Уголовно-исполнительная политика в отношении уголовной ответственности и наказания несовершеннолетним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере применения к несовершеннолетним уголовной ответственности и наказания.
Предмет исследования – конкретные особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1. Институт уголовной ответственности по российскому уголовному
праву………………………………………………………………………………………………
Понятие и основание уголовной ответственности…………………………………
Об особенностях уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних………………………………………………………………………...
Глава 2. Уголовно-исполнительная политика в отношении уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетним…………………………………….
Вопросы совершенствования эффективности исполнения наказания
в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних…………………………
Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной
ответственности и наказания………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Institut_ugolovnoy_otvetstvennosti (1).doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

На практике фактически наблюдается уклон в сторону карательных санкций в отношении несовершеннолетних. Предлагается международное требование о «соблюдении принципа содействия благополучию несовершеннолетнего» закрепить в ст. 43, 89 УК РФ.

Второй целью является соблюдение принципа соразмерности как средства ограничения использования карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения. Речь идет: о соразмерности меры воздействия не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения (общее правило применения наказания), но и с положением и потребностями самого несовершеннолетнего (индивидуализация ответственности и наказания), а также с потребностями общества (общая превенция); о сведении до минимума решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего.

В Правилах обращается внимание, что несовершеннолетнего не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия. «Реакция на действия молодых правонарушителей должна основываться на учете не только тяжести правонарушения, но и особенностях личности.

Индивидуальные особенности правонарушителя (например, социальный статус, положение в семье, ущерб, нанесенный правонарушителем, и прочие факторы, связанные с личностью правонарушителя) должны оказывать влияние на соразмерность ответных действий (например, принятие во внимание желания правонарушителя компенсировать ущерб, нанесенный жертве, или ее или его желание вести полноценную и полезную жизнь)»13.

Призыву, закрепленному в Международных стандартах, избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим, содействовать благополучию несовершеннолетнего, воздействовать на несовершеннолетнего правонарушителя соизмеримо как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами правонарушения, способствует большой перечень оснований прекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также особенности назначения им наказания.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 87 УК РФ).

После принятия Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ нормы УК и УПК РФ, предусматривавшие порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания, были изменены и дополнены.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ суд имеет право освободить несовершеннолетнего, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, от наказания с применением к нему одной или нескольких принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ ч. 2 ст. 92 УК РФ и ч. 2 ст. 432 УПК РФ дополнены нормой о том, что суд имеет право освободить от наказания осужденного к лишению свободы несовершеннолетнего не только за преступление средней тяжести, но и за тяжкое преступление с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Действие ч. 2 ст. 92 УК распространяется на случаи осуждения к лишению свободы за преступления средней тяжести, а также за тяжкое преступление несовершеннолетнего, которого суд сочтет возможным освободить от наказания, признав, что подросток может исправиться путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Пребывание в данном учреждении несовершеннолетнего может быть прекращено до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, а продление допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

В ч. 5 ст. 92 УК РФ приведен перечень преступлений, за совершение которых несовершеннолетние освобождению от наказания в порядке, предусмотренном ст. 92 УК РФ, не подлежат (в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. внесены изменения в ст. 90 УК РФ, которыми исключено указание на возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, которые впервые совершили преступления небольшой или средней тяжести, исключено слово «впервые», чем суду была предоставлена возможность более широкого применения данной нормы.

Следует отметить, что нормы Общей части УК РФ, предусматривающие возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ), полностью распространяются и на лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 18 лет.

Рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности распространяется не только на несовершеннолетних, но и на молодых людей до 20 лет. В соответствии со ст. 96 УК в исключительных случаях, с учетом характера совершенного деяния и личности, положения гл. 14 УК могут быть применены и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.

К сожалению, на практике элементы восстановительного подхода по делам несовершеннолетних, где такой подход является наиболее востребованным, вводятся недостаточно, встречаются со стороны правоохранительных и судебных органов с сопротивлением. О достаточно высоком показателе привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, недостаточном использовании закона о восстановительном подходе по делам подростков свидетельствует судебная статистика.

Причины этого явления требуют глубокого самостоятельного исследования.

Так, изучение судебной практики и статистики показывает, что в последние годы наблюдается рост числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и удельный вес лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, как по Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан. Ежегодно судами Республики Башкортостан из общего числа всех осужденных осуждается примерно каждый 7 - 8-й, совершивший преступление в несовершеннолетнем возрасте. Наибольшее количество преступлений несовершеннолетними совершается против собственности, жизни и здоровья, связанных с наркотическими и психотропными средствами.

В Российской Федерации в 2004 г. число лиц, освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, увеличилось в три раза – с 631 до 1934 лиц14, по Республике Башкортостан в два – с 60 до 121 (5% от числа осужденных несовершеннолетних).

Из общего числа осужденных несовершеннолетних 2407 (13, 4% от общего числа осужденных) совершили преступления небольшой тяжести – 175 (в том числе судимые – 24), средней тяжести – 1126 (в том числе судимые – 194), тяжкие – 1004 (в том числе судимые – 141) и особо тяжкие – 102 (в том числе судимые – 19). То есть из 2407 несовершеннолетних имеют судимость 378 лиц. Обращает на себя внимание рост числа осужденных несовершеннолетних за тяжкие преступления, стоящий почти на одном уровне с несовершеннолетними, осужденными на преступления средней тяжести.

Из общего числа несовершеннолетних осуждены: к лишению свободы условно – 1696 лиц; к лишению свободы – 414 лиц; исправительным работам – 28 и исправительным работам условно – 62; штрафу – 152. Соответственно к реальному лишению свободы осуждены за преступления: небольшой тяжести – 11, т.е. каждый 15-й, средней тяжести – 132, т.е. каждый 8-й, за тяжкие – 186, т.е. каждый 5-й и особо тяжкие – 85 лиц, практически все.

Вызывает тревогу значительное число впервые осужденных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет и от 16 до 17 лет за преступления небольшой и средней тяжести, в отношении которых могли быть применены правила ст. 90, 92 УК.

Например, ранее не судимый 14-летний Ш., совершивший преступление средней тяжести – кражу из подсобного помещения магазина сумки с деньгами в сумме 1500 рублей, которые израсходовал на одежду и питание, осужден судом к полутора годам лишения свободы условно, с возложением на него определенных обязанностей. Свое решение суд мотивировал тем, что подсудимый склонен к бродяжничеству, состоит на учете в ИДН. Вопрос о возможности применения к подростку принудительных мер воспитательного воздействия либо освобождении от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение в целях его исправления судом не обсуждался. Основания, предусмотренные законом для этого, имелись, кроме того, подросток не учится и не работает. Более того, наказание ему назначено в нарушение требований уголовного закона, ч. 6 ст. 88 УК РФ, и никак не могло способствовать его будущему благополучию, как призывается в Международных стандартах. Суд оставил его в тех же условиях, которые явились причиной совершения им преступления.

Судебная практика по делам несовершеннолетних, с одной стороны, ориентирована на применение нерепрессивных санкций, однако юридический формализм, отсутствие автономной системы ювенальной юстиции с ее особыми целями, правилами и методами приводит к достаточно высоким показателям лишения свободы несовершеннолетних.

Широко судами применяется условное осуждение несовершеннолетних к лишению свободы (70,4%). Однако условное осуждение, по мнению многих специалистов, не несет в себе позитивного исправительного потенциала, поскольку в таких случаях подростку просто удается избежать ответственности, но не осознать, и как свидетельствует практика, нередко, получив условное наказание, оставаясь в тех же условиях (социальных, экономических, бытовых), подросток вскоре снова оказывается на скамье подсудимых15.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

    1. Вопросы совершенствования эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних

 

Проблемы исполнения наказаний и исправления несовершеннолетних осужденных исследуются различными отраслями наук — уголовным, уголовно-исполнительным правом, педагогикой, юридической психологией. Такие исследования в России начались еще в дореволюционный период, были продолжены и в советское время16.

В современный период, когда процессы гуманизации общественных отношений в нашей стране стали предметом не только обсуждения17, но и реализации, актуальной проблемой в связи с этим является определение стратегически важных направлений самой уголовно-исполнительной политики, которые позволят усовершенствовать средства, формы и методы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних.

В настоящее время уголовно-исполнительная политика меняется коренным образом. Мировое сообщество, предоставляя все более гуманистичные начала в основаниях и порядке исполнения наказаний и исправления осужденных, последовательно предлагает включиться в этот процесс и России, трансформировав в итоге стратегию уголовно-исполнительной политики.

И найти свое выражение все это должно в следующих аспектах.

1. В реформировании уголовно-исполнительной  системы. Направления такого реформирования  были сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным в 2002 г. Он отметил, что «крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди — только ожесточаются»18.

Заметим, что реформирование уголовно-исполнительной системы нельзя рассматривать только с позиции реорганизации самой системы. Его нужно проводить комплексно, объединяя, прежде всего, усилия законодателя и исполнительных органов власти.

2. В ориентированности на повышение эффективности исполнения уголовного наказания, проведение целенаправленной работы по последовательному внедрению международных стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными.

Согласно ряду нормативных правовых актов введены и действуют новые улучшенные нормы питания и материально-бытового обеспечения, повышенные нормы вещевого довольствия. Проводится целенаправленная работа по обеспечению прав осужденных на охрану здоровья. Так, нормы питания стали более сбалансированными. В них включены молоко, яйца, фрукты и фруктовые соки, увеличена норма выдачи мяса к других продуктов19, что является важным фактором в профилактике туберкулеза.

3. В совершенствовании правового  регулирования исполнения уголовных  наказаний в виде лишения свободы.

Вне сомнения, конституционные принципы должны определять содержание национального уголовно-исполнительного законодательства. При этом объективация конституционных принципов в отраслевом законодательстве для их реализации необязательна. Вместе с тем представляется возможным отметить, что практическая реализация отдельных правовых норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ не в полной мере соответствует конституционным принципам.

Так, гл. 11 УИК РФ выполняет своего рода роль общих начал по отношению к детальному правовому регулированию исполнения этого вида наказания, определенного главами 12—17 соответствующего нормативного акта.

4. В принятии исчерпывающих мер  по обеспечению безопасности  несовершеннолетних осужденных  при отбывании ими уголовных  наказаний в виде лишения свободы.

Исполнение наказания в виде лишения свободы относится исключительно к компетенции ФСИН России, которая организует порядок исполнения и отбывания наказания в соответствии с приговором суда, обеспечивает изоляцию, раздельное содержание разных категорий осужденных, изменение условий отбывания наказания, осуществляет постоянный надзор за ними, контролирует исполнение возложенных на них обязанностей, реализует их права и законные интересы, обеспечивает личную безопасность осужденных и персонала.

Обеспечение качественного выполнения возложенных задач достигается посредством охраны и надзора, в том числе оборудованием объектов уголовно-исполнительной системы комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора, повышением надежности их функционирования, оснащением учреждений уголовно-исполнительной системы современными средствами связи.

Информация о работе Уголовно-исполнительная политика в отношении уголовной ответственности и наказания несовершеннолетним