Задачи и принципы уголовного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется тем, что развитие уголовного права в России - неотъемле¬мая часть достижений мировой цивилизации.
Генезис становления уголовного права прошло че¬рез три качественных этапа .
Сущность первого этапа содержится в том, что на начальных стадиях развития государственности (Древняя Русь) уголовно-правовые формы борьбы с преступными проявле¬ниями были как бы растворены в разнообразных по технике исполнения мерах частного «мстителя»,

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность уголовного законодательства 5
1.1 Задачи уголовного законодательства 5
1.2 Понятие, содержание и структура уголовного закона 11
2. Принципы и основания уголовного законодательства 15
2.1 Принципы уголовного кодекса Российской Федерации 15
2.2 Основание уголовной ответственности 21
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 31
Приложение А

Файлы: 1 файл

1 КР УП Евсюкова Е.И.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

       Применительно к охранительной задаче уголовного законодательства в целом можно  согласиться и с приведенным  выше определением. Тем не менее  для отрицания наличия у уголовного законодательства регулятивной задачи достаточных оснований не имеется.

       Наконец, охранительная задача — это обеспечение охраны более главных социальных взаимоотношений средствами уголовного права. Регулятивная задача уголовного права состоит в обеспечении людей системой этих правил поведения, соблюдение которых ликвидирует их привлечение к уголовной ответственности; а несоблюдение порождает зарождение жестко конкретных уголовно-правовых взаимоотношений ответственности между  лицами, совершившими правонарушения, вроде как, и государством — с иной8. Проблема обеспечения справедливости в уголовном праве связана с сохранением соотношения, поддержанием адекватности уголовного права системе общественной справедливости имеющегося сообщества. При этом нужно снова выделить, собственно исполнение упомянутых задач поддерживается содержанием всей системы уголовного права. Особенно в ч. 1 ст. 2 УК и сделан бесспорный упор на охранительную задачку, хотя для ее реализации потребуется все законодательство, так как, по созданию, в ч. 2 ст. 2 УК конкретно оно и имется в виду.

       Охранительная миссия в ч. 1 ст. 2 УК сформулирована в общем применительно к текстуре объектов, прикрепленных в сегментах Особой доли УК. Заключительные  как раз и отразили «иерархию ценностей, принятую в развитых демократических странах, а конкретно: персона, сообщество, страна».

       В ч. 1 ст. 2 УК вместе с охранительной задачей выделена и цель предотвращения правонарушений. Действительно следует приветствовать «постановку перед уголовным законом превентивных задач» и дать согласие  с тем, что «предостережение правонарушений в сообществе (после финансовых, соц и организационных событий) надо, надежнее всего увязывать со справедливостью и строгостью закона и неотвратимостью его использования, но не с тяжестью санкций отдельных лиц» .

       Как нам сообщает И. Я. Козаченко, спасибо  «охранительной и регулятивной роли уголовное право (в ансамбле с  иными факторами духовного, финансового, политического и идеологического  нрава) исполняет кроме того задачу предостережения (превенции) правонарушений, ликвидации первопричин, порождающих преступность. Превенцию преступлений уголовно-правовыми средствами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения общей профилактики под воздействием уголовно-правового механизма и, во-вторых, с точки зрения частной профилактики путем уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, отсюда очевидно, что превенция — это оборотная сторона охранительной задачи»9.

         Наконец, в ч. 1 ст. 2 УК, на первый  взгляд, прикреплены только 2 его задачки: охраны публичных взаимоотношений от беззаконных посягательств и предостережения правонарушений. Можно ли на данном основании устроить вывод про то, собственно иные задачки отмеченная норма перед УК не ставит? Нет, таковой вывод бы был поспешным. Все дело в том (как теснее подчеркивалось), собственно и служба охраны уголовно-правовых объектов, и предостережение правонарушений неотрывны от конкретно необозначенной в ч. 1 ст. 2 УК задачки — обеспечения справедливости. Конкретно потому задачу предотвращения правонарушений «надежнее всего увязать со справедливостью» закона, а охранительная цель по созданию считается только «используемой стороной» обеспечения справедливости в уголовном законодательстве. В данном нюансе не совсем показательно, ведь и для уяснения толка ч. 1 ст. 2 УК только лишь весомо то событие, собственно в ч. 2 ст. 43 УК («Понятие и цели санкции») напрямик записано: «Санкция используется в целях возобновления общественной справедливости, а еще в целях корректировки осужденного и предотвращения совершения свежих правонарушений». Регенерацию справедливости, следовательно, поставлено законодателем в ч. 2 ст. 43 УК перед приватной и совокупной превенцией правонарушений. Но даже это верно, потому как «регенерация справедливости» как понятие не совсем только еще шире по размеру по понятий «исправление осужденного» и «предупреждение совершения новых преступлений», но и во многом обусловливает их содержание.

Точно так же и задача обеспечения справедливости по содержанию шире охранительной и предупредительной задач и в немалой мере предопределяет содержание последних. Потому и она должна получить свое достойное отражение в ч. 1 ст. 2 УК среди задач уголовного законодательства.

     1.2 Понятие, содержание и структура уголовного закона

 

     Уголовный закон – это нормативный акт, принятый уполномоченным органом государственной  власти (Государственной Думой РФ), содержащий юридические нормы, устанавливающие  основания и принципы уголовной  ответственности, определяющие, какие  общественно опасные деяния признаются преступлениями, какие наказания предусмотрены за их совершение и в каких случаях возможно освобождение от уголовной ответственности или наказания.

     Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к зонам ответственности Русской Федерации.

     Реализуя  данное предписание Конституции РФ, Государственная  Дума приняла 24 мая 1996 грам. УК РФ, введенный в действие 1 января 1997 г.

     Вердикты, определения и распоряжения суда не считаются источниками права. Они только объясняют, открывают подлинное значение правовых общепризнанных мерок применительно к точной жизненной ситуации. Вердикт, распоряжение и решение суда обязательны лишь по любому точному делу. Таким же образом объяснения Пленума Верховного Суда РФ не делают общепризнанных мерок права. Они только объясняют, открывают подлинное содержание какой-нибудь общепризнанных мерок права.

     В юридической литературе встречается  и другие стороны медали. Впрочем  они противоречат ст. 1 УК РФ, согласно с которой уголовное законодательство РФ состоит лишь из УК РФ, и ст. 3 УК РФ, характеризующей, собственно преступность действия, и еще его наказуемость и другие уголовно-правовые результаты ориентируются лишь УК РФ.

     Уголовный закон считается формой выражения  общепризнанных мерок уголовного права. Значит, закон считается формой, а норма - его содержанием.

     По  собственной текстуре Уголовный  кодекс РФ верно разделен на 2 сравнительно самостоятельные доли: Единую, состоящую  из 6 разделов, 15 глав и 102 заметок, и Особенную, насчитывающую в соответствии с этим 6 разделов, 19 глав и 274 заметки. Внутри глав отдельные заметки разделяются на доли и пункты, которые имеют самостоятельное значение (к примеру, ст. 158 УК РФ состоит из 4 долей, а ч. 2 ст. 105 — из 12 пт).

       Общепризнанных  мерок Особой доли Уголовного кодекса содержат описание симптомов точных составов правонарушений и предугадывают меры санкции, использующиеся в случае их совершения. Следовательно, по собственному содержанию нормы Особенной части существенно отличаются от норм Общей части, что и предопределяет особенности их структуры.

       По  собственному постройке общепризнанных мерок Особой доли конкретно разделены на 2 доли. В одной доле описываются признаки, характеризующие данное преступление (например, в ч. 1 ст. 209 УК РФ — «Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой)»), а в другой части нормы указывается то наказание, которое может быть применено за совершение данного преступления (например, в той же ч. 1 ст. 209 — «Лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет»).

     В доктрине уголовного права 1-ая часть общепризнанных мерок называется диспозицией, а 2-ая — наказанием .

