Контрольная работа по «Земельному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Реалии новой России требуют разрешения многовековой несправедливости в отношениях к крестьянской земле, полномасштабного исследования роли права и государства в процессе проведения земельных реформ с целью выработки эффективного механизма регулирования земельных отношений и отражения их в правовой системе. Предмет исследования — управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных социальных и экономических системах. Объект исследования — земельные реформы и их государственно-правовое регулирование в России в 90-е годы.

Содержание работы

Введение……………………………………………….................…………..2
1. Начало реформы………………………………….............……………6
2. Первые правовые акты земельной реформы……….............………..8
3. Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период…………………………..................................................…………….10
4. Земельный кодекс РФ 2001 года……………………...............………15
5. Заключение…………………………………………...............………...18
6. Список литературы…………………………………........………..20

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

 

3. Земельная  реформа и развитие земельных  отношений в постсоветский период

 

 

Новый этап развития земельного законодательства относится к периоду  так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального  разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая  группа депутатов призывала к  всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет  включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а  Верховный Совет СССР принял. «Основы  законодательства Союза ССР и  союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности  на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права  на землю, как пожизненное наследуемое  владение. К «достижениям» Основ  следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование Этим практически исчерпываются  все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский  земельный строй. Частная собственность  на землю введена не была, но появилось  два новых титула прав на землю: право  пожизненного наследуемого владения и  аренда. Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности  на землю в какой–то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался  развал Союза ССР.

Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует  различать два этапа: 1–й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все  земельные общественные отношения  нового земельного строя.

Но Кодекс не мог выйти  за рамки Конституции, в которой  был установлен 10-летний мораторий  на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа  земли государством у граждан  и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и  революционным завоеванием ЗК РСФСР  явилось установление судебного  разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого  суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным  участком его собственниками в городе).

Президент Российской Федерации  решил регулировать ход реформы  своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент  Российской Федерации принял Указ "О  неотложных мерах по осуществлению  земельной реформы'". Указ установил  продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении в  другую местность;

— при передаче в собственность  по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки  другим работникам совхозов или колхозникам  либо лицам, вступающим в члены колхоза  или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных  граждан на продажу земельных  участков были расширены по сравнению  с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений  Указа исходило и постановление  Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации  регулировались и регулируются плата  за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с  дополнениями и изменениями); залог  земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд  других. Признано необходимым принять  закон об ипотеке.

Законодательный орган —  Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности  на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная  купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях  — для ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства;

— дачного строительства;

— индивидуального жилищного  строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные  отношения с учетом требований земельной  реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в  указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  от 27 октября 1993 г. было установлено, что  земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной  части должно соответствовать ГК РФ. Она закрепила право частной  собственности на землю, отменила все  имеющиеся в прежней Конституции  ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять  полномочия Президента РФ, издал  Указ № 2228 «О приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ». Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.  Это создало пробелы и неопределенность  по многим вопросам регулирования  земельных отношений. В частности,  были признаны недействующими  статьи, определяющие компетенцию  государственных органов по предоставлению  земельных участков в собственность  и пользование; статьи, устанавливающие  порядок предоставления и изъятия  земельных участков, что на практике  порождало пробелы в законодательстве  и правовой беспредел.

В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле–продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с  землей включились органы Госкомимущества.

Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.

Период «указного» регулирования  земельных отношений закончилось  с принятием в 2001 г. Земельного кодекса  РФ и федерального закона «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

 

 

 

4. Земельный  кодекс РФ 2001 года

 

28 сентября 2001 года Государственной  Думой Российской Федерации принят  новый Земельный кодекс, в котором  страна нуждалась на протяжении  десяти лет, начиная с земельной  реформы 1990 года.

В Статье 1 земельного кодекса  приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли  как основы жизни и деятельности  человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  хозяйстве и лесном хозяйстве  и основы осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно  как о недвижимом имуществе,  об объекте права собственности  и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества, согласно которому  владение, пользование и распоряжение  землей осуществляются собственниками  земельных участков свободно, если  это не наносит ущерб окружающей  среде;

3) приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые  позволили бы обеспечить сохранение  жизни человека или предотвратить  негативное (вредное) воздействие  на здоровье человека, даже если  это потребует больших затрат;

4) участие граждан и  общественных организаций (объединений)  в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому  все прочно связанные с земельными  участками объекты следуют судьбе  земельных участков, за исключением  случаев, установленных федеральными  законами;

6) приоритет сохранения  особо ценных земель и земель  особо охраняемых территорий, согласно  которому изъятие ценных земель  сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых  лесами первой группы, земель  особо охраняемых природных территорий  и объектов, земель, занятых объектами  культурного наследия, других особо  ценных земель и земель особо  охраняемых территорий для иных  целей ограничивается или запрещается  в порядке, установленном федеральными  законами. Установление данного  принципа не должно толковаться  как отрицание или умаление  значения земель других категорий;

7) платность использования  земли, согласно которому любое  использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации;

8) деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного  использования в соответствии  с зонированием территорий и  требованиями законодательства;

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации,  собственность субъектов Российской  Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, в соответствии с которым  при определении их правового  режима должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы;

11) сочетание интересов  общества и законных интересов  граждан, согласно которому регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества при обеспечении гарантий  каждого гражданина на свободное  владение, пользование и распоряжение  принадлежащим ему земельным  участком.

При регулировании земельных  отношений применяется принцип  разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования  отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут  быть установлены и другие принципы земельного законодательства.

 

 

Заключение

 

Для истории нашей страны, ее внутреннего развития осуществление  земельных реформ в России сводило  их лишь к продовольственной проблеме и мало затрагивало правовое решение  земельных вопросов и укрепление статуса крестьянства.

К середине 90-х гг. сложилась  многоуровневая система земельного законодательства. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

В связи с принятием  в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими. Все это обусловило необходимость разработки нового Земельного кодекса Российской Федерации. Хотя земля перешла в частные руки, но на этой земле работать некому. В деревнях остались в основном пожилые люди, а у молодых нет сельскохозяйственной техники, чтобы обрабатывать землю. Да и разучился крестьянин за годы Советской власти трудиться на земле. Вот и лежат по всей России тысячи нераспаханных гектаров земли. Государство старается решить проблемы с помощью предоставления кредитов личным подсобным хозяйствам и агропромышленным комплексам. Но эти кредиты не может получить крестьянин со средним доходом.

Информация о работе Контрольная работа по «Земельному праву»