Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.
Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности осужденного – дело чрезвычайно трудное.

Содержание работы

Глава 1. Правовое регулирование основных задач …………………….…..…..3

1.1.Формы воспитательной работы……………………………………....4

1.2.Организация воспитательной работы с осужденными……..………9

Глава 2. Самодеятельные организации осужденных……………………...…..10

Глава 3. Общеобразовательное обучение в ИУ……………………………… 12

3.1. Значение общеобразовательного обучения осужденных…………12

3.2. Задачи обучения …………………………………………...……14

3.3. Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных…………………………………………………………….……….. 16

Заключение……………………………………………………………………….17

Библиографический список источников…

Файлы: 1 файл

кр Документ Microsoft Word.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Члены самодеятельных организаций не пользуются никакими дополнительными льготами. Наряду с указанными правами они обязаны выполнять все законные требования, предъявляемые осужденным в период отбывания наказания, выполнять решения собрания членов самодеятельных организаций  осужденных, совета колонии и «своего» совета отряда.

Общественный  фонд осужденных создается на добровольных началах  за счет взносов осужденными денежных сумм, снятых с их лицевых счетов на основании письменных заявлений, а также, заработанных осужденными в выходные дни. В общественный фонд осужденных могут поступать средства от шефствующих, религиозных, общественных и других лиц. Цель и назначение такого фонда заключается в формировании здоровых отношений среди осужденных, в его противопоставлении «воровскому общаку», средства которого идут на достижение таких целей как подкуп неустойчивых сотрудников, паразитировании уголовных авторитетов и т.п. Средства общественного фонда направляются на оказание материальной помощи лицам, освобождающимся от наказания, осужденным, не имеющим достаточных средств на их лицевых счетах, на улучшение социально-бытовых условий в исправительной колонии, на поощрение отдельных осужденных.

Секции социальной помощи организуют работу фонда материальной помощи осужденных. Председатели этих секций ежеквартально отчитываются о своей работе перед советом колонии (отряда) и членами фонда.

В тюрьмах и  среди  осужденных, содержащихся в  помещениях камерного типа и единых помещениях камерного типа, самодеятельные организации   не  создаются. В связи с тем, что в названных местах содержатся злостные нарушители режима, лица, упорно не желающие становиться на путь исправления.

Глава 3. Общеобразовательное  обучение в ИУ

3.1. Значение  общеобразовательного обучения  осужденных.

Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст.2;13).

 

В области образования  государственная политика выражается в том, что Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной (ст.1 и 1 ст.40 Закона РФ «Об образовании»). Это положение чрезвычайно важно для ИТУ, призванных исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления, значительная часть которых имеет недостаточно высокий общеобразовательный и культурный уровень, общественно  вредные привычки и наклонности. Изъяны в общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, является одним из криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и скорее может встать на путь антиобщественного поведения, совершения преступлений.

Выборочное обследование осужденных, не закончивших до совершения преступления среднюю школу, показало, что у большинства из них еще до осуждения сформировалось устойчивое негативное отношение к образованию как к ценности.

Как правило, учились  без особо желания, не стремились к получению образования и либо сами покидали школу, либо их исключали. Поэтому у  многих осужденных знания не глубокие, бессистемные, а самое главное, у  них нет необходимых навыков, умения воспринимать преподаваемый материал, отсутствует интерес к учебе. Такие социально-позитивные интересы, как стремление повышению образования, общей культуры, замещаются у правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями и квазипотребностями. Ущербность образования, недостаток объективной информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания, подкрепляются слухами, домыслами, предположениями, нередко являющимися питательной почвой формирования гипертрофированных, искаженных моральных установок преступника. Следовательно,    1) значение общеобразовательной подготовки состоит прежде всего в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их уровень образования и общую культуру.       2) Оно должно способствовать их исправлению и перевоспитанию. 3) Обучение, оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности. 4) С приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-волевые установки на нормотипичное, законопослушное поведение после освобождения от наказания. 5)Общеобразовательное обучение осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер ИВ, не входит в содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным членом нашего общества.

 

Образовательные учреждения УИС входят в систему  образования  Российской Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем  же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем, - является одним их факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

-на обеспечение   самоопределение личности, создания  условий для ее самореализации;

-на развитие  гражданского  общества;

-на укрепление  и  совершенствование правового   государства.

Содержание образования  должно обеспечивать:

-формирование  у обучающихся  адекватной современному  уровню  знаний и уровню образовательной  программы (ступени обучения) картины мира;

-адекватный  мировому  уровень общей и профессиональной  культуры общества;

-интеграцию  личности  в системе мировой и национальной  культур;

-формирование  человека  гражданина, интегрированного  в  современное ему общество  и  нацеленное на совершенствование  этого общества;

-воспроизводство   и развитие кадрового потенциала  общества.

Содержание образования  должно содействовать взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными  и социальными группами; учитывать  разнообразие мировоззренческих подходов и  убеждений.

3.2.Задачи обучения. 

Поскольку школы  учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение лиц, лишенных свободы, то они призваны:

-одновременно  с задачей повышения образовательного  уровня, обеспечения требований  Закона «Об образовании»;

-решать задачи  их  исправления и перевоспитания, искоренения  антисоциальных установок, вредных  привычек и наклонностей, формирования  у них стремлений к изменению  противоправного поведения, воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости приобретения квалифицированной профессии, позволяющей трудоустроиться  осужденному после освобождения из ИУ в условиях рыночной экономики.

Задачи повышения  образовательного уровня осужденных обуславливаются  тем обстоятельством, что в соответствии с Законом  «Об образовании» образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа  базируется на предыдущей, начиная от дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).

Таким образом, главная  задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и т.д.

Принципы государственной  политики в области образования (ст.2): это основные руководящие начала в сфере образования, на которых  базируется все законодательство и  вся деятельность образовательных  учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним  относятся:

а) гуманистический  характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования  национальных культур и религиозных культурных традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7, 11, 14 Закона «Об образовании»).

в) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования  к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся, воспитанников; (ст.5)

г) светский характер образования  в государственных, муниципальных образовательных учреждений;

д) свобода и  плюрализм  в образовании; (ст.10)

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

В силу специфических  условий осуществления образования  лиц, лишенных свободы, реализация принципов  государственной политики в области  образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.

В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение  специфические принципы организации  образования осужденных. К ним  следует отнести:

-принцип, закрепляющий  общеобразовательную и профессиональную  подготовку в качестве одного  из основных средств исправления  осужденных (ст.9 УИК РФ);

-принцип раздельного   обучения женщин и мужчин, взрослых  и несовершеннолетних, впервые отбывающих  наказание и неоднократно судимых в связи с их раздельным  содержанием в различных видах (ст.80 УИК РФ);

-принцип организации  общеобразовательной подготовки  осужденных без отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).

 

3.3.Правовая  регламентация общеобразовательного  обучения осужденных.

В Конституции  РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет  право  на образование.

Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению  свободы, поскольку они являются гражданами России. Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-исполнительного права.

Организация учебно-воспитательного  процесса в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего  УИК РФ ст.112, Законом РФ «Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании» (1995г.), Уставом образовательного  учреждения и Положением о соответствующих  типах и видах образовательных учреждений, на основе которых разрабатываются  Уставы, в которых определены задачи, принципы, общие положения деятельности образовательных учреждений, основные направления, формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся, педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует  осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Осужденные, имеющие  основное общее образование по желанию  могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация  исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к образованию не привлекаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее воздействие на осужденных главным  образом имеет воспитательный характер и осуществляется только ей присущими  средствами, формами и методами. Но поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях, проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных, Примерное положение о самодеятельных организациях и др.

Воспитательная  работа как средство исправления  поведения  личности в наименьшей мере, по сравнению  с режимом и  трудом, урегулирована  на уровне закона. Между тем, именно в ней, более  всего проявляются  творческие начала, авторитет и мастерство  воспитателей.

Информация о работе Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы