Уголовное право в СССР в военные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается развитие права в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как менялась правотворческая и правоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования в Советской правовой системе.

Содержание работы

Введение 3
1. Начало В.О.В. Перестройка государственного аппарата в условиях военного времени. 4
1.1. Начало Великой Отечественной Войны. Битва под Москвой 1941-1942г. 4
1.2. Перестройка государственного аппарата в условиях военного времени 1941-1945г. 9
1.3. Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны. 15
2. Уголовное право в СССР в военные годы. 20
2.1. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны. 20
2.2.Уголовно-процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами. 24
2.3. Военные трибуналы. 27
3.Основные изменения в праве в условиях войны. 33
3.1. Трудовое право 33
3.2. Семейное право 36
3.3 Гражданское право 39
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ИГП.docx

— 92.59 Кб (Скачать файл)

При СНК СССР создан ряд  новых органов:

1. Совет по эвакуации,

2. учреждения, ведавшие снабжением  народного хозяйства:

- Главснабуголь;

- Главснабнефть.

Создан ряд новых народных комиссариатов по отраслям, производивших  вооружение, боеприпасы, снаряжения.

В период Великой Отечественной  войны произошли характерные  изменения в структуре наркоматов. Наркомат являлся центральным отраслевым органом.

Произошли следующие изменения:

- были упразднены учетно-статистические подразделения;

- упразднены отделы и управления учебными заведениями;

- упразднено юридическое бюро.

1 июля 1941 года Совет народных  комиссаров принял постановление  "О расширении прав наркомов  СССР в условиях военного времени", на основании которого руководителям  центральных органов предоставлено  право перераспределения капитальных  вложений в строительство перспективных  планов.

В истории развитии государственного аппарата выделяется 2 этапа:

- от начала войны до конца 1942 года;

- с начала 1943 года до конца 1945 года.

К началу Великой Отечественной  войны из административно-политических органов существовал лишь созданный  указом Президиума Верховного Совета СССР наркомат государственного управления. Члены наркоматов, Государственного Комитета Обороны персонально отвечали за различные области работы.

Произошли существенные изменения  в органах разведки и контрразведки. В городах, расположенных в непосредственной близости от фронта, создавались чрезвычайные органы - городские комитеты или  штабы обороны (1941 г.).

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны  от 17 июля 1941 года и 10 января органы военной  контрразведки были выделены из наркома  обороны. И преобразованы в особые отделы с подчинением их Наркомату  Внутренних дел СССР.

Исходя из сложившейся  обстановки и в целях более  тесного объединения усилий органов  государственной безопасности, указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1941 года НКВД и НКГБ объединены в единый наркомат внутренних дел.

На организацию государственного управления оказало влияние в стране введение специальных режимов в соответствии с Указом о военном положении высшим чрезвычайным органом был Государственный Комитет Обороны (ГКО). Этот орган был узко коллегиальным (9 чел). Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР принял постановление об образовании ГКО 30 июня 1941 года.1

Ввиду создавшегося чрезвычайного  положения было признано необходимым:

1. Создать Государственный  Комитет Обороны.

2. Сосредоточить всю полноту  власти в государстве в руках  Государственного Комитета Обороны.  Произошли изменения в руководстве  Вооруженными Силами. Строительство  Вооруженных Сил.

Президиум Верховного Совета СССР в соответствии с указом объявил  необходимым мобилизацию 14 возрастов  по 14 военным округам. Призыву подлежали  мужчины в возрасте от 18-25 лет. Офицерские кадры получали подготовку в военных  академиях, военных школах, военных  училищах.

В июле 1941 года образован  орган стратегического руководства  вооруженной борьбой - Ставка Верховного Главнокомандования. ГКО постановил: Ставку Главного Командования преобразовать в ставку Верховного Главнокомандования и определить ее в составе: Председателя ГКО т. Сталина, заместителя Председателя ГКО т. Молотова, Маршалов Тимошенко, Буденного, Ворошилова, Шапошникова, Начальника Генштаба генерала армии Жукова. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы округов.

Ставка Верховного Главнокомандования имела следующие функции:

- Координация действия фронтов,

- Контроль за исполнением директив верховного Главнокомандования,

- Подготовка и осуществления операций.

Для партийного руководства  Вооруженными силами в июле 1941 года в соответствии с Указом Верховного Совета СССР о реорганизации органов  политической пропаганды и введении института военных комиссаров в  Рабоче-крестьянской Красной Армии 16 июля 1941 года.

Управления и отделы политической пропаганды были реорганизованы в политические управления, политические отделы РККА. Во всех полках и дивизиях ввести институт военных комиссаров, а во всех ротах, батареях - институт политических руководителей.

Деятельность военных  комиссаров регулировать положение  о военных комиссарах. Военным  Советам фронтов, армий было предоставлено  право присваивать внеочередные звания начальствующему составу, младшим командирам и красноармейцам, отличившимся в боях за Родину.

Присвоение лучшим соединениям действующим армии гвардейским наименований стало мощным стимулом для остальных в совершенствовании боевого мастерства. В декабре 1941 года появилась гвардейская авиационная часть, в январе 1942 года - артиллерийские части, появились гвардейские армии, гвардейские корабли. Всем гвардейским частям и подразделениям в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР1 вручались особые гвардейские знамена, а кораблям гвардейский военно-морской флаг.

Начальствующему составу  гвардейских соединений и частей выплачивался полуторный оклад, а рядовому составу - двойной оклад денежного содержания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года устанавливались гвардейские звания и вводился особый нагрудный знак "Гвардия". С началом войны и в годы войны были расширены сеть и емкость военно-учебных заведений, устанавливались сокращенные сроки обучения от 3 до 10 месяцев, в военных академиях от 6 до 12 месяцев. В октябре 1941 года были организованы курсы младших лейтенантов, выпускавшие командиров взводов стрелковых войск. Курсы комплектовались отличившихся в боях сержантами и солдатами.

Исключительно важное значение для совершенствования военных знаний командных и политических кадров имело издание в 1942 году Боевого Устава пехоты (БУП-42).

Наставления по боевой службе штабов и в 1943 году проекта Полевого Устава (ПУ-43), а также ряда уставов  и наставлений родов войск. В  них творчески обогащался боевой опыт Великой Отечественной войны. Уставы установили новые формы и  способы ведения боевых действий с использованием стрелковых войск, бронетанковых, авиационных и артиллерийских частей.

Военная прокуратура во главе  с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный  прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.

Великая Отечественная война  закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Представительные органы претерпели ряд  изменений. Повышен был возрастной ценз для избирания депутатов  в Верховный Совет СССР - 23 года, в Верховные Советы СССР - 21 год1.

После войны были упразднены чрезвычайные и другие органы военного времени. Наркоматы стали именоваться  министерствами. В феврале 1947 года было образовано 36 общесоюзных министерств  и 22 союзно-республиканских. Для избрания в судебные органы был установлен возрастной ценз для судей и народных заседателей - 23 года. Указ от 15 июня 1948 года установлена ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии образовывались при судах СССР. 19 марта 1948 года принят закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный. 5 октября 1946 года принято постановление о развитии юридического образования в СССР.2

После окончания Великой  Отечественной войны упразднена Ставка Верховного Главнокомандования. Военное командование утратило право  награждения военнослужащих орденами и медалями. Красная Армия стала  называться Советской.

 

1.3. Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны.

 После нападения фашистской  Германии на СССР в советском  государственном аппарате были  произведены необходимые изменения,  вызванные военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная  обстановка, когда встал вопрос  о самом существовании Советского  государства. Поэтому создавались  чрезвычайные органы или обычным  органам придавались чрезвычайные  полномочия.  «Продолжали действовать  обычные органы власти: Верховный  Совет СССР, СНК СССР, Президиум  Верховного Совета СССР, общесоюзные  органы управления, республиканские  и местные органы власти и  управления. Однако их коснулись  изменения. При СНК СССР был  создан Совет по эвакуации,  который должен был заниматься  гигантской работой по перебазированию  промышленности из западных районов  в восточные.  Кроме того, были созданы новые органы, необходимость в которых была вызвана войной, такие, к примеру, как Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и т. д. Были расширены права СНК». 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), и СНК СССР приняли совместное постановление о создании Государственного Комитета Обороны, в руках которого сосредоточилась вся полнота власти. Все граждане, партийные и советские, военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале в него входило 5 человек, затем он был расширен до 9. Возглавил ГКО Сталин.1 ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи – разгромом гитлеровской Германии. Кроме того, ГКО решал и локальные задачи повышенной важности – руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Существовал институт уполномоченных ГКО, в прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны – всего их было создано свыше 60.  ГКО было издано более 10 тысяч постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР", по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах1. В составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).  Указом Президиума Верховного Совета СССР2 от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба.  На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях и городах, подвергшихся оккупации.  В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.  В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О создании войсковых формирований союзных республик". В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции.  Так же 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел". В связи с этим законом федеративные республики СССР могли вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и заключать с ними соглашения.  В сентябре 1941 г. был создан Народный Комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.  Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные силы СССР. «Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Верховного главнокомандования. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган сначала Тимошенко, затем с 10 июля 1941 г. Сталин. Сталин был назначен Главнокомандующим Вооруженными силами СССР.  В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной армии, возглавляемое зам. наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий – председатель Военного Совета.  По решению ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного командования был создан Центральный штаб партизанского движения. В оккупированных областях РСФСР действовали областные штабы партизанского движения.  21 мая 1941 г. вводится гвардейское звание и учреждается особый отличительный знак.  В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии вводились новые знаки различия – погоны. В июле 1943 г. было установлено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой состав, сержантский, офицерский и генеральский.  Были учреждены новые ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского и новые Советские медали, которые вручались от имени Президиума Верховного Совета СССР.1  Теперь о знаменитом приказе № 227 Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 г., который подвергнулся критике в печати в годы перестройки. Приказом № 227 предписывалось сформировать в пределах Красной Армии от 3 до 5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу самых неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов.  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов. В связи с войной был изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР». В 1943 году на железнодорожном, Морском и речном транспорте было объявлено военное положение, вводилась военная дисциплина, железнодорожники объявлялись мобилизованными.  Также в начале войны было создано Советское информбюро. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения различных работ, необходимых в военное время, увеличивалась мера труда. Указом разрешены обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Отпусками пользовались лица до 16 лет, беременные женщины и больные.  Колхозники решали задачи обеспечения вооруженных сил и населения продовольствием. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. на время войны для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимум трудодня в году. Колхозы выполняли повышенные планы сева с меньшим коллективом и тягловой силы.  За мобилизованными в армию служащими сохранялось по месту работы 58 % оклада, а учащимся техникумов и вузов – стипендия.  Произошли изменения в области уголовного права. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. установил уголовную ответственность за распространение ложных слухов в виде тюремного заключения от 3 до 5 лет.  За разглашение государственной тайны или утрату документов по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 года должностные лица лишались свободы до 10 лет. Был издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищения социалистической собственности.  Уголовная ответственность вводилась за утрату знамени воинской части. Данная часть расформировывалась, а виновные подвергались суду военного трибунала.  По указу Президиума Верховного Совета СССР вводились новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступников, являвшихся пособниками гитлеровской Германии.  Широко применялась в это время отсрочка исполнений приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях, освобождались от наказания и с них снималась судимость.

 

2. Уголовное  право в СССР в военные годы.

2.1. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны.

Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасность  которых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основной цели - разгрома врага. В этой связи уголовное законодательство периода Великой Отечественной  войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами  уголовного права, которые были дополнены  и расширены, появились новые, вызванные  военной обстановкой.

С первого дня войны наблюдается  не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких  как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное  положение, вводился при угрозе захвата  территории противником (например, оно  было введено в Москве 20 октября 1941 года).

В состав уголовного законодательства военного времени входили как  временные нормы, предусматривающих  уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности  военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение  в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность  в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более  тяжкие наказания1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право - смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:

- ужесточение и пополнение новыми  составами преступлений.

- усиление борьбы против государственных  преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая  собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу  промышленности и подрывавших  трудовую дисциплину, и других  преступлений.

Информация о работе Уголовное право в СССР в военные годы