Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:50, курсовая работа
Целью данной работы является исследование уголовно-правовых проблем, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и правоприменительной деятельности, направленных на охрану нормального нравственного, психического и физического развития несовершеннолетних.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной нормального нравственного, психического и физического развития личности несовершеннолетнего от преступных посягательств.
Предметом исследования выступают правовые нормы, содержащие составы преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или иных антиобщественных действий, научная литература по исследуемой теме.
Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Характеристика причин побуждающих несовершеннолетних к совершению противоправных деяний ……………………………………………………………….5
1.1. Понятие вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления ……5
1.2. Способы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных противоправных деяний ……………………………………………………………...14
1.3. Личностная характеристика несовершеннолетнего вовлекаемого в совершение преступления ………………………………………………………………………….16
Глава 2. Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний ………………………………………………………………………………………….22
Глава 3. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных деяний……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………………….30
Глоссарий………………………………………………………………………………...33
Список используемых источников……………………………………………………..
Вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица, которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия - это объективная сторона преступления. Объективная сторона может выражаться только в активных действиях, путем бездействия вовлечение в преступление невозможно9.
Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла. Виновный осознает, что вовлекает лицо, не достигшее 18-летнего возраста, в совершение преступления, и желает совершить такие действия. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по статье 150 УК РФ. Некоторые ученые считают, что в действиях лица, вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступления, усматривается косвенный умысел. С подобным суждением вряд ли можно согласиться. При вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления взрослый, как правило, осуществляет физическое или психическое воздействие. Соответственно лицо, совершающее эти действия, осознает их общественно опасный характер, выполняет их по своей воле, желая при этом склонить несовершеннолетнего к определенному поведению. Таким образом, преступные действия взрослого лица, вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступления совершаются только с прямым умыслом.
При рассмотрении субъективной стороны вовлечения несовершеннолетних важное значение для квалификации деяния взрослого имеет мотив и цель.
Мотив преступления - это внутреннее побуждение к преступному деянию. Анализ мотива преступления дает возможность глубже раскрыть причины совершения преступления и характеризовать личность правонарушителя. Мотив является существенным элементом мотивации преступного деяния - сложного субъективного процесса, обуславливающего общественно опасное поведение людей. Под целью понимается тот мысленно представляемый результат, к достижению которого стремится субъект. Мотив и цель взаимосвязаны между собой и не только взаимосвязаны, но и определяют друг друга, по своему содержанию нередко совпадая.
Цель и мотив преступной деятельности неразрывно связаны: они представляют социально-психологический аспект волевого процесса принятия антисоциального решения. Если цель определяет направленность действий, то мотив раскрывает социальный смысл этих действий. В указанном составе преступления в основном усматривается один основной мотив - получить определенную выгоду, удовлетворить какую-либо потребность. Таким образом, взрослое лицо, имея в виду достижение какой-либо отдаленной цели (совершить кражу, разбойное нападение и т.д.) при вовлечении подростков в совершение преступления (в качестве соучастников или самостоятельных исполнителей), руководствуется корыстным мотивом.
Субъектом данного преступления может быть только лицо, достигшее 18 лет. Вместе с тем законодатель, устанавливая восемнадцатилетний возраст, с которого возможна уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, имел, очевидно, в виду определенные возрастные преимущества субъекта преступления над подростком. Поэтому в случае, когда субъект старше несовершеннолетнего на несколько месяцев, по мнению некоторых исследователей, не всегда целесообразно привлечение такого взрослого к ответственности по ст.150 УК РФ. Часть 2 ст. ст. 150 УК РФ устанавливают повышенную ответственность для родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
Необходимо подчеркнуть, что комментируемые статьи указывают на специального субъекта: родителей по происхождению (не лишенных родительских прав), усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, представителей органов опеки и попечительства, и иные лица. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей10.
На квалификацию действий субъекта преступления влияет тот факт, что, вовлекая несовершеннолетнего в преступное сообщество, банду, незаконное вооруженное формирование, незаконное религиозное или общественное объединение, он выполняет одновременно два состава преступления и его действия по правилам совокупности могут квалифицироваться по статьям за преступления против общественной безопасности (создание какой-либо группы или подстрекательство к участию в ней) и против личности (квалифицированное вовлечение). Такая оценка возможна не всегда, а потому мы можем предложить следующие правила квалификации вовлечения:
1) если в уже созданные незаконное вооруженное формирование, банду, преступное сообщество, незаконное религиозное или общественное объединение их организатор вовлекает несовершеннолетнего, то его действия квалифицируются по совокупности преступлений независимо от возраста вовлекаемого несовершеннолетнего;
2) если какую-либо группу составляют лица в возрасте до 14 лет, то организатор группы не может отвечать за преступление против общественной безопасности, а его действия должны квалифицироваться только по ч. 4 ст. 150 УК, поскольку незаконное вооруженное формирование, банду, преступное сообщество, незаконное религиозное или общественное объединение могут образовывать только лица старше 16 лет;
3) если процесс создания какой-либо из указанных групп не завершен и сопровождается вовлечением в группу несовершеннолетнего, то независимо от возраста последнего содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений как покушение на создание незаконного вооруженного формирования, банды, преступного сообщества, незаконного религиозного или общественного объединения и вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу, если в группе, помимо вовлекаемого, уже состояло более двух лиц старше 16-летнего возраста;
4) если первый или
единственный человек, к
Проведенные исследования
показали, что к уголовной
Представители администрации учреждений для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность по ч. 2 ст. 150 УК как опекуны (попечители) по специальному поручению.
