Частная собственность на землю в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности имели большое значение; это способствовало развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появилась возможность преодолеть тот экономический кризис, в котором находилась Россия. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент экономической и политической ситуации отношения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теория собственности 3
2 Современная земельная реформа 3
3 Собственность на землю, ее виды и содержание 3
4 Частная собственность на землю РФ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

Контрольная Земельное право 1.docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 2

1 Теория собственности 4

2 Современная земельная реформа 6

3 Собственность на землю, ее виды и содержание 10

4 Частная собственность на землю РФ 13

Заключение 16

Список используемой литературы 18

 

Введение

В условиях перехода к рыночным отношениям в  экономике России реформация отношений  собственности, разгосударствление и  появление новых видов собственности имели большое значение;  это способствовало развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появилась возможность преодолеть тот экономический кризис, в котором находилась Россия. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю из ролей в стабилизации экономического положения в стране. С теоретической точки зрения, нет существенной разницы и тем более непреодолимой пропасти между государственной и частной формами собственности. Собственность на имущество (средства производства) - поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности.

Современное земельное право возникло после  революции 1917 г. Оно представляло собой советское земельное право.

Прошло  почти десятилетие с начала 90-х  гг., когда началась земельная реформа  в нашей стране. С тех пор  земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.

За последние  годы приняты Градостроительный  кодекс Российской Федерации, Федеральные  законы "О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре", "О кадастре объектов недвижимости".

Согласно  Земельному кодексу, все земли Российской федерации делятся на определенные категории в соответствии с их основным целевым назначением. Лицо, использующее земельный участок, не вправе по своему усмотрению изменить основное целевое назначение использования земли. Целевое использование земельного участка предполагает также, что такое использование не только право, но и важнейшая обязанность лица пользователя.

Необходимым условием обеспечения рационального  использования земли, стабильности хозяйственной деятельности является соблюдение принципа устойчивости права на земельный участок.

 

 

1 Теория  собственности

 

Для более  полного раскрытия определения  собственности следует рассмотреть  ее экономический и юридический  аспекты, а также учесть  место  собственности в законодательстве РФ.

С теоретической  точки зрения, нет существенной разницы  и тем более непреодолимой  пропасти между государственной  и частной формами собственности. Собственность на имущество (средства производства) - поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности - и марксистская, и современная  американская неоклассическая - утверждает, что право собственности (то есть право присвоения продуктов природы  и продуктов их трансформации  в процессе производства) распределено по всем общественным отношениям, а  не сосредоточено только и исключительно в имущественном праве [3].

Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности  на средства производства, права частного (или государственного) собственника, в самом деле, неограниченны. При  всей абсолютности своих прав собственник  не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями понятие прав собственности оно  включает в себя все общественные отношения, а не только экономические  и социальные. Право собственности, - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого  государства.

Собственность как общественное отношение выступает  в различных формах. Это не мешает каждой из них, включая индивидуальную, оставаться общественной формой в силу разделения общественного труда, взаимосвязанности  производственной деятельности отдельных  производителей в рамках единого комплекса отношений человека с природой.

Государственная форма собственности, какие бы попытки  ни предпринимали идеологи реального  социализма выдать ее за единственный вид истинно-общественной собственности, всегда была и останется такой  же специфической ее формой, как  любая другая - индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная и др. Говорить о достоинствах или недостатках  одной из форм собственности можно  только конкретно исторически, в  противопоставлении или сравнении  с другими конкретно-историческими  формами. И если в отдельные исторические периоды на передний план выходит  одна форма, а другие отступают назад, то происходит это не потому, что  она по природе своей ближе  к субстанции собственности вообще, а потому только, что в данный момент она лучше отражает потребности  общественного производственного  комплекса, лучше обеспечивает эффективность  функционирования отдельных его  частей, то есть лучше способствует минимизации затрат на единицу производимой продукции [4].

Частная собственность на средства производства является базисным элементом рыночной экономики. Ее историческая стойкость  объясняется несколькими преимуществами, которые отсутствуют во всех остальных  формах. В соответствии с классическим определением, данным известным ученым А. Оноре, частная собственность  реализуется через 11 прав собственности: право владения, право пользования, право на доход, право на безопасность, право на передачу прав по наследству и т.д. [3].

Мировой опыт показывает, что частная собственность  незаменима для эффективной организации  малого бизнеса, который является "пусковым механизмом" любого рыночного хозяйства, мотивацией человеческой деятельности и т.д.

Вместе  с тем частная собственность  имеет и ряд негативных сторон.

Так, она  порождает зависть, стремление к  наживе, меркантилизм, атмосферу высокого эмоционального напряжения, связана  с имущественной дифференциацией людей, их доходов, что может привести к обострению социальных отношений, возникновению эксплуататорских форм частной собственности.

Мировой опыт показывает, что предприятия  с коллективной формой собственности  успешно выдерживают конкуренцию  с большими корпорациями, основанными  на частной собственности. Чувствуя себя собственниками, работники проявляют  больший интерес к улучшению  финансового положения своей  компании и поэтому работают более  старательно.

