Уголовно-правовые и криминологические проблемы похищения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе ответственности за похищение человека по действующему уголовному законодательству, а так же в рассмотрении особенностей квалификации похищения человека. Названные цели обусловили постановку следующих задач:
1.Определить понятие и дать общую характеристикупохищения человека
2.Дать уголовно-правовой анализ, проблемы и предложения по квалификации преступлений, связанных с похищением человека
3.Рассмотреть криминологическую характеристику похищения человека

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………......4
Понятие и общая характеристика похищения человека……….…………..8
Общая уголовно-правовая характеристика……………………..……..…8
История и развитие…………………………………………..………….10
Уголовно-правовой анализ, проблемы и предложения по квалификации преступлений, связанных с похищением человека……………….………15
2.1. Объективные признаки……………………………………………..........15
2.2. Субъективные признаки……………………………………..…………..24
2.3. Проблемы по квалификации……………………………………….........26
2.4. Предложения по квалификации…………………………………….…..40
3. Криминологическая характеристика похищения человека…………..……43
3.1. Причины и условия для криминологической характеристики…….….43
3.2. Личность преступника……………………………………………….…..50
3.3. Меры предупреждения и борьбы…………………………………..……63
Список использованных источников………………………………………...…68

Файлы: 1 файл

сотникова диплом.docx

— 89.09 Кб (Скачать файл)

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние51.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто «рекрутируются» преступники.

Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже52.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации53.

Отмечая общие тенденции некоторых социально-демографических признаков личности преступника, следует указать на то, что их криминологическая информационная емкость намного повышается, когда они анализируются в совокупности и тесной взаимосвязи друг с другом.

В структуре личности преступника особенно важное место принадлежит его нравственно-психологической характеристике.

Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, жизненных стремлениях и ожиданиях.

Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные).

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д54.

Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.

Все перечисленные признаки и свойства характерны как для личности в общепринятом понимании ее сущности, так и для личности преступника. Наиболее важной в понимании специфики личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям.

С позиций криминологии личности преступник отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего их содержанием, направленностью. Именно антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей, привычек (так называемая антиобщественная установка) выступает общей причиной совершения конкретных преступлений.

Каждый из указанных признаков образует относительно самостоятельный слой в многообразии криминогенных свойств личности преступника и их оттенков. Все это реально отражает необходимость криминологическойтипологизации таких лиц55.

Согласно криминологическим исследованиям и статистическим данным:

- среди преступников значительно  больше мужчин, чем женщин;

- возрастная характеристика  преступников позволяет делать  выводы о криминогенной активности  и особенностях преступного поведения  представителей различных возрастных  групп.

Уже давно криминологией  установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера.

Лица старших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий подобного поведения. Ведь несомненно, что именно возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни. И это не может не сказываться на противоправных действиях.

Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет - это примерно 70-75 %. При этом чаще всего совершаются преступления лицами в возрасте 25-29 лет, далее следуют 18 - 24, 14 - 17 и 30 - 40 летние. Реже всех преступления совершаются лицами старше 50 лет.

Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как  правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления;

- немалое влияние на  формирование личностных качеств  оказывают и семейное положение, и воспитание.

Криминологические исследования показали, что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано это с тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Кроме того - фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание - все это, несомненно, влияет на формирование личности человека;

- уровень образования  преступников, как правило, довольно  низок. Они в основном имеют  незаконченное высшее образование. Незначительную долю составляют  преступники с высшим образованием, обычно это должностные преступники. Ниже всего уровень образования  у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство;

- если исходить из принадлежности  того или иного преступника  к определенной социальной группе, то около 50% составляет доля рабочих. По сравнению  с ней доля  других социальных групп значительно  ниже. Хотя преобладание рабочих  среди преступников объясняется  скорее не только принадлежностью  человека к этой социальной  группе, но такими факторами как  низкий уровень образования, культурного  сознания;

- отличительным признаком  личности преступника является  уклонение от такой социально  полезной деятельности как труд, учеба. По статистике около 30 % задержанных  преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления  были не работающими или не  учащимися56.

 

 

 

 

 

 

3.3. Меры предупреждения  и борьбы

 

Похищение человека является крайне опасным деянием, нередко «ценой» которого выступает человеческая жизнь, ее безопасность. Не зря в соответствии с Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом», похищение человека, отнесено к понятию «преступления террористического характера»57.

Предупреждение насильственных преступлений основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общего социального, так и специально-криминологического характера. Общее социальное предупреждение насильственных преступлений осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

- выявление и устранение  отрицательных факторов в семье  и быту, способствующих формированию  личностных качеств, типичных для  насильственных преступников и  хулиганов;

- нейтрализация бытовых  и семейных конфликтов, на почве  которых могут возникнуть насильственные  или хулиганские действия их  участников;

- обеспечение своевременной  регистрации заявлений об угрозе  убийством или причинением тяжкого  вреда здоровью и быстрого  реагирования на них органов  внутренних дел;

- ограничение торговли  спиртными напитками в определенное  время суток и в определенных  местах, запрет на их отпуск  лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за  нарушение этих ограничений;

- запрет распространения  сильнодействующих возбуждающих  веществ, ограничение посевов содержащих  их растений, установление контроля  за отпуском и ответственности  за незаконное изготовление, сбыт  и потребление таких веществ;

- усиление контроля за  соблюдением специальных правил  приобретения и хранения огнестрельного  оружия; привлечение к ответственности  лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- изъятие органами внутренних  дел оружия у лиц, уклоняющихся  от его регистрации, а также  систематически нарушающих общественный  порядок, злоупотребляющих спиртными  напитками, страдающих психическими  заболеваниями;

- выявление случаев изготовления  учащимися и рабочими самодельного  холодного и огнестрельного оружия  в цехах или учебно-производственных  мастерских;

Информация о работе Уголовно-правовые и криминологические проблемы похищения человека