых формах юридического лица, предусмотренные гл. 4 ГК РФ.

Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. предоставил право крестьянским хозяйствам, имеющим статус юридического лица, привести его в соответствие с нормами части первой ГК. Однако ни названный закон, ни Закон о фермерском хозяйстве не предусмотрели порядок изменения статуса фермерского хозяйства, а ГК РФ не регулирует преобразование юридического лица в индивидуальных предпринимателей. В формах документов, используемых при государственной регистрации фермерских хозяйств, утвержденных приказом \1шшстерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г., закреплен следующий порядок преобразования крестьянского фермерского) хозяйства, имеющего статус юридического лица, в крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На основании Заявления главы фермерского хозяйства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве. зарегистрированном до вступления в силу части первой ГК РФ в качестве юридического лица и прекращающее деятельность в связи с изменением правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой ГК РФ, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу ч. 1 ГК РФ крестьянском хозяйстве, главой которого является указанное лицо.

В отличие от преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида при преобразовании крестьянского (фермерского) хозяйства, имеющего статус юридического лица, в крестьянское хозяйство, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не требуется составление передаточного акта или разделительного баланса, а также уведомления кредиторов юридического лица. Упрощенный порядок преобразования крестьянского хозяйства - юридического лица в крестьянское хозяйство без образования юридического лица стал возможен благодаря тому, что первое из них не обладало всеми признаками юридического лица. Как отмечается в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 9 июля 2004 г. «приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации означает лишь исключение сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с включением в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об указанном субъекте предпринимательской деятельности... За фермерским хозяйством остается весь комплекс прав и обязанностей как в случае универсального правопреемства».

Статья 259 ГК предусматривает возможность создания на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива. При этом размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства. Закон о фермерском хозяйстве включил создание на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства хозяйственного товарищества или кооператива (ст. 21) в число оснований прекращения фермерского хозяйства. Решение членов хозяйства о прекращении должно быть единогласным.

Действующим законодательством не урегулирован порядок создания на базе имущества фермерского хозяйства организаций со статусом юридического лица. В ГК РФ, как и в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не упоминается о реорганизации фермерского хозяйства в товарищество или кооператив. Однако, по сути, имеется в виду именно реорганизация. Если бы речь шла о прекращении фермерского хозяйства путем его ликвидации, то не было бы необходимости устанавливать организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть созданы на базе его имущества. Следовательно, фермерские хозяйства, созданные ранее со статусом юридического лица, вправе осуществить реорганизацию в форме преобразования в соответствии со ст. 57 ГК (реорганизация юридического лица). Преобразуемое фермерское хозяйство должно гарантировать права своих кредиторов (ст. 60 ГК), а к создаваемому на базе его имущества хозяйственному товариществу или производственному кооперативу переходят его права и обязанности в соответствии с передаточным актом (ст. 58).

Есть основания для применения по аналогии (ст. 6 ГК) установленного ГК РФ порядка преобразования одного юридического лица в другое в случае создания хозяйственного товарищества или кооператива на базе имущества фермерского хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поскольку существо этого порядка состоит в преобразовании одной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в другую.

ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ориентирован на развитие фермерских хозяйств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вместе с тем он не ущемляет права фермерских хозяйств, которые вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие хозяйства указанный закон распространяется постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных правовых нормативных актов или существа правоотношения.

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по сравнению с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» внес изменения не только в статус, но также в правовое регулирование ряда других вопросов организации и деятельности фермерских хозяйств. К наиболее существенным можно отнести следующие. Если по Закону от 22 ноября 1990 г. фермерское хозяйство могло быть создано отдельным гражданином, семьей или группой лиц, то Законом от 11 июня 2003 г. создание группой лиц фермерского хозяйства не предусмотрено, право на создание фермерского хозяйства имеют указанные в Законе родственники (не более чем из трех семей, а также не более пяти граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства). Закон от 22 ноября 1990 г. предъявлял к гражданам, желающим создать фермерское хозяйство, определенные требования (опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственная квалификация, специальная подготовка). Новый Закон каких-либо специальных требований не устанавливает. Закону 1990 г. фермерское хозяйство не создать иностранные граждане или ли гражданства, по новому Закону право на создание фермерского   хозяйства   имеют   дееспоспособные граждане РФ, иностранные граждане и лиц без гражданства. При этом в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г странные граждане, лица без гражданства; обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. З).

