Уголовная политика и ее воплощение в уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г., т.е. 200 лет назад1, в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха - отца видного представителя классической немецкой философии Людвига Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации_преступников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……..………3
1. Понятие, содержание и социальная обусловленность уголовной политики как составной части политики государства………………………………………..4
1.1Понятие и содержание уголовной политики………………………………..4
1.2 Сущность и социальная обусловленность уголовной политики………...10
2. Основные направления и принципы уголовной политики России…….…19
2.1 Принципы уголовной политики России…………………………………..19
2.2 Основные направления уголовной политики России…………………….23
3. Уголовный закон как средство реализации уголовной политики. Криминализация и декриминализация деяний………………………………...…28
3.1 Уголовный закон как средство реализации уголовной политики…….....28
3.2 Криминализация и декриминализация деяний…………………………....36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованной литературы……………………………………….…47

Файлы: 1 файл

уголовная политика и ее воплощение в уголовном законодательстве.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, термин «борьба  с преступностью» употребляется  для отражения процесса, сущностным свойством которого выступает стремление к победе над наиболее опасным видом антисоциального поведения – преступностью. Именно борьба с преступностью являет собой ту сферу, в которой правильность сформулированного тезиса подтверждается со всей очевидностью. Мириться с существованием преступности и бездействовать – абсурдно, а вот желание победить ее – напротив, вполне естественно. Другое дело, что победу в рассматриваемом случае не следует толковать буквально, ассоциируя ее с полной ликвидацией преступности. Речь должна идти о победе над ростом последней, над появлением качественно новых ее форм, над совершенствованием методов криминальной деятельности. Собственно, из такого представления о перспективах борьбы с преступностью и исходит все разумное человечество.

Во-вторых, «борьба» действительно  предполагает, что в процессе ее осуществления могут быть использованы самые решительные меры (в борьбе с преступностью – наиболее строгие меры государственного принуждения), однако отнюдь не любые. Беззаконие и произвол, появление которых в процессе борьбы с преступностью, безусловно, возможно, находятся в прямой зависимости не от применения анализируемой парадигмы, а от содержания господствующей в государстве политической воли, либо от ее полного отсутствия.

В-третьих, борьба с преступностью, обозначая «активную наступательную деятельность путем воздействия на процессы детерминации этого антисоциального явления и применения к лицам, нарушающим уголовный закон, соответствующих мер государственного принуждения»9, может осуществляться на самых различных этапах и иметь самые различные векторы реализации. Именно такое, широкоаспектное, понимание борьбы с преступностью давно устоялось на практике, предполагая охват ею не только пресечения, но и предупреждения криминальной деятельности10.

Таким образом, термин «борьба  с преступностью» наиболее точно отражает функциональную сферу уголовной политики, способствуя формулированию ее целей и задач, установлению круга субъектов ее реализации, выработке механизма уголовно-политического воздействия на преступность. Увязка же его со всем негативом, который был и есть в практике воздействия на преступность, с сопутствующим этому полным игнорированием позитивных аспектов, по меньшей мере – не справедлива, а по сути – не верна. Поведенческие установки формируются не словами и выражениями, а людьми. Поэтому главное чтобы в термин «борьба с преступностью» вкладывался соответствующий смысл, адекватный времени, возможностям и содержанию уголовной политики.

2. Уголовная политика основывается на объективных условиях развития общества.

«Политическое» название какого-либо феномена уже само по себе свидетельствует о том, что последний не относится к числу сугубо теоретических, «книжных» категорий: расстановка политических акцентов всегда сопровождается максимальным приближением к процессам, протекающим в той или иной сфере общественной жизни. Свойственно это и уголовной политике, достижение цели и решение задач которой предполагают необходимость их правильного определения, учитывающего реальные потребности общества в сфере борьбы с преступностью на конкретном историческом этапе. Выявление соответствующих потребностей возможно лишь на базе широкого фактического материала, вбирающего в себя результаты изучения состояния и тенденций криминализации общественных отношений, анализа всей совокупности криминогенных факторов, а также прогноза развития криминальной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Располагая необходимой информацией, уголовная политика способна определить приоритеты в области борьбы с преступностью и избрать для ее осуществления такие средства и методы, которые будут адекватны уровню, масштабам и формам проявления криминального поведения.

Важно при этом отметить, что процесс социального обусловливания уголовной политики является непрерывным, позволяя рассматривать ее в качестве индикатора:

а) перемен, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества и сказывающихся в конечном итоге на криминальной обстановке в государстве. В отличие от уголовного права, которое не всегда соответствует быстро меняющимся условиям общественной жизни, уголовная политика, в силу своей гибкости и динамичности, более синхронно реагирует на необходимость корректировки антикриминального курса;

б) результативности мер, применяемых  в рамках воздействия на преступность. Избранные средства и методы борьбы с преступностью не всегда оправдывают ожиданий, а потому подвергаются постоянному уголовно-политическому мониторингу. Если та или иная мера уголовно-правового характера не доказала своей эффективности в деле борьбы с преступностью, она подлежит исключению из арсенала уголовной политики и/или замене ее новым инструментарием.

3. Целью уголовной политики является максимально возможное снижение преступности.

Тезис о принципиальной невозможности искоренения преступности, если и нуждается в осмыслении, то лишь для ориентации исследователя на максимальное приближение к результату, в достижении которого еще двадцать с небольшим лет назад не сомневался ни один отечественный ученый, – к ликвидации, уничтожению, истреблению проявлений криминального характера. На сегодняшний день направленность уголовной политики общепризнанно связывается с необходимостью снижения преступности. Это может выражаться в приведении к минимальным показателям состояния и уровня преступности (в целом и отдельных ее видов), в уменьшении степени криминальной интенсивности, в оптимизации структуры преступности путем достижения «выгодного» государству соотношения категорий и удельных весов образующих ее элементов11.

4. Реализация уголовной политики предполагает применение уголовно-правовых средств и методов.

Борьба с преступностью осуществляется путем использования самых различных средств и методов, неоднородный характер которых породил многообразие научных мнений об объеме уголовно-политического воздействия. Достаточно традиционным при этом является понимание уголовной политики в широком и в узком смысле.

Проанализировав существующие в теории взгляды, приходим к выводу о том, что термином «уголовная политика» может обозначаться лишь такое направление деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, которое основано на применении средств и методов уголовного права, уголовно-правового арсенала. Объясним, почему.

Преступность, представляющая собой  наиболее опасный вид антисоциального поведения, вынуждает государство встать на путь применения самых суровых мер реагирования, приоритетная роль в деле создания, регламентации и реализации которых отведена уголовному праву: именно оно призвано обеспечивать охрану личности, общества и государства от преступных посягательств. И сущность уголовной политики, ее самостоятельность, определяются управлением как раз теми процессами противодействия преступности, основу которых составляет использование средств и методов уголовно-правового характера. В принципе, – согласно классическому изречению Г.М. Миньковского, – можно было бы «договориться» об обозначении термином «уголовная политика» любого уровня борьбы с преступностью12, но расширение уголовно-политического арсенала за счет иных, не уголовно-правовых, средств воздействия на преступность ослабляет принудительное начало уголовной политики, искажает ее природу, лишает известной автономности.

5. Уголовная политика – это стратегический курс государства.

В русской лексике слово «политика» используется для обозначения не одного и не двух, а целого ряда одноименных понятий. Не удивительно, поэтому, существование самых разнообразных подходов к пониманию политики(см. выше), представители которых используют соответствующий термин в своих предметных интересах. Не отрицая права на существование каждого из имеющихся значений политики роль ориентира при выборе одного из них принадлежит направленности уголовной политики и цели, которой эта направленность определяется.

Категория политика (греч. politca - государственные  или общественные дела, от poliz - государство, являвшаяся принадлежностью древнегреческой мысли, вошла в европейские языки практически без изменений. Поэтому независимо от отрасли знаний, в которой используется понятие политики, его традиционное, «строгое», научное значение имеет в качестве своего обязательного атрибута руководство государством или оказание влияния на государственное управление (М. Вебер).

Учитывая данное обстоятельство при  определении стержневого, центрального компонента содержания ее понятия следует опираться на следующее значение политики – это «процессы в государстве или организации…, связанные с влиянием на содержание и выполнение преследуемых целей, установок, и их управление»13. Именно оно обнаруживает в себе те необходимые элементы, которые позволяют создать адекватное представление об уголовной политике, а именно:

1) государственно-управленческий элемент.

Предназначение уголовной политики – в разрезе преследуемой ею цели – состоит в том, чтобы направлять уголовно-правовые процессы борьбы с преступностью в определенное русло, руководить ими, осуществлять в отношении них управленческую функцию. Обрисовывая то, что было бы желательно, и каким путем достигнуть желаемого, улучшить существующее, в сущности, она являет собой сознательно выработанную стратегию и тактику борьбы с преступностью. При этом в отличие от большинства сфер государственной жизни, в которых выполнение поставленных задач обеспечивается участием широких слоев населения (отдельных граждан, общественных объединений), природа уголовной политики исключает возможность оказания общественного содействия. Выражая отношение власти к преступности, она предполагает решение вопросов, составляющих исключительную прерогативу государства;

2) субстанциональный элемент. 

Будучи ограниченной пределами  собственной функциональной сферы, уголовная политика, не может, тем не менее, рассматриваться как изолированное, замкнутое на самом себе, явление. Поэтому преимущество выбранного (третьего) значения политики и, конкретно, смысл субстанционального его элемента состоят в ассоциировании уголовной политики с объектом трансформации, находящимся не в стабильном, неизменном состоянии, а в движении, развитии, эволюции.

Рассмотренные элементы позволили, таким образом, выделить очередное свойство уголовной политики, характеризующее ее как «стратегический курс государства».

6. Уголовная политика объединяет интересы внутренней и внешней политики государства, решая задачи борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами.

В уголовно-правовой литературе уголовную политику чаще всего рассматривают в качестве составной части внутренней государственной политики. Подобный подход вряд ли можно признать оправданным, поскольку:

· угроза нарушения национальных интересов в результате преступной деятельности извне не менее, а иногда и более опасна, чем при совершении преступлений внутри страны;

· не в меньшей защите со стороны государства нуждаются  граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступлений за ее пределами;

· абсолютно очевидной  в условиях современной криминальной глобализации является необходимость  осуществления уголовно-правового  воздействия и в тех случаях, когда совершенными преступлениями – без причинения непосредственного вреда интересам России – нарушаются интересы других государств и, в конечном итоге, всего мирового сообщества (речь идет о международных и т.н. конвенционных преступлениях).

Таким образом, преследуя  цель снижения преступности, уголовная политика не должна ограничивать ее достижение исключительно государственно-территориальными пределами. Все это требует формирования и реализации не только внутри-, но и внешнеполитического курсов, высшим приоритетом которых будет всесторонняя защита личности, общества и государства, в том числе, от преступных посягательств. Следует отметить, что в Российской Федерации подобные приоритеты расставлены достаточно четко, получив свое выражение в важнейших директивных документах государства14. Из них и черпает свое содержание уголовная политика.

7. Уголовная политика опирается на достижения научной мысли.

По мнению многих авторов, научная обоснованность (или научность) относится к числу принципов уголовной политики15. Научная обоснованность – это неотъемлемое свойство уголовной политики, ее «качественная характеристика, без которой политика… просто не может мыслиться»16. Принятие теоретически непродуманных, лишенных доктринального содержания, не соответствующих современному уровню научного развития решений в сфере борьбы с преступностью превращает уголовную политику в схоластику. Являясь стратегическим курсом государства в сфере борьбы с преступностью, уголовная политика должна доказать, что применяемые средства и методы уголовно-правового воздействия способны дать надлежащий эффект либо, напротив, не могут привести к желаемому результату и требуют исключения или замены.

Таким образом, обобщая  все то, что было наработано советской  и российской наукой, опираясь на реалии сегодняшнего дня в России и в мире, можно дать следующее определение понятия уголовной политики. 
Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности. Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями.  

Информация о работе Уголовная политика и ее воплощение в уголовном законодательстве