Термин «педагог» предполагает не наименование должности, а функциональные обязанности, включающие обучение. Поэтому этот термин относится к работнику любого образовательного, воспитательного, лечебного учреждения, включая спортивные, досуговые и т.п., в том числе негосударственные (немуниципальные) организации.
Термин «иное лицо» предполагает любого работника, функциональные обязанности которого связаны (в том числе частично) с воспитанием несовершеннолетних, например, тренеров спортивных команд и других работников.
Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ на супруга родителя (усыновителя), дедушку, бабушку, сестру, брата, налагается обязанность по воспитанию детей. Исходя из практики к этой категории лиц не применяется ч. 2 ст. 150 УК и им выносится более легкое наказание, а это недопустимо, т.к. не достигается цель наказания. Следовательно, они не подпадают под действие данных норм.
Проведенный анализ норм уголовного законодательства Нашей страны позволяет сделать вывод о едином стремлении решить проблему защиты несовершеннолетнего от негативного влияния на него взрослых лиц. Усиление гарантий безопасности детства требует установления единых стандартов в области уголовно-правовой защиты несовершеннолетних.
В соответствии с ч.1 статьи 150 УК РФ, вовлечение несовершеннолетних в совершении преступления может быть совершено следующими способами:
Путем обещания: предложение совершить преступление, с обещаниями помочь в его совершении; с обещанием решить какие-либо вопросы; с обещанием совместного использования похищенного имущества; с обещанием поделить деньги, полученные при совершении преступления); обещание предоставить вовлекаемому более высокое место в преступной группе или в группе подростков по месту жительства, возвысить его в глазах сверстников; обещание покровительства; обещание любого вознаграждения или меры благодарности за совершенное преступление; предложение совершить преступление с заранее данным обещанием приобрести или сбыть похищенное; другие способы, характеризующие обещание. В юридической литературе под обещанием понимается уверение несовершеннолетнего в выполнении в его интересах какого-либо действия (бездействия), которое может быть связано непосредственно с ним или просто быть важным для него. Несовершеннолетний должен поверить в исполнение его интересов.
Путем обмана, введение в заблуждение относительно сути преступного деяния, его последствиях, других способах, характеризующих обман. Это способ воздействия на человеческую психику, который состоит в умышленном введении в заблуждение другого лица или поддержание уже имеющегося у него заблуждения путем передачи несоответствующей действительно информации или умолчании о различных фактах, действиях и т.д., осуществляемое с целью побудить данное лицо вести себя определенным образом.
Путем угрозы: резкое требование как вид психического насилия; требование совершить преступление, сопряженное с угрозой уничтожения имущества вовлекаемого; совершить преступление, сопряженное с угрозой уничтожения имущества родственников или близких вовлекаемому лиц; совершить преступление, сопряженное с угрозой причинения вреда здоровью вовлекаемого или близких ему лиц; совершить преступление, сопряженное с угрозой разглашения сведений позорящих потерпевшего или его близких; совершить преступление, сопряженное с угрозой разглашения иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам вовлекаемого или его близких; совершить преступление, сопряженное с угрозой разглашения иных сведений, которые могут причинить вред незаконным интересам вовлекаемого или его близких (например, уклонения их от уголовной или административной ответственности); физическое насилие любого рода, подкрепляющее предложение; угрозы исключить из среды совместного общения с взрослым или изгнать из группы подростков; другие способы, характеризующие угрозу. Угроза может быть выражена в устной или письменной форме, передана по иным средствам связи: телефону, факсу, электронной почте, жестами и т.п.
Иной способ вовлечения
несовершеннолетнего в
а) вовлечение путем обмана - 25 %;
б) вовлечение путем угроз - 20 %;
в) вовлечение путем обещаний - 15 %;
г) вовлечение, совершенное иным способом - 40 %.
Следует обратить внимание на особенности подростковой преступности, важно изучение личности несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение преступлений и личности того, кто вовлекает. В настоящее время проблема личности несовершеннолетнего преступника, приобрела актуальность, прежде всего, тем, что без научного познания того, кто совершает преступления, невозможно бороться с преступностью в целом.
Статистические данные о преступности несовершеннолетних свидетельствуют о том, что ряд преступлений был совершено несовершеннолетними в результате вовлечения их в преступную деятельность взрослыми.
При опросе несовершеннолетних, находящихся в исправительных учреждениях и специальных профессионально-технических училищах, о причинах, побуждающих их стать на путь правонарушений, свыше 37 % ответили, что их вовлекли в совершение преступлений взрослые. По мнению опрашиваемых, несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых лиц с антиобщественным поведением, которые или вовлекают их в совершение преступлений, или подают дурной пример13.
В 2010 году был проведён
социальный опрос: «Почему несовершеннолетние
совершают преступления?»
2) Нужда, нехватка денег - 57%;
3) Психические заболевания - 43%;
4) Хочется острых ощущений, стремление выделится - 39%;