Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Вопросы ответственности за налоговые преступления и уклонения от уплаты налогов с организаций достаточно актуальны, о чем свидетельствует изменчивость законодательства, которое постоянно развивается.
Выделение налоговых преступлений в обособленную группу в числе преступлений в сфере экономической деятельности основано на признаках, отражающих специфику жизнедеятельности общества, в которой совершаются данные правонарушения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. История становления и развития современного законодательства российской федерации об уголовной ответственности за налоговые преступления..5
2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений……………..13
3. Анализ правовых коллизий в установленном порядке привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...33
Глоссарий………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 семестр.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ правовых коллизий в установленном порядке привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

 

 

Анализ уголовно-правовых мер воздействия на преступления в сфере налогообложения свидетельствует о том, что в настоящее время сохраняется ряд проблем, которые требуют своего разрешения.

Одной из них, на наш взгляд, является непоследовательность законодателя в решении вопроса установления уголовной ответственности за налоговые преступления в зависимости от того, кто выступает в качестве налогоплательщика – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Указанная проблема находится в поле зрения исследователей, занимающихся вопросами налоговой преступности, однако они далеки от единства своих взглядов. Анализ юридической литературы по данной теме позволяет выделить два основных подхода к ее разрешению. Первый из них заключается в необходимости унификации уголовной ответственности за налоговые преступления. Толковые словари русского языка определяют унификацию как приведение чего-либо к единообразию. Унификация (от лат. unus – один и facere – делать) означает установление единообразия, приведение к единой форме, стандартизацию, устранение различий. Л. Кругликов отмечает, что применительно к правовому пространству унификация – это процесс упорядочения формы и содержания права и законодательства, целью которого является достижение смыслового и терминологического единства, а также согласованности действия норм одной или нескольких отраслей права. Она одновременно выступает не только как одно из направлений дальнейшего законодательного регулирования, но и как важнейший прием законодательной техники, оказывает существенное влияние на стиль уголовного закона, степень его эффективности и внутреннее строение, обеспечивает выработку единой терминологии. Классификацию унификационных процессов в уголовном праве проводят по различным основаниям. Так, «по вертикали», в зависимости от уровня, на котором она осуществляется, различают унификацию:

1) на уровне межгосударственных отношений;

2) на межотраслевом уровне в  национальном законодательстве;

3) отрасли права;

4) раздела Уголовного кодекса;

5) главы Уголовного кодекса;

6) уголовно-правового института;

7) отдельных правовых норм;

8) структурных элементов правовой  нормы или отдельных терминологических конструкций.

По месту проведения выделяют унификацию в Общей и в Особенной частях Уголовного кодекса; по сфере применения различают унификацию формы и содержания закона.

Традиционное деление мер предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям на общесоциальные и специально-криминологические не имеет четких границ.

Ряд мер сочетает в себе и общесоциальную и специальную профилактику.

 В частности, к мероприятиям в сфере предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям можно отнести экономическую обоснованность налогов и сборов.

Эти меры можно определить как общесоциальные меры специальной направленности.

В результате объединения основных мер по выявлению и противодействию налоговым правонарушениям и преступлениям, на основе макроэкономического анализа, финансово-аналитического поиска и аналитического прогнозирования, имеется возможность их технологической реализации и управления процессом выявления в уполномоченном правоохранительном органе.

Направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям являются составной частью совершенствования организационно-экономического механизма противодействия криминализации общества как основы обеспечения его экономической безопасности.

Основные направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям можно представить в виде двух блоков (см. Приложение А)

Соответственно, по каждому направлению можно выделить мероприятия экономического, правового и управленческого характера.

Уголовно-правовой механизм предупреждения налоговых преступлений должен приводиться в действие сотрудниками органов внутренних дел и являться элементом специального (уголовно-правового) предупреждения преступлений.

Под специальным предупреждением налоговой преступности понимается целенаправленная деятельность органов внутренних дел, ориентированная на обнаружение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий совершения, а также неотвратимость назначения и исполнения справедливого наказания.

Суть данного вида предупреждения в том, чтобы своевременно обнаружить налоговое преступление, принять надлежащие меры к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечить правильное применение закона, так чтобы каждый преступник подвергался справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В этом положении одновременно выражается сущность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Именно из этого принципа вытекают общая и частная превенции.

Профилактика налоговой преступности должна предусматривать сочетание следующих мер:

1. Информирование граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях.

Поскольку если гражданин осведомлен о существовании уголовно-правового запрета, но не имеет информации и конкретных примеров о применении санкций за его нарушение, то данный уголовно-правовой запрет воспринимается, лишь как рекомендация.

2. Упрощение и большая сбалансированность налоговой системы, в том числе в части налогообложения доходов граждан.

Необходимо отметить, что в последние годы в результате усилий, предпринимаемых налоговыми органами совместно с органами налоговой полиции, наметились в целом положительные сдвиги в области декларирования доходов гражданами.

3. Устранение пробелов в законодательстве, создающих лазейки для недобросовестных налогоплательщиков, которые с помощью фальсификации, подлога «оптимизируют» налогообложение с помощью льготных режимов, а также путем запутанных схем ухода от налогов.

Эффективность борьбы с налоговыми преступлениями в значительной степени зависит от слаженности и взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающей экономическую безопасность государства, в первую очередь налоговых органов и подразделений МВД, занимающихся расследованием налоговых преступлений.

Необходимость усиления и поиска новых форм взаимодействия правоохранительных и контрольных органов обусловлена также тем, что передача службам МВД дополнительных функций налоговой полиции усилила в действиях по выявлению и расследованию экономических преступлений экономическую составляющую.

Однако, несмотря на наличие значительного числа субъектов предупреждения и борьбы с налоговыми преступлениями, большинство из них практически не осуществляют тесного взаимодействия (например, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, таможенные органы и др.).

Актуальность и необходимость укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов обусловлена также:

• общностью целей и задач по соблюдению законности в хозяйственной деятельности;

• необходимостью комплексного подхода к сбору информации о криминогенной обстановке, поскольку ни один орган в отдельности в силу ряда причин (сложность предмета оценки, скрытый характер правонарушений в экономике) не обладает ею в достаточном количестве;

• возможностью привлекать к ответственности за налоговые преступления, даже когда нельзя доказать участие в совершении других преступлений, связанных с извлечением преступных доходов, как это практикуется за рубежом, и т. д.

Основными формами двухстороннего сотрудничества компетентных органов по борьбе с экономическими преступлениями как на территории России, так и в рамках международного сотрудничества являются:

1. Обмен информацией путем направления и исполнения запросов об оказании содействия в проведении проверочных действий.

2. Проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, согласованных и скоординированных операций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экономических преступлений.

3. В рамках реализации Концепции  научного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности МВД России по инициативе Департамента экономической безопасности МВД России проводятся международные научно-практические конференции и семинары по проблемам борьбы с экономическими преступлениями

4. В рамках международного сотрудничества в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями следует отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для систем сбора налогов в западных странах, влияющих на борьбу с налоговой преступностью, которые могут быть учтены в нашей стране при совершенствовании правоохранительной работы в сфере налогообложения:

1. Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

2. Большое значение деловой и  финансовой репутации бизнесмена. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговой полицией может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.

3. Систематизация опыта работы  налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

4. Глубоко проработанное и детализированное налоговое законодательство, отсутствие оснований для разных толкований и интерпретаций.

 Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

5. Разумная дифференциация санкций  за налоговые правонарушения и преступления.

Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах, например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав, заграничных паспортов являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений, которые могли бы помочь и у нас.

6. Относительно стабильная экономическая ситуация.

7. Налоговые преступления рассматриваются в тесной увязке с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики, рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

8. Отлаженная система возмещения  причиненного государству финансового вреда.

Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

9. Возможность привлечения к  уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления, поскольку уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Российская налоговая преступность носит массовый, а подчас и организованный характер, кроме того, ее отличают тесное переплетение легального и «теневого» секторов экономики, постоянное перетекание средств из «теневого» сектора в легальный и обратно.

В этой обстановке, по мнению автора, наряду с федеральной программой по борьбе с экономической преступностью следует разработать самостоятельную программу борьбы с налоговой преступностью в России.

Основой такой программы должна быть реализация национальных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности страны, преодоление негативных тенденций роста налоговой и связанной с ней экономической преступности, парализующей экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство, обеспечение пополнения государственного бюджета.

В программе должно предусматриваться выполнение поставленных президентом России задач по установлению жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечению и значительному сокращению доли «теневых» экономических операций, уменьшению криминализации налоговой сферы и хозяйственной деятельности как одной из основных угроз экономической безопасности страны.

Однако двойственная природа налоговых правонарушений и преступлений вызывает большие сомнения в эффективности существования двух самостоятельных программ.

И дело не только в ослаблении взаимодействия различных правоохранительных структур при таком подходе.

 Налоговые преступления посягают на такой порядок, который регламентирован в ст. 2 Налогового кодекса РФ, - это правила установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществление налогового контроля.

В этой связи рассматриваемый вид общественно опасных деяний следует отнести к преступлениям не в сфере экономической деятельности, а к преступлениям против государственной власти, осуществляемой органами, выполняющими функции управления в финансовой сфере.

Если же рассматривать налоговую преступность в криминологическом аспекте, она не может не взаимодействовать с экономикой.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений