Уголовное право и процес по законам Хамураппи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является, на основании изученной литературы и анализа законов, рассмотреть нормы уголовного права и процесса по законам Хамураппи. Для достижения цели решить следующие задачи: изучить понятие и состав преступления по законнику Хамураппи, произвести анализ основных видов преступлений и наказаний по данным преступлениям, рассмотреть процесс судопроизводства в древнем Вавилоне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………..6
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. НАКАЗАНИЕ
2.1 Преступления против личности…………………………………………9
2.2 Имущественные преступления……………………………………….....11
2.3 Преступления против семьи…………………………………………….13
2.4 Наказание………………………………………………………………..15
ГЛАВА 3 СУДОПРОИЗВОДСТВО……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)

 

Факультет – юридический

Специальность – юриспруденция

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

 

                                                        Курсовая работа

                                                        студентки 1 курса, группы ЮЗС-101

                                                    Толмачинской Александры Сергеевны

                                                        Научный руководитель

                                                        к.и.н., профессор

                                                        Ляшенко Елена Николаевна

 

 

 

Допускается к защите                                 Дата сдачи:________________

Научный руководитель                               Дата защиты:______________

«_____»_________________2012 г.           Оценка:___________________

 

 

 

 

 

Тольятти 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ  И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………..6

ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. НАКАЗАНИЕ

2.1 Преступления против  личности…………………………………………9

2.2 Имущественные преступления……………………………………….....11

2.3 Преступления против семьи…………………………………………….13

2.4 Наказание………………………………………………………………..15

ГЛАВА 3 СУДОПРОИЗВОДСТВО……………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данной работы является, на основании изученной литературы и анализа законов, рассмотреть нормы уголовного права и процесса по законам Хаммурапи. Также целью данной работы является, выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы судопроизводства в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов, хотя и не полностью отражал реальную правовую действительность в силу действия наряду с ним норм обычного права и всевозможных прочих правовых установлений и распоряжений, всё же позволяет составить представление об организации судебного процесса. Для достижения цели решить следующие задачи: изучить понятие и состав преступления по законнику Хаммурапи, произвести анализ  основных видов преступлений и наказаний по данным преступлениям, рассмотреть процесс судопроизводства в древнем Вавилоне.

Законник Хаммурапи  состоит из 282 статей. Из них полностью  сохранилось 247. Остальные оказались  стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Судебник начинается с пространного введения, где говорится  о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением. Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений. Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов. Всеобщая история государства и права. Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах. Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью. Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики.

Свод законов Хаммурапи  на сегодняшний день является важнейшим памятником  древневосточного рабовладельческого права. Который оставил существенный след  в становлении правовых норм древнего Вавилона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и состав преступления

 

Законы Хаммурапи являются одним из самых древних источников права. Их составление предположительно относится к XVIII в. до н.э. Содержание законов Хаммурапи представлено обычным правом, типичными решениями судебных дел, указами Хаммурапи и предшествующих ему правителей1.

Целью кодификации отдельных правовых норм, очевидно, являлось стремление упорядочить  общественные отношения, разработать  единые методы разрешения споров личного  и имущественного характера и  установить конкретные санкции за определённые виды нарушений.

После создания кодифицированного свода законов наказания стали носить в большей степени правовой, чем моральный характер. Таким образом, был сделан первый шаг на пути становления правовой системы государства.

Особенностью законов Хаммурапи  является казуистичность и неполнота норм права, отсутствие исчерпывающего перечня деяний, признаваемых преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, об умышленном причинении смерти. Возможно, решения по данного рода делам носили настолько очевидный характер, что не требовали дополнительных указаний в законе.

Законы Хаммурапи не содержат понятия  преступного деяния, но, исходя из их текста, можно сделать вывод, что  наказуемым считался выход за рамки  привычного бытового уклада с причинением имущественного ущерба или вреда личности2.

 Другими словами законы Хаммурапи  основывали свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает)3.

Правовая мысль законов Хаммурапи не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, преступление, соучастие, покушение и т. д.

Общая черта законов Хаммурапи– его жестокость, смерть предусматривалась за 30 видов, или около того, преступлений.

 Субъектом преступления по Законнику Хаммурапи, могли выступать как свободные граждане так и рабы (ст.146,198, 201, 202, 204, 205,196,197, 203,207,209,210, 215, 221, 208, 211,212, 216, 222,282Законов Хаммурапи).   К субъективной стороне относился умысел или не осторожность, не смотря на то что, применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности) В Законах Хамурапи встречаются указания на обе формы вины (ст.200-205,206, 207, 209, 227 Законов Хаммурапи). 

Объектом  преступления служили  общественные отношения, жизнь, здоровье, собственность, соц.ценности и блага (ст.6, 7, 8, 53, 54, 55,56,57, 90, 95,108,128,129, 130,133,143,196-214, 226, 227) .

В объективной стороне есть указания на место, способ преступления, соучастие, последствия (ст.19,21, 22, 25, 207, 209, 213, 218, 219, 220, 225, 229, 235, 245, 251, 253, 259, 265, ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Преступления против личности

 

Если попытаться как-то систематизировать все составы преступления, закрепленные в Законах Хаммурапи, то следует, прежде всего, выделить так называемые преступления против личности. Это – умышленное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.), телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и т.д.

Преступлениям против личности в сборнике законов Хаммурапи отведены (ст.ст.196-214).

 К преступлениям  против личности законы относят:  неосторожное убийство (об умышленном  убийстве ничего не говориться), подробно 

рассматриваются различные способы членовредительства (повреждение глаза, зуба, кости), оскорбление, клевета, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора ,оскорбление словом и действием, ложное обвинение, отдельно отмечается причинение побоев.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

При определении наказания  за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. В некоторых случаях уплачивался штраф. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

Если авилум ("сын  человека") ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был, быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов (ст. 202-205 Законов Хаммурапи).

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Имущественные преступления

 

Одну из групп преступлений, составляли преступления против собственности. Воры и покупатели краденого у частных лиц сурово  наказывались, но  особо охранялась, как уже говорилось, собственность дворца или храма. Вопреки общему правилу такой состав преступления как  посягательво на  собственность дворца или храма был сформулирован в статье 6 Законов Хаммурапи в абстрактной форме. « Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба его знаков рабства (ст. 226-227 Закона Хаммурапи), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (ст. 90-95,108 Закона Хаммурапи), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (ст. 53-55 Закона Хаммурапи), потрава поля скотом (ст. 57 Закона Хаммурапи) и прочее. 

К имущественным преступлениям, указанным в законах Хаммурапи  следует также отнести кражу скота, рабов. Законы Хаммурапи различают такие преступления, как кража и грабеж, порча посевов.

Во  Времена  Хаммурапи  наблюдалось  расширение  посевных  площадей ( освоения  залежных  и  целинных  земель ).  В  значительной  степени  это  достигалось  за  счет  расширения  ирригационной  сети  по  всей  стране.  Специальные  чиновники  обязаны  были  строго следить  за  состоянием  больших  и  малых  каналов.  Из  документов  Мари  явствует,  что  к  выполнению  ирригационной  повинности  привлекалось  все  трудоспособное  население - от  способных  до  рабов,  а  за  уклонения  от  неё  виновные  наказывались  вплоть  до  смертной  казни.  В  Законах  Хаммурапи  четыре  статьи  специально  предусматривают  наказания  за  различные  случаи  небрежности  или  невнимательности  земледельца-общинника  к  оросительным  сооружениям  на  своём  участке ( ст.53,  54,  55,  56 Законов Хаммурапи ).  В  случае  их  прорыва  и  затопления  поля  соседей  он  должен  был  возместить  ущерб,  о  чём  кстати  говорится  в  (ст.53 Законов Хаммурапи).

Информация о работе Уголовное право и процес по законам Хамураппи