Уголовная ответственность за преступления, нарушающие правила движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2. дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….............3
Глава 1. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………5
1.1. Объект преступления………………………………..………………...5
1.2. Объективная сторона преступления……………………………….....7
1.3. Субъективная сторона преступления…………………………...........9
1.4. Субъект преступления…………………………………….……........10
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………….15
2.1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………………………..……...15
2.2. Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………..18
Заключение…………………………………………………......................24
Список использованной литературы……………………………….........26

Файлы: 1 файл

уголовное право -1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени  императора Петра I»

Факультет гуманитарного права

Кафедра права и правоохранительной деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовное право»

 

на тему: «Уголовная ответственность  за преступления, нарушающие правила движения и эксплуатации транспорта»

 

 

 

                                                                                      

  Выполнил: студент 2 курса

                                                                                        заочного отделения

                                                                                        Елизаров М.Ю.

                                                                                        ЮВВ-12640

 

                                                                                       

                                                                        Работу проверил:

                                                                    преподаватель

                                                                     Ратникова Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………….............3

Глава 1.  Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………5

1.1. Объект преступления………………………………..………………...5

1.2. Объективная сторона преступления……………………………….....7

1.3. Субъективная сторона преступления…………………………...........9

1.4. Субъект преступления…………………………………….……........10

Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………….15

2.1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………………………..……...15

2.2. Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………..18

Заключение…………………………………………………......................24

Список использованной литературы……………………………….........26

 

Введение

 

Автомобильный транспорт  играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.

На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти -грузовых перевозок.

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Данная проблема, характеризующаяся  сложностью и многоплановостью, приобрела  особую остроту в последние годы в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают  ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов  и дорогах Российской Федерации  совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек.

Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что  подтверждается статистическими данными. Так в 2011 г. в Российской Федерации зарегистрировано 27302 преступлений за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), а в 2010 г. - 26307 преступлений. Показатели 2011 года свидетельствуют о возрастании на 3,8 % количества совершенных преступлений.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:

  1. рассмотреть уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
  2. дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Объект исследования – уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

Глава 1.  Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

1.1. Объект преступления

 

Непосредственным  объектом являются безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Транспортным  средством признаются различные  автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического  средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК путем перечисления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мото-циклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специаль-ные машины (экскаватор, автокран, автопогрузчик). Не признаются транспортным средством в смысле ст. 264 УК мопед, велосипед, гужевая повозка.

По конструкции объективной  стороны состав преступления является материальным, поскольку включает деяние (действие или бездействие), последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и причинную связь между ними.

Деяние выражается в  нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил дорожного движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, неподчинение сигналам светофора. К нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относятся перевозка пассажиров на необорудованном для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности, эксплуатация в дождливую погоду транспортного средства без стеклоочистителей. Необходимо точно установить, какое конкретное правило безопасности движения или эксплуатации транспортных средств было нарушено лицом. Нарушение правил должно быть связано с функционированием транспорта, безопасностью его движения. Если нарушение правил эксплуатации транспорта имело место при выполнении ремонтных, сельскохозяйственных, строительных работ, т.е. работ, которые не регламентируются Правилами дорожного движения, квалификация по ст. 264 УК является ошибочной.

Так, действия Ж. были переквалифицированы Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР с ч. 2 ст. 211 РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК РФ) на ст. 106 УК РСФСР (ст. 109 УК РФ). Обстоятельства дела были таковы: Ж., не убедившись в безопасности, своим трактором стал толкать другой трактор, в результате чего потерпевшего И. затянуло в промежуток между кабиной и гусеницей трактора и он от полученных повреждений скончался. Судебная коллегия отметила, что действия тракториста, совершенные при производстве нетранспортных работ и повлекшие смерть потерпевшего, должны квалифицироваться как преступление против личности.

Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств  по ст. 264 УК может иметь место лишь при условии наступления последствий, предусмотренных в этой статье, и при наличии причинной связи между допущенным нарушением и последствиями. Если не было нарушения правил дорожного движения, то последствия водителю вменять недопустимо. Так, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте, и водитель, не нарушавший правил дорожного движения, не смог избежать столкновения, он (водитель) уголовной ответственности не подлежит. Если допущенное водителем нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не находится в причинной связи с наступившими последствиями, основания для квалификации по ст. 264 УК также отсутствуют.

 

 

1.2. Объективная сторона преступления

 

При привлечении лица к уголовной  ответственности по cт. 264 УК РФ необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями1.

Дорожное  движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с  помощью транспортных средств или  без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного движения).

Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно  опасные действия (бездействие) лица выражались в нарушении правил дорожного  движения или правил эксплуатации.

При привлечении виновных к уголовной  ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам  факт нарушения указанных правил.

Правила дорожного движения2 являются единым документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России.

Правила дорожного движения учитывают, что  регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к ним  Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.

Таким образом, Правила устанавливают  определенный порядок дорожного  движения, то есть определяют сферу  правового регулирования. Эта сфера  охватывает общественные отношения, связанные  только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное определение характера нарушения, допущенного виновным, неизбежно влечет неправильную правовую квалификацию содеянного. Иногда суды применяют ст. 264 УК РФ к тем случаям, когда надо было применить другие статьи УК: о преступлениях против личности, о нарушении правил охраны труда, о должностных преступлениях.

Состав  преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, если нарушение правил дорожного  движения или эксплуатации транспорта повлекло определенные вредные последствия.

Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее  тяжелых последствий влечет административную ответственность, так как степень  общественной опасности таких нарушений  сравнительно невелика.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наиболее правильным является установление уголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, которые повлекли наступление определенных вредных последствий. Уголовный кодекс РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которые дают основание привлекать виновного по этой статье к уголовной ответственности. Закон дифференцирует ответственность и наказание в зависимости от тяжести наступивших вредных последствий.

Информация о работе Уголовная ответственность за преступления, нарушающие правила движения и эксплуатации транспорта