Актуальные проблемы землепользования при строительстве объектов недвижимости в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Обеспечит ли Земельный кодекс РФ (который, кстати, урегулировал оборот лишь 2,7% площади российской земли) стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель – покажет время.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Актуальные проблемы землепользования при строительстве объектов недвижимости в РФ ПРОБЛЕМ.УЧАСТК.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

Порядок предоставления земельных  участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, а также регулирование застройки  территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным  кодексом Российской Федерации и  Градостроительным кодексом Российской Федерации.

 

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства  из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ  по их формированию либо с предварительным  согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

 

Как установлено судом  первой инстанции, генерального плана  застройки города Воронежа и плана  застройки спорного земельного участка  не имеется, поэтому предоставление этого участка под строительство  объекта могло быть произведено  в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса, то есть с предварительным  согласованием места размещения объекта, о чем принимается соответствующее  решение.

 

В материалах дела документов, свидетельствующих о принятии администрацией города Воронежа решения о проведении предварительного согласования места  размещения объекта строительства  – культурно-развлекательного и  торгового комплекса, нет.

 

Суд первой инстанции при  принятии решения не учел, что порядок  предоставления земельных участков под строительство, установленный  статьей 30 Земельного кодекса, применяется  и в тех случаях, когда земельный  участок ранее был предоставлен тому же лицу для использования по другому назначению.

 

Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса и статье 18 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления городских  и сельских поселений должны информировать  местное население о предстоящем  или возможном предоставлении земельного участка для строительства.

 

Между тем ни в тексте оспариваемого  постановления, ни в материалах дела нет сведений об информировании населения  города Воронежа об изменении целевого назначения земельного участка, расположенного между двумя жилыми домами и являющегося  местом отдыха, и предоставлении данного  участка для строительства культурно-развлекательного и торгового комплекса.

 

Довод суда первой инстанции  о том, что обязанность информировать  население возникает после завершения государственной экспертизы и согласования проекта, а не до предоставления участка  под строительство конкретному  лицу, не соответствует указанным  законодательным нормам.

 

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают нормы материального  права, единообразие в толковании и  применении арбитражными судами норм права, публичные интересы и в  силу пунктов 1 и 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

 

 

Заключение

 

Основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми  актами, принятыми на всех уровнях  государственной власти, а также  местными органами самоуправления, регулирующими  земельные отношения.

 

Источниками земельного права  являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию  и охране земель (ст. 3 Земельного кодекса), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства. но регулирующие в отдельных своих  положениях земельные отношения  наряду с другими общественными  отношениями.

 

Законодательство о градостроительной  деятельности – достаточно динамично  развивающаяся отрасль законодательства. 29 декабря 2004 г. принят Градостроительный  кодекс Российской Федерации, являющийся на сегодняшний день основополагающим нормативным актом, регулирующим градостроительные  отношения. В целях реализации положений  ГсК РФ на уровне Правительства РФ принимаются подзаконные нормативные  акты. Достаточно активно ведется  нормотворчество в сфере градостроительной  деятельности на региональном уровне. Также по вопросам градостроительной  деятельности принимаются муниципальные  правовые акты. В этой связи актуальной является проблема разграничения компетенции  в сфере регулирования градостроительной  деятельности между органами государственной  власти РФ, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

 

В рамках дипломной работы под проблемными участками землепользования понимаются объекты землепользования, неоформленные в собственность, а также арендуемые.

 

Права на земельные участки, которые являются проблемными объектами  землепользования, в гражданском  праве называются вещными правами  лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК).

 

Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками, в п. 1 ст. 216 ГК не является закрытым. Однако ЗК предусматривает только те иные, кроме собственности, права на землю, которые названы в гл. IV. В частности, не применяется по отношению к  земельным участкам предусмотренное  гражданским законодательством  право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

 

Законодательством уточняется порядок предоставления земельных  участков для строительства, при  этом устанавливается весьма существенное разграничение предоставления земельных  участков – с обязательным согласованием  места размещения объекта и без  такового. Также выдвигается условие, что предоставление земельного участка в собственность под строительство без предварительного согласования может производиться только с обязательным заключением договора, предметом которого является земельный участок, на торгах. По сути, это означает, что торги фактически заменяют в данном случае собой процедуру согласования. Предварительное согласование требуется при предоставлении земельных участков под застройку либо в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.

 

При предоставлении земельных  участков для строительства надлежит обращаться также и к иным нормативным  актам, регулирующим предоставление земельных  участков для строительства либо права на застройку земельного участка.

 

 

Список использованной литературы

 

1.    Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 (в ред.Федерального  конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета. №237, 25.12.1993.

 

2.    Земельный кодекс  Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в ред. Федерального закона  от 29.12.2006 №261-ФЗ) // Собрание законодательства  РФ, 29.10.2001, №44, ст. 4147.

 

3.    Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального  закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание  законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

 

4.    Градостроительный  кодекс Российской Федерации  от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. Федерального  закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российская  газета №290, 30.12.2004.

 

5.    Земельный кодекс  РСФСР от 25.04.1991 №1103-1 (в ред. Закона  РФ от 28.04.93 №4888-1, Указа Президента  РФ от 24.12.93 №2287) // Ведомости СНД  и ВС РСФСР, 30.05.1991, №22, ст. 768.

 

6.    Основы законодательства  Союза ССР и Союзных республик  о земле от 28.02.1990 // ВСНД и ВС  СССР. 1990. №10. Ст. 129.

 

7.    Федеральный закон  Российской Федерации от 06.10.1999 №184-ФЗ  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, №42, ст. 5005.

 

8.    Федеральный закон  Российской Федерации от 02.01.2000 №28-ФЗ  «О государственном земельном  кадастре» (в ред. Федерального  закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Российская  газета, №5, 10.01.2000.

 

9.    Федеральный закон  Российской Федерации от 10.01.1996 №4-ФЗ  «О мелиорации земель» (в ред.  Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 142.

 

10.  Федеральный закон  Российской Федерации от 16.07.1998 №101-ФЗ  «О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель  сельскохозяйственного назначения»  (в ред. Федерального закона  от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Собрание законодательства  РФ, 20.07.1998, №29, ст. 3399.

 

11.  Федеральный закон  Российской Федерации от 21.07.1997 №122-ФЗ  «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (в ред. Федерального  закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание  законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3594.

 

12.  Федеральный закон  Российской Федерации «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред.  Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.

 

13.  Федеральный закон  Российской Федерации «О введении  в действие Земельного кодекса  Российской Федерации» от 25.10.2001 №137-ФЗ (в ред. Федерального закона  от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание законодательства  РФ, 29.10.2001, №44, ст. 4148.

 

14.  Федеральный закон  Российской Федерации от 15.04.1998 №66-ФЗ  «О садоводческих, огороднических  и дачных некоммерческих объединениях  граждан» //  Собрание законодательства  РФ, 20.04.1998, №16, ст. 1801.

 

15.  Федеральный закон  Российской Федерации «О введении  в действие Градостроительного  кодекса Российской Федерации»  от 29.12.2004 №191-ФЗ (в ред. Федерального  закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Российская  газета, №290, 30.12.2004.

 

16.  Федеральный закон  Российской Федерации «О землеустройстве»  от 18.06.2001 №78-ФЗ (в ред. Федерального  закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Собрание  законодательства РФ, 25.06.2001, №26, ст. 2582.

 

17.  Федеральный закон  Российской Федерации от 02.01.2000 №28-ФЗ  «О государственном земельном  кадастре» (в ред. Федерального  закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Российская  газета, №5, 10.01.2000.

 

18.  Указ Президента  Российской Федерации от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией Российской Федерации  // Собрание актов Президента и  Правительства РФ, 27.12.1993, №52, ст. 5085.

 

19.  Постановление Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 15.06.2005 №2479/05 «Постановление  администрации города Воронежа  о разрешении закрытому акционерному  обществу проектирования и строительства  культурно-развлекательного и торгового  комплекса признано недействительным, поскольку в материалах дела  нет сведений об информировании  населения города об изменении  целевого назначения земельного  участка, расположенного между  двумя жилыми домами и являющегося  местом отдыха, и предоставлении  данного участка для строительства» // Вестник ВАС РФ, 2005, №10.

 

20.  Определение Конституционного  Суда Российской Федерации от 01.12.2005 №468-О «Об отказе в принятии  к рассмотрению запроса Московской  городской Думы о проверке  конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного Кодекса Российской  Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» // Вестник Конституционного  Суда РФ, №2. 2006.

 

21.  Андрианов Н.А. Разграничение  компетенции в сфере регулирования  градостроительной деятельности: Российская  Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования // Правовые вопросы  строительства, 2006, №1.

 

22.  Афонина А.В. Практические  вопросы строительной деятельности: новое в правовом регулировании.  М.: Альфа-Пресс, 2005.

 

23.  Беляева С.В. Предоставление  земельных участков для строительства  из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности  // Законодательство и экономика, 2005, №10.

 

24.  Еналеева И.Д., Сальникова  Л.В. Строительная деятельность: новое в практике, правовой регламентации.  М., 2005.

 

25.  Земельный участок:  вопросы и ответы / Под ред.  С.А.Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2006.

 

26.  Киндеева Е.А., Пискунова  М.Г. Недвижимость: права и сделки. Новые правила оформления. Государственная  регистрация. Образцы документов. М., 2005.

 

27.  Комментарий к Земельному  кодексу Российской Федерации  с постатейными материалами и  судебной практикой / Под ред.  С.А.Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

 

28.  Кудрявцев А.П. Современное  состояние и прогноз развития  градостроительства в России // http://www.moskvarch.ru.

 

29.  Помещикова С.А. Градостроительство  и полномочия органов местного  самоуправления // Конституционное  и муниципальное право, 2006, №5.

 

30.  Тресцова Е.В. Проблемы  развития законодательства о  недвижимом имуществе: теория  и практика // Правовые вопросы  строительства. 2006, №1.

 

 

[1] Тресцова Е.В. Проблемы  развития законодательства о  недвижимом имуществе: теория  и практика // Правовые вопросы  строительства. 2006, №1.

 

[2] Земельный кодекс РСФСР  от 25.04.1991 №1103-1 (в ред. Закона РФ  от 28.04.93 №4888-1, Указа Президента РФ  от 24.12.93 №2287) // Ведомости СНД и  ВС РСФСР, 30.05.1991, №22, ст. 768.


Информация о работе Актуальные проблемы землепользования при строительстве объектов недвижимости в РФ