Виды постановлений прокурора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Структура любого акта включает описательную часть, содержащую описание нарушения конкретных норм какого-либо закона, фактическую и юридическую характеристику выявленного правонарушения и резолютивную часть, в которой приводится требование прокурора( принять меры к устранению нарушения закона, привлечь к ответственности виновных и др.), или его решение( о возбуждении уголовного дела, об освобождении из-под стражи незаконно лишенного свободы лица и т.д.), а в некоторых случаях и рекомендации о конкретных мерах, которые, по мнению прокурора, целесообразно принять адресату для устранения и предупреждения правонарушений. Рассмотрим меру прокурорского реагирования на нарушение закона – постановление.

Содержание работы

введение

1 Виды постановлений прокурора
2.Иные акты прокурорского реагирования на нарушение закона.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

постановления прокурора - прокурорский надзор.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты   органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.

В тех случаях, когда  прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью  деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить  проект протеста и представить его  в вышестоящее звено прокурорской системы.

Протест приносится в  органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор вправе принести протест  в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Это определяет прокурор приносящий протест в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта, либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.

Форма протеста не определяется, но в практике прокурорского надзора  по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора. Его обязательными реквизитами являются:

- точное название органа, в который приносится протест;

- наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

- конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротестованный акт;

- обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;

- четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

- подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Законом установлен предельный 10-дневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы, т.е. прежде всего для исполнительно-распорядительных органов.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых  ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Права отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

Предостережение о недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

Закон о прокуратуре не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. Указывается, что предостережение применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях"6. Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. Поэтому, исходя из смысла ст. 25.1, следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность, то есть могущее причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, юридическим лицам, обществу и государству.

Согласно тексту закона предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Перечень таких лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов. На основании определенных Законом о прокуратуре предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25.1 Закона должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его  реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или  представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

После объявления предостережения  и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения должен быть передан предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.

Информация  прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.

Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти, который осуществляется:

- в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в одну из трех ветвей власти;

- во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и на всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения: от поиска и обнаружения его до привлечения правонарушителя к законной ответственности, – независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности, в том числе и преступности, и устранения их последствий.

Закон о прокуратуре предусматривает следующие меры прокурорского реагирования на нарушение закона:

- представление об устранении нарушений закона;

- протест прокурора;

- постановление прокурора о возбуждении уголовного дела;

- о возбуждении производства об административном правонарушении;

- предостережение о недопустимости нарушения закона;

- информацию прокурора.

 В условиях все более возрастающего уровня преступности, ухудшения ее криминогенной характеристики важное значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.  Данная проблема является одной из острейших и актуальных, относящихся к данной отрасли прокурорского надзора. Нередки случаи, когда заявления не регистрируются или списываются, что является распространенными методами укрытия информации о совершенных преступлениях. Прокурор играет большую роль при проверке исполнения требований законов о совершении вышеперечисленных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Законодательство и официальные документы

1.1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 237. от 25 декабря 1993.

1.2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. № 220. 20.11. 2002.

1.3 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12 2001 года №195-ФЗ

1.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. №52 (Ч.1). 2001. 

1.5. Федеральный закон от 17 ноября 1995. «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. № 47. 1995.

2. Общая и  специальная литература

 

2.1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М.: Зерцало, 1998.

2.2. Герасимова. С.И.  Настольная книга прокурора М., 2002.

2.3. Петухова Н.А, Загорский.Г.И. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.М., 2002.

2.4 Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2000.

2.5. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность. №8. 1997.

2.6. Чувилева А. А Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., 2000

 

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации., - Ст. 140.

2 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ., Ст 14.

3 Федеральный закон от 17 ноября 1995. «О прокуратуре Российской Федерации», (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)., Ст. 24.

4 Федеральный закон от 17 ноября 1995. «О прокуратуре Российской Федерации», (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)., Ст. 23.

5 Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,1998. С.123

6 Федеральный закон от 17 ноября 1995. «О прокуратуре Российской Федерации», (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)., Ст. 25.1.


Информация о работе Виды постановлений прокурора