Уголовный Закон РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Характеристика уголовного закона 3
1.1 Понятие уголовного закона и его значение 3
1.2 Структура уголовного закона 5
1.3 Действие уголовного закона в пространстве и времени. 9
Глава 2. Толкование уголовного закона 14
2.1 Понятие толкования уголовного закона 14
2.2 Виды толкования уголовного закона 16
Глава 3.Обратная сила уголовного закона………………………………….20
3.1 Понятие и действие обратной силы уголовного закона………………..…20
3.2 Виды обратной силы уголовного закона………………………………..…22
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Наконец, на решение этой проблемы оказывают  влияние нормы международного права, конституционного права, наличие соответствующих Конвенций, к которым присоединился Казахстан.

В нормах о действии уголовного закона в пространстве последовательно осуществляются два основных принципа — принцип территориальности и принцип гражданства.

В соответствии со статьей 6 УК лицо, совершившее преступление на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности но настоящему Кодексу. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Статья 1 Закона «О государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г. следующим образом определяет пределы этой границы: «Государственная граница Республики Казахстан есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории — суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана. Государственная граница определяется международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными Парламентом Республики Казахстан».

Действие  уголовного закона во времени регулируется статьями 4 и 5 Уголовного кодекса.

Согласно  статье 4 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим  во время совершения этого деяния.

В соответствии с этим положением деяние может быть признано преступным и наказуемым только на основании закона, действовавшего во время его совершения.

Действовавшим признается закон, вступивший в силу и не утративший ее в установленном  порядке.

Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования  законодательных и иных нормативных правовых актов республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат. Таким законом является Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах».

Установлен  следующий порядок вступления в  силу опубликованных уголовных законов:

а) если срок вступления в силу закона указан непосредственно в его тексте, то он считается вступившим в силу с момента наступления указанного срока (с момента опубликования или конкретной даты);

б) если время вступления закона в силу не указано, он вступает в силу на всей территории республики по истечении десяти дней после официального опубликования в Ведомостях Парламента Республики Казахстан или в газетах «Казахстанская правда», «Зац», «Юридическая газета».

В соответствии с общими принципами исчисления сроков днем введения закона в силу является день, следующий после истечения  последних суток установленного срока. Отсчет начинается со дня, следующего за опубликованием нового закона.

Для правильного  применения уголовного закона важное значение имеет установление времени совершения преступления.

Согласно  статье 4 УК временем совершения преступления признается время осуществления  общественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий.

Данная  норма устанавливает единое правило  определения времени совершения как материальных, так и формальных составов преступлений.

Уголовный закон может прекратить свое действие (потерять силу) по различным основаниям:

а) отмены или признания его утратившим силу другим законом;

б) в связи  с заменой его новым законом по тому же вопросу. При этом замена ранее действовавшего закона новым может осуществляться путем специального указания в тексте нового закона об отмене прежнего закона. При отсутствии такого указания ранее действовавший закон прекращает действие в результате фактической его замены новым законом, изданным по тому же вопросу;

в) если уголовный закон издан на определенный срок или в связи с каким-либо особым обстоятельством, то он прекращает свое действие по истечении указанного срока или в связи с исчезновением указанных обстоятельств.

Исключением из общего правила действия уголовного закона во времени являются предусмотренные законом правила об обратной силе уголовного закона.

Правила об обратной силе уголовного закона сформулированы в статье 5 УК.

В соответствии с частью первой статьи 5 УК закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Новый уголовный  закон всегда имеет обратную силу в следующих случаях:

1) когда  устраняет преступность или наказуемость  деяния;

2) когда  он смягчает ответственность  или наказание;

3) когда  он иным образом улучшает положение  лица, совершившего преступление. Законом, устраняющим преступность или наказуемость деяния, признается закон, исключающий это деяние из числа преступлений (т.е. об исключении его из УК) или отменяющий наказуемость за это деяние.

Вопрос  о том, смягчает ли новый закон  наказание по сравнению с ранее действовавшим, должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов.

При неизменившихся диспозициях новый закон является более мягким, если он:

1) заменяет  один вид наказания другим  — более мягким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). При решении вопроса о том, какое наказание является более мягким, следует руководствоваться статьей 39 УК, предусматривающей виды наказаний. Все наказания в этой статье расположены в определенной последовательности — от менее строгих мер к более строгим;

2)  вместо  ранее предусмотренного одного  вида наказания (например, лишение  свободы) в санкцию нового закона  вводит и другие более мягкие  виды наказания (например, лишение  свободы или исправительные работы, или штраф);

3)  уменьшает  максимум того же вида наказания  (например, лишение свободы на  срок от 2 до 5 лет вместо лишения  свободы от 2 до 7 лет);

4)  уменьшает  минимум того же вида наказания  при том же максимуме наказания  (например, лишение свободы от 1 года  до 5 лет вместо лишения свободы  от 2 до 5 лет);

5) отменяет  дополнительное наказание, оставляя  без изменения основное наказание;

6) при  неизменности основного наказания  смягчает вид и сроки дополнительного  наказания или придает обязательному  дополнительному наказанию факультативный  характер;

7) если  по новому закону наказание  одновременно и усиливается и смягчается по сравнению с прежним законом, должен применяться закон, в соответствии с которым за конкретное деяние может быть назначено более мягкое наказание. При этом избранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания, установленного другим законом.

Глава 2. Толкование уголовного закона

2.1 Понятие толкования уголовного закона

 

Применение  закона невозможно без уяснения смысла его содержания, т.е. толкования. "Закон  всеобщ, - указывал К.Маркс. - Случай, который  должен быть определен на основании  Закона, - единичен. Чтобы подвести единичное под всеобщее, требуется суждение". Особенно важно толкование нового закона, еще недостаточно разработанного теорией и не имеющего большую практику применения. Толкование необходимо для уяснения сути норм Общей и Особенной частей УК РК. Оно необходимо и для понимания ряда терминов, оценочных признаков составов преступлений и др.

Под толкованием  закона понимается выяснение подлинной  воли законодателя, выраженное в законе, раскрытие его содержания.

Необходимость толкования возникает не только в  связи с неясностью и неполнотой текста некоторых законов, необходимостью отграничения данного закона от других и т.д., но и во всех случаях его применения.

Толкование (интерпретация) включает в себя два  элемента: уяснение смысла закона и  разъяснение его для других правоприменителей. Эти элементы взаимосвязаны. Однако они позволяют говорить о толковании как методе познания права, с одной стороны, и о толковании как виде юридической деятельности, с другой. Необходимость толкования уголовного закона вызвана, во-первых, общим характером норм права, во-вторых, использованием специальной юридической техники для построения уголовно-правовых норм (бланкетных диспозиций, оценочных терминов и т. д.), в-третьих, системностью уголовно-правовых норм, их взаимосвязью и взаимозависимостью с нормами права других отраслей. 
Толкование обеспечивает единообразное применение норм права, способствует устранению недостатков в законе.

Толкование  закона способствует правильному пониманию  законодательства, укреплению законности. Толкование закона различается:

а) по субъекту (кто толкует) — аутентическое, легальное, судебное, доктринальное;

б) по объему (т.е. круг деяний, на которые распространяется действие данного закона) — буквальное, распространительное, ограничительное;

в) по приемам (каким образом проводится толкование) — грамматическое, систематическое, историческое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды толкования уголовного закона

 

Виды  толкования зависят от различных  классификационных оснований. 
По субъектам толкования оно бывает официальным и неофициальным. 
Официальное толкование осуществляется специально уполномоченными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов применения права.

Аутентическое толкование — это толкование, даваемое самим законодателем. Аутентическое толкование имеет силу закона и имеет обязательный характер.

Легальным называется толкование, даваемое органом, специально на то уполномоченным законом. Легальное толкование законов так же, как и аутентическое толкование, имеет силу закона и носит обязательный характер. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Конституции РК Конституционный совет Республики Казахстан «дает официальное толкование норм Конституции».

Судебным  называется толкование, даваемое судом  при рассмотрении конкретного уголовного дела. Оно обязательно только по данному делу и после вступления приговора в законную силу приобретает силу закона.

Особым  видом судебного толкования являются нормативные постановления Пленума  Верховного Суда Республики Казахстан.

Особенность такого толкования заключается в  том, что оно дается не по конкретному  уголовному делу, а на основе изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики по всем делам данной категории и обязательно для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих уголовный закон, по которому дано разъяснение.

Примером  такого судебного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, данные в Постановлении от 23 апреля 1993 г. «О практике применения судами законодательства, регламентирующего ответственность за изнасилование».

Доктринальным (или научным) является толкование, даваемое научными учреждениями, учеными и практическими работниками в учебниках, монографиях, научно-практических комментариях, докладах и лекциях действующего уголовного законодательства. Оно не имеет обязательной силы, но помогает правильному пониманию и применению уголовного законодательства.

Буквальным  называется толкование, когда закону придается смысл в точном соответствии с его текстом. Этот вид толкования по объему, как правило, является наиболее распространенным в практике.

При распространительном (расширительном) толковании закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.

В результате распространительного толкования уголовный  закон применяется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным, но подразумеваемым в  нем.

Распространительное (расширительное) толкование следует  отличать от аналогии, отмененной в  уголовном праве. Если при распространительном  толковании уголовный закон применяется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным, но подразумеваемым в нем, то при аналогии уголовный закон применяется к случаям, не предусмотренным законом, но являющимся сходными с описанными в законе.

При ограничительном  толковании закону придается более  узкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста. Например, ограничительное толкование субъективных признаков покушения дал Пленум Верховного Суда республики в Постановлении от 23 декабря 1994 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего ответственность за посягательство на жизнь и здоровье граждан» применительно к действовавшему тогда УК. Казахской ССР, указав, что покушение на умышленное убийство возможно лишь с прямым умыслом. Что касается Уголовного кодекса Республики Казахстан, то применительно к нему это толкование будет буквальным, поскольку полностью вытекает из текста части третьей статьи 24 УК.

Грамматическое (филологическое) толкование состоит  в выяснении смысла закона путем грамматического анализа его текста (этимологического и синтаксического разбора текста закона, в разъяснении значения и смысла употребляемых в законе слов, понятий, терминов).

Информация о работе Уголовный Закон РК