Государственное регулирование в области использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выше сказанного является необходимым и целесообразным изучение темы «государственное регулирование в области использования и охраны земель».
Целью данной работы является комплексное изучение правовых норм отечественного законодательства касающихся государственного регулирования использования и охраны земель, а также научных изысканий отечественных ученых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Функции государства в области использования и охраны земель..4
Органы государственного управления земельными ресурсами…………………………………………………………….11
Экономический механизм использования и охраны земель……..19
Земли особо охраняемых территорий……………………………...21
Ответственность за нарушение земельного законодательства…..24
Заключение……………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая земельное право.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

По статье 8.29 предусмотрен штраф за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных. По статье 8.30 - за уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд.

По статье 8.39 предусмотрена  ответственность в виде штрафа за нарушение установленного режима или  иных правил охраны и использования  окружающей природной среды и  природных ресурсов на территориях  государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Административная ответственность (штраф) наступает за самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), а по ст. 7.9 штраф налагается за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Штрафы налагаются за следующие правонарушения: самовольное  занятие водного объекта или  его части, пользование ими без  разрешения, если получение таковых  предусмотрено законом, а равно  без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением или договором (ст. 7.6); застройку площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами (ст. 7.4); проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно (ст. 7.14); нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

Правонарушения в области контроля (надзора). Штрафы налагаются за следующие правонарушения:

неповиновение законному  распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации  об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна;

воспрепятствование доступу  членов международной инспекционной  группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным  договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю (ст. 19.4);

невыполнение в установленный  срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный  надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5);

непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

непредставление или  несвоевременное представление  в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление  которых предусмотрено законом  и необходимо для осуществления  этим органом (должностным лицом) его  законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7).

Дисциплинарная ответственность  за земельные правонарушения применяется  за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками земельного контроля и другими лицами своих трудовых обязанностей, например неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов государственного земельного кадастра, ненадлежащее исполнение работ при подготовке почвы для посева сельскохозяйственных культур и т.п. Она предусматривается соответствующими статьями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Мерами дисциплинарных взысканий могут быть: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК РФ). Они налагаются руководителем организации на подчиненных ему по службе работников. Расширять названный перечень взысканий запрещено.

Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями. Возмещение вреда пользователям земельных участков (собственникам, владельцам, арендаторам и др.) есть не что иное, как гражданско-правовая (имущественная) ответственность перед лицом, которому причинен этот вред.

Для терминологического различия убытки, причиненные вследствие недолжного исполнения обязательств, принято называть ущербом (гл. 25 ГК РФ), убытки, причиненные при отсутствии обязательств, предусмотренных договором или специальным нормативным актом, - вредом (гл. 59 ГК РФ).

В статьях 1064 - 1083 ГК РФ предусматриваются  возможные случаи причинения вреда.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность  за вред, причиненный третьим лицам  в результате взаимодействия названных  источников.

Нередки случаи причинения вреда несколькими лицами. Поэтому  ст. ст. 1080 - 1081 ГК РФ устанавливают порядок ответственности за совместно причиненный земельным правонарушением вред.

Возмещение вреда предусматривается  также законодательством об охране природы. Так, согласно ст. 77 Закона "Об охране окружающей среды" юридические  и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Статья 78 названного Закона устанавливает порядок компенсации  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно этой статье компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения  суда или арбитражного суда вред окружающей среде может быть возмещен посредством  возложения на ответчика обязанности  по восстановлению нарушенного состояния  окружающей среды за счет его средств  в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области  охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу  граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотрено ст. 79 Закона.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в  результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с гражданским и другим законодательством. Возмещение ущерба (вреда) возможно в двух формах: в денежном выражении или в натуре.

Согласно ст. 393 ГК РФ размер вреда устанавливается по ценам, существующим на день предъявления иска. Но, исходя из обстоятельств спора, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. Право выбора того или другого способа возмещения вреда принадлежит потерпевшей стороне. Однако суд может предложить свой вариант разрешения спора и в соответствии с ним принять решение.

Заключение 

Государственным органам принадлежит  ведущая роль в  управлении земельным  фондом: они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр  и мониторинг земель, государственный  контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Хозяйственное управление землей со стороны  любого собственника включает его право  контроля за деятельностью  владельца (пользователя), которому он предоставил  землю. Если контроль осуществляется государственной  организацией, то в данном случае он будет проявлением не верховенства государства, в всего лишь одной из функций собственника.

Основные задачи контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении  исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

Управление когда  им занимается государство, распадается на две сферы. С одной стороны, это хозяйственное управление (заведование) принадлежащими государству имуществами (среди которых может быть и земля), а с другой – осуществление властных функций, присущих государству как суверену.

Государственное управление земельными ресурсами подразделяется на общее и отраслевое управление.

Общее управление осуществляется органами общей и  специальной компетенции  и распространяется на все территории независимо от категорий  земель и форм владения ими.

Общее управление земельными ресурсами возложено  на Правительство  РФ.

Отраслевое  управление осуществляется министерствами, по признаку подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым  предоставлены земли. Осуществление ими  управления как правило не завися от территориального размещения земель.

Экономические методы воздействия  основаны на использовании  материальных интересов. Экономический метод  включает как отдельные  приемы воздействия  так и их совокупность. Комплекс взаимосвязанных  экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли.

Основным  принципом экономического механизма использования  и охраны земель является платность. Это означает использование земли исключительно за плату.

В основе принципа платности  лежит экономическая  оценка земли.

Установление  платности пользования  землей и другими  природными ресурсами  направлено на решение  экономических и  экологических  задач.

За  правонарушения в  области земельного законодательства законами Российской Федерации  предусмотрена:

    • дисциплинарная ответственность;
    • административная ответственность;
    • уголовная ответственность;
    • гражданско правовая ответственность

Кроме указанных традиционных форм ответственности за земельные правонарушения, в земельном законодательстве предусмотрена специальная ответственность, так называемая земельно – правовая ответственность, предусматривающая специальные земельно – правовые меры.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

    1. Конституция Российской Федерации 1993
    2. ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации» 2 ФКЗ. Российская газета 245 от 23.12.1997.
    3. Гражданский Кодекс Российской Федерации первая часть от 30. 11. 1994 г. 51 - ФЗ Собрание законодательства РФ от 05. 12. 1994 г. 32 ст. 3301.
    4. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть вторая от 26. 01. 1996 г. 14 ФЗ. Собрание законодательства РФ от 29. 01. 1996 г. 5 ст. 410.
    5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 10.2001 136 ФЗ. СЗ РФ от 29.10.2001 44 ст. 4147
    6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 117 ФЗ. СЗ РФ от 07.08.2000 32 ст. 3340
    7. Алехин А.П. Административное право. М. 2007
    8. Атамначук Г.В. Административное право. М. 2007
    9. Бачило И.Л. Исполнительная власть в России. М. 2008
    10. Боголюбов С.А. Земля и право. М. 2009
    11. Быстров Г.Е. Земельное право. М. 2008
    12. Ерофеев Б.В. Земельное право. М. 2009
    13. Жариков Ю.Г. Земельное право России. М. 2008
    14. Клюкин П.О. Земельные отношения. М. 2009
    15. Липперт Р.Т. Экономика. М. 2007
    16. Панкратов. И.Ф. Законодательство о земле. М. 2009
    17. Улюкаев В.Х. Земельное право и земельный кадастр. М. 2008
    18. Шейнин Л.Б. Ответственность за нарушение земельного законодательства. М 2009

Информация о работе Государственное регулирование в области использования и охраны земель