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. вступил в силу со дня официального опубликования, т.е. с  17 и 2003 г. В нем не указано в какие сроки внутрифермерские отношения подлежат приведению в соответствие с этим законом. Следует руководствоваться ст. 4 ГК «Действие   гражданского   законодательства времени». По отношениям, возникшим до введения в действие Закона от 11 июня 2003 г., он изменяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Например, ранее созданные групповые (или семейные) фермерские хозяйства не обязаны прекращать свою деятельность. Однако в члены такого хозяйства не могут приниматься граждане, не состоящие в родстве главой хозяйства, если общее количество таки граждан-членов хозяйства будет превышать пять человек (п.п 2 л. 2 ст. 3). Заключение соглашений о создании фермерского хозяйства обязательно для граждан в процессе создания хозяйства. Для ранее созданного хозяйства желательно заключение аналогичного Соглашения о деятельности фермерского хозяйства, так как наличие договоренности между членами хозяйства должно способствовать упорядочению отношений между ними.

Итак, действующее законодательство предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица в двух формах: индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Такой вывод не противоречит ГК РФ, так как в нем определены основные отличия крестьянского (фермерского) хозяйства от индивидуального предпринимателя: государственная регистрация хозяйства, а не его главы (ст. 23); наличие отношений членства и образование общей собственности (ст. 257).

 

2. Основания возникновения прав на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

 

         Порядок и условия предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам, пожелавшим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, определяется Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В частности, законом определяются земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закрепляется порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а также порядок осуществления выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий.

      18 июля 2005 г. в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были внесены существенные изменения. Так, ст. 10 Закона дополнена новым пунктом 7. В нём, в частности, предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, прав собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий1.

     В.В. Устюкова  замечает, что «из приведённой  нормы явно лишь одно: законодатель  в данном случае пошёл по  тому же пути, что и арбитражные  суды, и также приравнял граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, к юридическим лицам, предоставив одновременно и тем, и другим право приобретать земельный участок в собственность по льготной цене. Однако ряд вопросов по-прежнему остаётся без ответа. Например, ссылка на ФЗ от 25 октября 2001 г. применительно к фермерам может в равной степени означать и то, что на них распространяется установленный п. 2 ст. 3 данного закона «конечный срок» переоформления указанных ограниченных вещных прав (коль скоро они приравнены к юридическим лицам), и то, что для них как для граждан переоформление прав сроком не ограничивается (п. 4 ст. 3). Кроме того, некоторые фермеры имеют земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства в черте населённых пунктов. Эти земельные участки относятся не к землям сельскохозяйственного назначения, а к землям поселений. Следовательно, на них  Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется. Естественно, не касается он и прав граждан-предпринимателей, бизнес которых не связан с сельским хозяйством. Поэтому права и тех, и других на бесплатное переоформление ограниченных вещных прав на земельные участки на право собственности должны по-прежнему регулироваться ст. 20 и 21 Земельного кодекса РФ. Таким образом, и после внесения изменений в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» необходимость уточнения названных статей не отпала2.

  Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства устанавливается Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Так, согласно ст. 4 для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ3.

Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

  Правовой режим земель, которые  используются для ведения садоводства и огородничества, регулируется главным образом Федеральным законом от 15 апреля 1998 г, № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с последующими изменениями и

дополнениями)4. Содержание и особенности правового режима этих земель определены той целью, для которой они используются.

       Особенности  правового режима земель сельскохозяйственного кооператива отражены в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с последующими изменениями и дополнения-ми)5. В п. 3 ст. 19 указанного закона предусматривается, что при реорганизации сельскохозяйственной организации ее член (участник) вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооператива) либо передать земельный участок, находящийся в его собственности, кооперативу в аренду на условиях, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В этом случае кооператив становится собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами (п. 3 ст. 34 Закона) и соответственно собственниками таких земельных участков. Согласно ст. 6 Закона кооператив вправе иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в т.ч. переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"