 

2 Современная земельная реформа

 

С образованием России как независимого государства  новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций.

Важнейшей частью экономических преобразований стала земельная реформа, воплотившая  идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности  и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель. В этой области политическое руководство пошло по пути капитализации сельского хозяйства, реставрации отношений частной собственности, существовавших в дореволюционной России и принятых во многих развитых капиталистических странах. В дальнейшем негосударственные формы собственности вошли в практику земельных отношений применительно к другим категориям земель. В содержание земельной реформы вошли также мероприятия по созданию муниципальной собственности, определению правового режима и разграничению государственной собственности.

Особый  характер земельная реформа приобрела  применительно к сельскому хозяйству. Развитие процесса приватизации земель в данной области занимало и продолжает занимать ключевое место. Ее идея заключалась в реализации политики расформирования 27 тыс. колхозов и совхозов России и передачи их земель на праве частной собственности сотням тысяч мелких крестьянских хозяйств. Считалось, что индивидуальная форма ведения сельского хозяйства создаст конкурентную среду, способную обеспечить рост сельскохозяйственного производства. Право частной собственности в этом случае выступает в качестве гаранта стабильности и способно стимулировать заинтересованность сельскохозяйственного производителя бережно относиться к земле и рационально ее использовать.

Правовую  основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпринимаемым реформам.

Принятые  в начале 90-х гг. Законы «О земельной  реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали первоначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль для формирования приватизации земель сыграли Указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996).

Важную  роль для реализации политики приватизации земель колхозов и совхозов, а также  земель, предназначенных для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, сыграл Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В соответствии с Указом ставилась задача в 1992 г. провести полную реорганизацию всех колхозов и совхозов, предоставив их членам и работникам право получать земельную долю в частную собственность для создания крестьянских хозяйств и некоторых других видов индивидуального землепользования. Для реорганизации, выделения и приватизации земельных долей максимально снимались административные препятствия, и устанавливался льготный режим. Так, были предусмотрены предоставление доли земли бесплатно, ее выделение без согласия коллектива или администрации колхоза или совхоза. Для ведения фермерского хозяйства и других видов индивидуального землепользования допускалось предоставление земель в лесах 1-й группы, разрешалось свободное распоряжение земельной долей, включая ее залог. Была предусмотрена ответственность руководителей хозяйств за задержку с выделением доли. Но, ожидания высокой эффективности крестьянских хозяйств не оправдались. Государство оказалось неспособным предоставить фермерам обещанную и необходимую финансовую и техническую поддержку. Вся система жизненных условий в сельской местности не приспособлена к быстрому преобразованию колхозов и совхозов в частные крестьянские хозяйства: жилье, снабжение, коммуникации рассчитаны на крупные сельскохозяйственные предприятия. В этих условиях приватизация земель колхозов и совхозов не происходит. Не была разработана в достаточной степени и правовая основа реформ, необходимая для юридического оформления права частной собственности на земельную долю. Не выдавались свидетельства о праве собственности, не была разработана процедура выделения земельной доли в натуре (на местности). Действовавшим на тот момент законодательством не предусматривалось существование такого организационного образования, как колхоз или совхоз. В результате все они оказались вне закона.

Такое положение  потребовало внести коррективы в  реализацию земельной реформы. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» колхозам и совхозам разрешалось сохранить прежнюю форму хозяйствования при условии перерегистрации.

Но и  эти меры оказались недостаточными для перехода от коллективных преимущественно к индивидуальным формам ведения сельского хозяйства. Уже в 1994 г. развивается и набирает силу процесс распада фермерских хозяйств. Треть земель, находящихся в распоряжении фермеров, пустует, брошена, заросла сорняками. Импорт сельскохозяйственной продукции достиг 40%. В качестве главной причины назывались общие кризисные процессы в экономике страны. Для решения проблемы акцент делается на усилении рыночных отношений, включая развитие отношений купли-продажи земельных участков, формирования рынка земель, практического внедрения залоговых отношений.

Не без  трудностей развивается процесс  образования муниципальной собственности. Хотя Конституция РФ, ЗК и Федеральный  закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», продекламировали право муниципальной собственности на землю условия и порядок ее образования не были установлены. На практике муниципальная собственность все же формировалась явочным порядком, когда местные органы самоуправления единолично объявляли землю муниципальной собственностью, либо на основе различного рода договоренностей с соответствующими субъектами РФ. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес некоторую определенность в вопросы об образовании муниципальной собственности, предусмотрев, что органы государственной власти РФ на основании законов регулируют порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, а органы государственной власти субъектов РФ регулируют порядок передачи и передают объекты собственности субъектов РФ в муниципальную собственность. Однако федеральных законов, необходимых для передачи земель из федеральной в муниципальную собственность, по этому вопросу принято не было, а субъекты РФ также не торопятся с разработкой порядка передачи земель в собственность муниципальных образований. В результате муниципальная собственность сформировалась лишь в некоторых субъектах РФ.

3 Собственность на землю, ее виды и содержание

 

Земельная реформа дала толчок и создала  условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института  права собственности на землю.Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение, как в теории, так и в практике земельного права.

Информация о работе Частная собственность на землю в РФ