     Диспозиция - часть нормы, которая называет, указывает или описывает деяние, за совершение которого предусмотрено конкретное наказание. Различают следующие виды диспозиций: простая, описательная, ссылочная, бланкетная. Несложной величается эта диспозиция, которая только именует правонарушение, хотя не открывает его симптомов. Образцом несложный диспозиции сможет работать диспозиция ч. 1 ст. 126 УК РФ, предусматривающая обязанность за похищение жителя нашей планеты. В названной заметке законодатель только именует правонарушение общепонятным сочетанием слов, хотя не предписывает симптомов, описывающих данное понятие.

     Описательной называется такая диспозиция, в какой дается описание ключевых симптомов правонарушения. Основное количество общепризнанных мерок уголовного законодательства имеет непосредственно описательные диспозиции, которые делают легче вероятность четкого уяснения показателей правонарушения и, значит, содействует более верному использованию закона.

       Ссылочной называется такая диспозиция, в которой  законодатель для установления признаков  описываемого преступления отсылает к другой статье уголовного закона. Так, для признания наличия состава преступления умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, предусмотренного ст. 112 УК РФ, необходимо установить отсутствие последствий, указанных в ст. 111 УК РФ.

       Бланкетной называется диспозиция, которая для установления признаков уголовно-наказуемого деяния отсылает к другим законам или нормативным актам, не содержащимся в уголовном законодательстве. Так, например, ст. 263 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние по неосторожности повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Диспозиция указанной статьи является бланкетной, так как для установления предусмотренного ею состава преступления необходимо обратиться к ведомственным нормативным актам, в которых дается описание правил безопасности движения и эксплуатации соответствующих видов транспорта (железнодорожного, воздушного и т.д.).

       Санкцияэто та часть нормы, которая содержит указание на конкретные меры наказания за совершение предусмотренного диспозицией преступления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Принципы и основания  уголовного законодательства

     2.1 Принципы уголовного  основания

 

     Принцип - это основное состояние, от которого не должно существовать отступления и которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Взгляды уголовного права служат основой как законодательной, так и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

     УК РФ является главным работающим уголовным законодательством в РФ , который определил взгляды уголовного права. Это принцип законности, равенства людей перед законом, вины, верности и гуманизма10.

     Очень принципиальное значение в деле уголовно-правовой борьбы с преступностью имеет принцип законности. Этот принцип обретает отражение в ряде положений Конституции и УК. Так, в ст. 54 Конституции указывается, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

     Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает  важное правило: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».

     Из  этого следует, что уголовная  ответственность может наступить только на базе опубликованного уголовного закона, знать о котором граждане имеют возможность, и только за деяние, которое в момент его совершения предусматривалось уголовным законодательством.

     Принцип законности означает также, что уголовная  ответственность должна наступать в четком согласии с действующим законом. Невозможно привлекать к уголовной ответственности за деяния, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии, отмененной в 1958 г., не должно допускаться.

     В УК при определении принципа законности указывается, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».

     Осуществление этого распоряжения, безусловно, обязана способствовать укреплению законности. Это означает, что не должно быть законов, устанавливающих уголовную ответственность, не считая Уголовного кодекса. Поэтому все конфигурации в уголовном законодательстве должны записываться в УК. В прошлом же уголовно-правовые нормы в ряде случаев содержались не в Уголовном кодексе, а в остальных законодательных актах.

     Все граждане, следственные органы и суды при определении уголовной ответственности должны руководствоваться только Уголовным кодексом. В случаях расхождения норм УК и Конституции прямое действие должны иметь положения Конституции. Принцип законности означает также, что уголовные законы должны подходить реальным социально-политическим и экономическим условиям жизни российского общества, т. е. быть социально обусловлены.

     Статья 55 Конституции в ч. 2 показывает, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это означает, что невозможно произвольно устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся проявлением прав и свобод российских людей. Это указание Конституции соответствует положениям Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г11.

Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательства