Уголовное право и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение соотношения уголовного права и морали. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть единство и различия между уголовным правом и моралью, изучить взаимодействие уголовного права и нравственности.

Содержание работы

Введение 3
1. Единство и различия уголовного права и морали 5
1.1. Происхождение морали и ее влияние на уголовное право 5
1.2. Предмет и сфера регулирования уголовного права 8
1.3. Формы выражения уголовных и нравственных норм 11
2. Взаимодействие уголовного права и нравственности 16
2.1. Основные черты соотношения права и нравственности 16
2.2. Критерии нравственности и уголовное законодательство 18
3. Противоречия между правом и моралью 21
3.1. Нравственные принципы и право 21
3.2. Законы и угрозы 23
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по УП.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     Право, например, разрешает согнать с  квартиры бедняка, не уплатившего вовремя  деньги, ибо оно позволяет требовать  своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что «не ищет своего». Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.

     Разграничивая нравственность и право, утверждая  практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.

     Гегель: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться  своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают»10.

     Более важные для внешнего порядка юридические  предписания охраняются более строгим  контролем общественной власти, но по своему содержанию они представляются более ограниченными, чем нормы нравственные. Если прибавляют иногда к этому, что право есть минимум нравственных предписаний, или, как говорят иначе – этический минимум, то в этом нельзя не видеть известного недоразумения. Несомненно, что в области права могут относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения, но даже и запрещаемые нравственностью. Право, никогда не может всецело проникнуться началами справедливости и любви. Но если оно вступает в известных случаях в противоречие с нравственными заветами, то его нельзя называть нравственным, даже и в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что находится под влиянием нравственности и отчасти воплощает в себе ее требования.

     Не  будучи всецело нравственным, право  дает известный простор личным интересам и стремлениям, даже в их эгоистическом и своекорыстном проявлении. Напротив, нравственность представляет собой более чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно с этим ее требования имеют всеобъемлющий и безусловный характер.

     Это проявляется по преимуществу в двух направлениях.  Право, по сравнению  с нравственностью, отличается точностью  и ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая  на них известные обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы понимаем ее в настоящее время, не составит каких-либо границ для своих предписаний.

     Требуя  от нас служения людям, исполнения закона любви, нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения, предоставляя нам самим найти  в каждом отдельном случае соответствующий способ выполнения нравственных заветов. Для достижения нравственного совершенства нет, и не может быть, никаких заранее установленных рамок; это область постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и самопожертвования.

     По  глубокому замечанию Канта, «моральное состояние человека, в котором  он всегда должен находиться, есть добродетель, т.е. моральное настроение в борьбе, а не святость, в виде мнимого обладания полной чистотой настроений воли». В отличие от этого право и для наиболее важных обязанностей, возлагаемых им на нас, - например, в области общественной, - всегда устанавливает сроки, размеры, формы. Вводя, таким образом, свои предписания в определенные границы. Эта ограниченность права, по сравнению с безграничностью морали, является первой чертой их различия, заставляющей характеризовать юридическую область как минимум общественных предписаний.

     Нравственность, не удовлетворяется, подобно праву, требованием внешних действий, но вменяет людям в обязанность также и добрые чувства, без которых исполнение заветов лишается истинной цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не безразлично: она осуждает те действия, которые имеют одну видимость добрых, а на самом деле подсказываются своекорыстными побуждениями. Если право и принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении, а при нарушении закона, там, где требуется определить виновность лица, что, конечно, не может быть сделано без освещения субъективной стороны правонарушения.

     Развитие  жизни приводит к тому, что право  и нравственность обособляются друг от друга, не утрачивая своей связи, но приобретая более самостоятельное значение. 

 

Заключение

     Из  всего вышесказанного можно сделать  такой вывод: и уголовное право, и нравственность характеризуются единством сущности и гармоническим взаимодействием. Единство предполагает ряд специфических черт, различающих уголовно-правовые и нравственные нормы, таких, как преступления и аморальный проступок. Четкого разграничения преступления и аморального проступка при определении оснований уголовной ответственности за конкретное деяние является непреложным требованием принципа законности.

     Рассматривая  вопрос о критериях нижнего предела  нравственной допустимости в оперативно – розыскной деятельности, необходимо учитывать, что с практической точки зрения, их поиску при разработке решений стоящих перед оперативными аппаратами задач нередко сопутствует проявление крайней формы профессиональной трансформации моральных требований – их деформация – образование корпоративной морали, замкнутой на собственных интересах профессиональной группы оперативных работников. Очень часто корпоративные интересы профессиональной группы обычно не соответствуют, а зачастую противоречат сопредельным интересам общества, или группы людей или отдельного человека. Нейтрализация этого явления в наибольшей степени зависит от интенсивности и содержания воспитательного воздействия, нацеленного не только на формирование мировоззренческих позиций, но также на разработку определенных правил поведения при решении служебных задач, имеющих ярко выраженную нравственную окраску.

     Характеристика  нравственных основ оперативно –  розыскной деятельности была бы неполной, если не сказать о том, что соответствующая специфика накладывает особый нравственно-психологический отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой.

 

Список литературы

  1. Бойков  А.Д. Судебная реформа: обретения и  просчеты // Гос. и право. 2005, N 4.С.18
  2. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. - М., 2008.
  3. Здравченко Б.В. Уголовное право России. Общая часть. - М.: Юристъ, 2007.
  4. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. - М. 2008.
  5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекции. - М., 2002.
  6. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М: Норма-Инфра, 2008.
  7. Махоткин В.П. Общественная опасность преступления. - М., Академия МВД РФ, 2006.
  8. Кадников Н.Т. Классификация преступлений в зависимости от тяжести. – М., ЮИ МВД РФ, 2008.
  9. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ. / Под ред. Наумова А.В. – М., 2007.
  10. Смиренко В.С. Основы борьбы с организованной преступностью. - М., 2006.
  11. Фельдман Д.И. Система международного права. - М., 2003.

Информация о работе Уголовное право и мораль