Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики в сфере безопасности дорожного движения
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 263,264 УК РФ, а также квалифицирующие признаки; выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАКОНЧЕННАЯ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ

 

   Тема настоящей курсовой «Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения». Эта тема выбрана не случайно, так как автомобильный транспорт является важнейшей составной частью инфраструктуры российской экономики. Проблема дорожно-транспортных происшествий считается одной из самых актуальных и сложных. Необходимо учитывать, что по распространенности, тяжести последствий и тенденции ежегодного увеличения их числа дорожно-транспортные происшествия занимают лидирующую позицию.За прошедший 2010 год в России произошло:199 431 ДТП, что на 2,1% меньше, по сравнению с 2009г.В них погибло 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (1,9%) человек получили ранения различной тяжести.11 845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Из приведенной статистики можно увидеть, что значительно уменьшилось число ДТП с участием пьяных водителей. Это результат летних изменений в законодательстве, когда отменили допустимую норму алкоголя в крови 0,3 промилле. Водители стали строже относиться к употреблению спиртного. Получается, что ужесточение ответственности положительно сказывается на безопасности дорожного движения. Несмотря на значительное снижение аварийности, по мнению Президента РФ Д.А. Медведева, который в одном из выступлений резко критиковал работу ГИБДД, основная претензия в том, что сотрудники не предупреждают нарушения, а наказывают за уже совершенные действия. Президент привел в пример распространенную практику, когда инспектор буквально подстерегает водителей там, где повешен новый знак или есть спорная разметка, где трудно правила не нарушить. Впрочем, претензий было много - и к водителям, и к состоянию дорог. Президент потребовал принять жесткие, и даже радикальные решения.

   Основные причины возникновения ДТП:

1.нарушения Правил дорожного движения (ПДД) со стороны водителей,

2.нарушение ПДД со стороны пешеходов,

3.неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технические неисправности транспортных средств.                       

   Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

   Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Определенную роль среди мероприятий Российского государства по предотвращению несчастных случаев на транспорте играют и меры уголовно-правового характера. Они применяются в отношении тех неправомерных деяний на транспорте, которые отнесены законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины, без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в стране. В настоящее время проблемы нарушений правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, изучены недостаточно. Существует множество противоречивых, а зачастую и взаимоисключающих научно-практических толкований норм об уголовной ответственности за указанное преступление. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта являются на современном этапе:1)приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности;2)приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;3)соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

   Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики в сфере безопасности дорожного движения

   Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 263,264 УК РФ, а также квалифицирующие признаки; выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

   Нормативную базу работы составили положения действующего уголовного законодательства России, а также нормативно-правовые акты в сфере безопасности дорожного движения

   Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:  
- проанализировать состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации; 

- определить объект, объективную  сторону, субъект и субъективную  сторону нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных  средств.

 

 

 

 

    I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ. 

 

   Нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, существовали и в дореволюционном уголовном законодательстве. Основное внимание в Уголовном уложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Более суровая ответственность предусматривалась в случаях крушения железнодорожного транспорта, парохода и морского судна.

   Советская власть с первых дней существования решительно боролась с организаторами и участниками контрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и пр. В обстановке хозяйственной разрухи и тяжелого экономического положения борьбе с транспортными преступлениями уделялось внимание только в плане борьбы с саботажем и вредительством. В первую очередь нуждался в охране железнодорожный транспорт. Поэтому уже 10 декабря 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаях расстреливать на месте лиц «за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений», т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта1.В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Однако отдельных норм об ответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. Впоследствии Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми2; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда. 23 января 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта», в соответствии с которым в Кодекс была включена ст. 59-3в3. К уголовно наказуемым деяниям были отнесены нарушения работником транспорта трудовой дисциплины (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и пути и т.п.), если эти нарушения повлекли или могли повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений, либо несчастные случаи с людьми, несвоевременную отправку поездов и судов, скопление на местах выгрузки порожняка, простой вагонов и другие действия, влекущие за собой срыв (невыполнение) намеченных правительством планов перевозок или угрозу правильности или безопасности движения. Это деяние законодатель отнес к группе государственных, подгруппе контрреволюционных преступлений. И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. «О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте»4, разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности. Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений5. В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств , самовольную без надобности остановку поезда 6. В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения ; за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств..В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. об «Угоне воздушного судна». «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности», по мнению некоторых ученых, должны были быть отнесены к группе транспортных преступлений.7 Примерно с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделяться группа транспортных преступлений как подсистема «преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».Таким образом, к моменту принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного права сложилась довольно стройная система транспортных преступлений. В следственной и судебной практике возникали вопросы относительно квалификации и разграничения со смежными составами деяний, относимых к числу транспортных преступлений. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 января 1950 готмечалось, что «в судебной практике нет единообразия в вопросе квалификации преступлений, повлекших аварии судов, не принадлежащих органам министерств морского и речного флота»8.На ошибки в квалификации нарушений правил безопасности движения механического транспорта указывалось и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. (с последующими изменениями)9.В развернувшейся теории уголовного права дискуссии относительно содержания главы о транспортных преступлениях предлагалось тяжесть наказания за транспортные преступления определять не столько наступившими последствиями, сколько иными обстоятельствами (например, нахождение за рулем водителя в состоянии опьянения, особо злостный характер нарушения или неоказание помощи потерпевшему в аварии), включая эти признаки в качестве квалифицирующих признаков отдельных транспортных преступлений10. Однако законодатель пошел по иному пути, унифицировав нормы о транспортных преступлениях, за исключением трех (ст. 265, 270, 271 УК), и сконструировав их в зависимости от тяжести последствий: ч. 1 - причинение тяжкого вреда здоровью либо крупный материальный ущерб (в некоторых нормах); ч. 2 - смерть человека; ч. 3 - смерть двух или более лиц. Объединив нормы об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспорта в самостоятельной главе Уголовного кодекса, законодатель сохранил прежние составы преступлений, дополнив систему транспортных преступлений лишь ст. 265 (оставление места дорожно-транспортного происшествия). Однако в статьи, предусматривающие ответственность за рассматриваемые преступления, были внесены существенные изменения и дополнения.

