Вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Некоторые юристы, не соглашаясь со сложившейся судебной практикой, полагают более правильным исчислять сроки погашения судимости с момента освобождения лица от реального отбытия наказания. Однако такая позиция приводит к тому, что часто срок погашения судимости будет истекать раньше, чем испытательный срок. То есть лицо, будучи признанным несудимым (так как погашение судимости аннулирует все уголовно-правовые последствия осуждения и наказания), тем не менее остается под воздействием испытательного срока, что вряд ли логично и правильно4.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………......………….…3

Глава 1. Теоретические основы и общая характеристика института условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы в России.….....7
1.1. Возникновение и развитие института условно-досрочного освобождения в России...................................................................................................................7
1.2. Правовая природа института условно-досрочного освобождения…........18
1.3. Основания применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………………………………………............20

Глава 2. Вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением осужденных к лишению свободы………………………………………………22
2.1. Практика применения условно-досрочного освобождения осужденных в исправительных учреждениях России, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.........................................................................................22
2.2. Пределы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания...30
Заключение………………………………………………………………….........38
Список использованной литературы .................................................................40

Файлы: 1 файл

1.docx

— 73.54 Кб (Скачать файл)

Данное освобождение выражалось либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении принудительных работ  без содержания под стражей на оставшийся срок наказания или часть  его. Правом на возбуждение ходатайства  об условно-досрочном освобождении обладали: осужденный к лишению свободы, его близкие, организации, учреждения и должностные лица по отбытии  осужденным не менее половины срока  наказания, назначенного судом.

С тех пор сущность условно-досрочного освобождения осталась неизменной –  освобождение исправившегося преступника  от дальнейшего отбывания наказания  на определенных условиях. Однако законодательное  регулирование этого института  нормами Общей части советского уголовного законодательства постоянно  подвергалось многочисленным изменениям и дополнениям, отмене и восстановлению.

Свое развитие институт условно-досрочного освобождения получил в Уголовном  кодексе РСФСР 1922 г. и Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 г. В соответствии со ст.ст. 52–55 УК условно-досрочное  освобождение применялось к лицам, осужденным к лишению свободы  и принудительным работам.

Условно-досрочное освобождение заключалось  в полном освобождении осужденного  от отбывания наказания либо в  переводе его на принудительные работы без содержания под стражей на весь оставшийся срок наказания или  часть его. Основанием к применению института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания по УК 1922 г. служило исправление осужденных, которое выражалось в соблюдении ими правил поведения в исправительно-трудовом учреждении (режима исправительного учреждения), в стремлении к труду и обучению. Формальным условием к применению условно-досрочного освобождения являлось отбытие осужденным не менее половины срока наказания, назначенного приговором суда. Инициатива или право возбуждения производства об условно-досрочном освобождении принадлежали осужденному, а также близким осужденного, организациям, учреждениям и должностным лицам. Решение об условно-досрочном освобождении принималось судом, вынесшим приговор (ст. 53).

Испытательный срок при условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  равнялся не отбытой части наказания, назначенного приговором суда.

Уголовный кодекс в редакции постановления  ВЦИК от 22 ноября 1926 г. сохранил институт досрочного освобождения от отбывания  наказания с некоторыми изменениями  порядка и условий его применения. В ст. 56 УК устанавливалось, что к  лицам, приговоренным к лишению  свободы или принудительным работам  и обнаруживающим исправление, может  быть применено условно-досрочное  освобождение от дальнейшего применения к ним назначенной по приговору  меры социальной защиты.

Фактически в 1939 г., условно-досрочное  освобождение было отменено вплоть до 1954 г., в связи с тем, что практика его применения была крайне ограничена, причем не на законодательной основе, а по решению Особого совещания  при НКВД СССР.

Далее, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке  досрочного освобождения от наказания  осужденных за преступления, совершенные  в возрасте до 18 лет» было установлено, что отбытие всего срока наказания  заключенными, осужденными за преступления, совершенные ими в возрасте до 18 лет, не вызывается необходимостью. В связи с этим лица указанной категории, доказавшие свое исправление примерным поведением и добросовестным отношением к труду и обучению в местах заключения, могли быть освобождены от дальнейшего наказания досрочно, по отбытии ими не менее одной трети определенного судом срока лишения свободы. Рассмотрение дел о досрочном освобождении производилось судами по месту содержания заключенных по представлению администрации мест заключения.

Основанием применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания  служило исправление осужденного, доказательством которого считалось  честное отношение к труду  и примерное поведение осужденного. Формальным условием к применению условно-досрочного освобождения было отбытие не менее 2/3 срока лишения свободы, назначенного по приговору суда. Честным отношением к труду считалось занятие  любой общественно полезной деятельностью  на производстве, на хозяйственных  работах, в области культурно-просветительной  деятельности и т.д. Условием признания  осужденного исправившимся считалось  соблюдение правил режима исправительного  учреждения.

Дальнейшие, существенные изменения  в институт условно-досрочного освобождения были внесены Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятыми в 1958 г. и изданными  в соответствии с ними в 1959–1961 гг. уголовными кодексами союзных республик. В соответствии с этими изменениями  вводилось условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена не отбытой его части более  мягким наказанием в отношении не только осужденных к лишению свободы, но и в отношении осужденных к  исправительным работам, ссылке, высылке, направлению в дисциплинарный батальон. Применение условно-досрочного освобождения и замена не отбытой части наказания  более мягким наказанием дифференцировались в зависимости от характера совершенного преступления и прошлой судимости. К определенным категориям осужденных эти институты вообще не применялись.

Следует отметить, что, уголовное законодательство, действовавшее до принятия Основ, не предусматривало формального запрещения условно-досрочного освобождения для  какой-либо категории осужденных. В  связи с этим любой осужденный, доказавший свое исправление, мог быть освобожден условно-досрочно, независимо от тяжести совершенного преступления и наличия прошлых судимостей.

Не предусматривал каких-либо ограничений  и проект Основ уголовного законодательства Союза СССР и Союзных республик, опубликованный для широкого обсуждения в середине 1958 г. Однако в ходе развернувшейся дискуссии по обсуждению проекта  Основ были внесены предложения  о неприменении условно-досрочного освобождения к лицам, признанным судом  рецидивистами, и лицам, совершим наиболее тяжкие преступления.

Условное освобождение с обязательным привлечением к труду советскому законодательству было известно и ранее, до введения этих институтов в Основы и уголовные кодексы союзных  республик. Впервые оно было применено  в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 г. «Об условном освобождении из мест лишения свободы осужденных, твердо вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного  хозяйства».

Следует отметить, что введенный  в уголовное законодательство институт условного освобождения из мест лишения  свободы с обязательным привлечением к труду был достаточно феноменальным  по своему содержанию. Его применение не означало фактически досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания, а предусматривало лишь досрочное  освобождение из мест лишения свободы  с отбыванием этого же наказания  в ином заведении - специальной комендатуре.

Более того, интересна законодательная  формулировка главного условия применения данного института – «обязательное  привлечение к труду», в то время  как, в соответствии с положениями  Конституции СССР, каждый гражданин  СССР был обязан трудиться.

Довольно интересными были и  положения ч. 5 ст. 532 УК, предусматривавшей  ответственность условно освобожденных  из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. В этой норме  указывалось, что если условно освобожденный  уклоняется от работы, либо систематически или злостно нарушает трудовую дисциплину, общественный порядок или установленные  для него правила проживания, он направляется для отбывания лишения  свободы, назначенного приговором.

Законом от 18 февраля 1993 г. условное осуждение  к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условное освобождение из мест лишения свободы  с обязательным привлечением к труду  были упразднены. Даже в новых социально-экономических  условиях, когда в России уже реально  существовала безработица, целесообразность принятия такого решения довольно сомнительна. Об этом свидетельствует и введение в УК РФ наказания в виде ограничения  свободы, похожего по своему содержанию на рассматриваемые нами правовые институты. «Но совершенно очевидно, - пишет  Ю.М. Ткачевский – что изменить громоздкие названия, уточнить суть условного  осуждения (ограничения свободы) и  четко определить, что никакого условного  освобождения не было, а существовала замена одного наказания другим, вероятно, следовало»9.

В целом же действие института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания  после соответствующих изменений, введенных в уголовное законодательство в 1977 г., как и ранее, обуславливалось  обстоятельствами, характеризующими личность осужденного, и обстоятельствами, характеризующими преступление и относящими его к  определенной категории тяжести.

По кругу лиц условно-досрочное  освобождение не применялось к особо  опасным рецидивистам и ранее  осуждавшимся за умышленное преступление к лишению свободы, к которым  были применены условно-досрочное  освобождение либо замена не отбытой  части наказания более мягким наказанием, если до истечения, не отбытого срока наказания они совершили новое преступление, за которое осуждены к лишению свободы.

По кругу преступлений условно-досрочное  освобождение не применялось к лицам, осужденным за особо опасные государственные  преступления, бандитизм, за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах  и другие тяжкие преступления, перечень которых содержался в ст. 531 УК РСФСР.

Ко всем остальным осужденным условно-досрочное  освобождение могло быть применено, если они докажут свое исправление, отбыв установленную законом  часть (1/3, 2/3, 3/4) назначенного срока  наказания.

В отличие от действовавшего до 1977 г. Закона право на условно-досрочное  освобождение получила новая категория  осужденных, многие из которых приговорены  к значительному сроку наказания  и должны отбыть большую часть  его (2/3, 3/4).

Дальнейшее становление рассматриваемого нами института происходило на фоне осуществляемой в обществе перестройки. Так, идея применения досрочного освобождения в порядке зачета рабочих дней нашла свое воплощение в жизнь  и в конце 80-х годов. Провозглашенные  в тот период лозунги перестройки  и ускорения в экономике понуждали  исправительно-трудовую систему, занимавшую в производстве общего объема валового национального продукта значительное место, искать адекватные политическим реалиям пути повышения производительности труда осужденных за счет моральных  стимулов увеличения эффективности  производства.

Дальнейший этап характеризуется  созданием российского уголовного законодательства, акцентированного на приоритете общечеловеческих ценностей.

В разработанном проекте Уголовного кодекса, представленном в октябре 1992 г. в Верховный Совет РФ, регулированию  вопросов условно-досрочного освобождения была посвящена ст. 71.

Указанная статья проекта предусматривала  возможность условно-досрочного освобождения от всех видов наказания, назначаемых  на определенный срок, за исключением  ареста и привлечения к общественным работам. Основаниями досрочного освобождения являлись: примерное поведение осужденного  в период отбывания наказания, добросовестное отношение к труду и фактическое  отбытие осужденным от половины до трех четвертей назначенного судом  наказания. Отдельно указывалась категория  осужденных, к которым условно-досрочное  освобождение не применялось. В случае повторного совершения преступления, не отбытая часть наказания присоединялась к приговору, назначенному за новое  преступление.

Таким образом, осуществленный ретроспективный  анализ условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в отечественном  уголовном законодательстве позволяет  сделать следующие выводы.

Появление института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания  в Российской империи связано  с развитием идей гуманизма, справедливости применяемых к преступнику лишений  и дальнейшего его исправления  и возвращения в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Правовая природа  института условно-досрочного освобождения.

 

В юридической литературе относительно правовой природы условно-досрочного освобождения высказаны различные  мнения. Л.Е. Орел полагал, что юридическая  природа условно-досрочного освобождения – это и есть его сущность, определенная законом, так как, в  сущности, условно-досрочного освобождения находит свое выражение и его  юридическая природа10. В данном случае, на наш взгляд, происходит подмена понятия «сущность» его «явлением» по конкретному содержанию, Другими словами, правовые предпосылки, закономерности возникновения и функционирования института необоснованно отождествляются с их внешними проявлениями. Данная замена затрудняет правильное определение места и роли условно-досрочного освобождения в системе других сходных правовых явлений, подчиненных единой цели, а также изучению его эффективности и дальнейшему совершенствованию правового регулирования.

Согласно ст. 79 УК РФ условно-досрочное  освобождение от отбывания наказания  применяется к осужденным, если судом  будет признано, что для своего исправления они не нуждаются  в полном отбывании назначенного судом наказания. Сущность этого  института состоит в том, что  такой осужденный досрочно освобождается  от наказания небезусловно, и окончательно, а условно. Это означает, что закон  допускает освобождение лица от наказания  лишь под условием соблюдения им определенных требований, предупреждая в противном  случае привести в исполнение (полностью  или частично) не отбытое наказание. Однако, как соблюдение этого требования, так и угроза реального исполнения ограничены законом определенным отрезком времени – сроком не отбытого наказания. Отсюда следует, что:

во-первых, не отбытая осужденным часть  срока наказания превращается, по сути, в испытательный срок;

во-вторых, приговор суда, исполнение которого прекращено досрочно, теряет свою силу не со дня освобождения лица от наказания, как это имеет место  при безусловном досрочном освобождении, а со дня истечения испытательного срока. Только с этого момента  угроза реального исполнения, не отбытого наказания утрачивает свою силу и  поэтому окончательно отпадает возможность  отбывания освобожденным не отбытой  части наказания11.

Информация о работе Вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением осужденных к лишению свободы