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г.

   В настоящее время УК РФ изменяется и дополняется. В 2003г утратила силу ст. 265УК РФ.До внесения изменений в УК РФ Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст.265УК РФ предусматривала уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с максимальным наказанием до 2 лет лишения свободы.В настоящее время ст.265 УК РФ утратила силу, но по-прежнему при оставлении места ДТП может применяться ст.125 УК РФ. Таким образом, законодательное и нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в современный период развития уголовного законодательства охватывает широкий спектр общественных отношений, оно меняется и дополняется. В состав соответствующей нормативной правовой системы входят: федеральные законы и другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Отдельные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Основополагающим документом указанной  системы является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». За последнее время проведена большая работа, направленная на разработку правового механизма его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     II. УГОЛОВНО- ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

   1.Понятие и виды преступлений против безопасности автомобильного транспорта.

 

   В соответствии с ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Это определение содержит четыре признака преступления и является материально-формальным, так как отдает предпочтение материальному признаку- общественной опасности деяния.    Формальный (нормативный) признак- это запрещенность уголовным законом (уголовная противоправность), а также конкретизирующие его признаки- виновность и наказуемость.

В теории уголовного права преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, получили наименование «транспортные». Однако разработчики УК 1996 г. пришли к выводу, что такое название главы как бы презюмирует наличие некого преступного компонента, присущего транспорту в процессе его функционирования. К тому же, как полагали некоторые ученые, название главы «Транспортные преступления» не отражает в полной мере специфики этих преступлений и дает основания относить к данной группе преступлений любые деяния, так или иначе связанные с транспортными средствами, например, угон транспортного средства, использование служебной автомашины в личных, корыстных целях. Заголовок гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств» УК 1996 г. представляется более удачным, так как раскрывает содержание видового объекта, который определяет место группы преступлений в системе.

Особенной части Кодекса, а также  показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которые предусматривают ответственность  именно за посягательства на безопасность функционирования транспорта.

   Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками. Это, в первую очередь, видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности. Последняя в широком смысле слова является родовым понятием нескольких групп общественных отношений. С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК отсылает к Правилам дорожного движения. Сами эти Правила в уголовном законе не расшифровываются. Их нарушение при отсутствии предусмотренных в ст. 264 УК последствий является административным правонарушением.

   Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключения составляют приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК), осуществляемое путем бездействия.

   Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью личности или, в некоторых случаях, крупного материального ущерба. Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке. Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта.

   Можно выделить несколько этапов развития причинной связи при совершении рассматриваемых преступлений:

1) вследствие нарушения правил, обеспечивающих безопасность функционирования  транспорта, появляется абстрактная возможность наступления вредных последствий;2) создается аварийная ситуация, однако субъект, приняв меры предосторожности, еще может предотвратить эти последствия;

3) техника полностью выходит  из-под контроля субъекта и  зависит лишь от ситуации; 
4) причинение вреда становится неизбежным.

   При бездействии причинная связь в транспортных преступлениях характеризуется некоторыми особенностями:

а) на субъекта возложена обязанность выполнения определенных правил;

б) субъект имел возможность выполнить эти правила; в)выполнение правил предотвратило бы наступление вредных последствий;

г) субъект не выполняет правил предосторожности.

   С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст.267, 270 и 271 УК), являются неосторожными, что специально подчеркнуто законодателем указанием на неосторожное причинение последствий, перечисленных в диспозиции соответствующих статей. Неосторожная вина при этом может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности (ст. 25, 26 УК). Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает некоторые специальные признаки, что дает основание говорить о специальном субъекте ряда составов транспортных преступлений (например, ст. 263, 264, 266 УК и др.).

   В учебной литературе предложена классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы:

1) преступления, связанные с использованием  транспортных средств;

2)иные преступления в сфере  функционирования транспорта.

 К первой группе относятся  преступления, непосредственно связанные  с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.263, 264, 266, 271 УК), ко второй группе относятся преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.267, 268, 269, 270 УК).

   Как уже отмечалось, гл. 27 УК содержит 9 статей. Преступления, ответственность за которые предусмотрена в этих статьях, в учебной литературе принято подразделять на две группы: преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; и иные преступления в сфере функционирования транспорта.

   К преступлениям первой группы относятся:

1)нарушения правил безопасности движения и  эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст.263 УК);

 2) нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК);

3) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).

   Преступления второй группы составляют:  

1) недоброкачественный ремонт транспортных  средств и выпуск их в эксплуатацию  с техническими неисправностями (ст. 266 УК);

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения