Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Проблема противодействия незаконному обороту оружия привела к возрастанию масштабов незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Находящееся в криминальном обороте оружие является определяющим условием, способствующим совершению экстремистских, террористических и диверсионных акций на территории этих округов.

Файлы: 1 файл

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

 

Уголовное право

Курсовая

Вариант 5

Тема: Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Проблема противодействия незаконному обороту оружия привела к возрастанию масштабов незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Находящееся в криминальном обороте оружие является определяющим условием, способствующим совершению экстремистских, террористических и диверсионных акций на территории этих округов.

Социальная опасность и рост незаконного оборота оружия предъявляют дополнительные требования к качеству работы правоохранительных органов, обязанных противодействовать этому криминальному явлению, свидетельствуют о необходимости комплексных исследований в данной области, актуальности рассмотрения криминогенных и криминальных ситуаций, путей и способов их разрешения, выбора средств противодействия данным деяниям.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств средствами уголовно-правового и криминологического характера.

Предмет исследования составляют современное состояние и тенденции незаконного оборота оружия.

Цель настоящего исследования заключается в изучении состояния и тенденций незаконного оборота оружия, а также в разработке рекомендаций по повышению эффективности системы мер противодействия данному виду преступности.

Основными задачами исследования в соответствии с поставленными выше целями являются:

- историко-правовой анализ  регулирования оборота оружия  в России в период с XVII в. по  настоящее время;

- обобщение и анализ  существующих в науке точек  зрения на понятие «оружие»;

-анализ термина общественная  безопасность как объекта преступления

- исследование состава преступления связанного с незаконным оборотом оружия.

 Методологическую основу исследования составляют принципы и инструменты диалектического познания. Исследование проводилось с использованием исторического, сравнительно-правового, статистического, конкретно-социологического методов.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда РФ.

Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие понятия об объекте преступления связанного с незаконным оборотом оружия

 

1.1 Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия в Российском государстве

 

В Российском государстве правовому регулированию порядка приобретения, хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия и ответственности за его незаконный оборот придавалось большое значение практически при всех формах правления - как в Российской империи и затем в Советском государстве, так и в настоящее время. К примеру, до 1917 года право на ношение огнестрельного оружия имели лишь перечисленные в законе категории граждан, в частности, применяющие его для охоты или для занятий спортом. Этого права были лишены: клирики; лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил об охоте. Нарушение установленных правил оборота охотничьего оружия Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в 1885 году, каралось как в уголовном, так и в административном порядке.

Октябрь 1917 г. ознаменовал собой коренное изменение жизни общества в России. Старое законодательство было упразднено, "не могло быть и речи о какой-либо рецепции или преемственности старого уголовного законодательства".

10 декабря 1918 г. Совет Народных  Комиссаров РСФСР издал Декрет "О сдаче оружия", в соответствии  с которым все население и  учреждения гражданского ведомства обязаны были сдать находящиеся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки. Укрывательство оружия, задержание или противодействие его сдаче наказывалось лишением свободы на срок от одного года до десяти лет.

На основании ст. 3 Декрета ВЦИК от 20 июня 1919 г. "Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении" ВЧК и губернская ЧК наделялись правом непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за "сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия".

12 июля 1920 г. Советом Народных  Комиссаров РСФСР был принят  Декрет "О выдаче и хранении  огнестрельного оружия и обращении  с ним". Декрет установил, что  хранить и пользоваться огнестрельным  оружием могли лишь лица, которым  оно присвоено по роду осуществляемой  деятельности (военные, состоящие на  действительной службе, работники  милиции), а также лица, получившие  на это право в соответствии  с Декретом "О сдаче оружия" от 10 декабря 1918 г.

24 мая 1922 г. ВЦИК утвердил  Уголовный кодекс РСФСР, введенный  в действие с 1 июня 1922 г., в котором  указывалось, что изготовление, приобретение  или сбыт взрывчатых веществ  или снарядов без соответствующего  разрешения при том условии, что "не доказана преступная цель  учинения этих деяний", наказывались  лишением свободы на срок не  ниже шести месяцев (ст. 93).

Постановление ВЦИК РСФСР от 16 октября 1924 г. "О дополнениях и изменениях Уголовного кодекса РСФСР" декриминализировало ряд противоправных деяний, предусмотренных УК РСФСР, и за незаконное хранение оружия была установлена административная ответственность в виде принудительных работ до трех месяцев или штрафа до 300 рублей.

Ответственность за незаконный оборот оружия в УК РСФСР 1926 г. предусматривалась ст. 182, установившей, что "изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения" наказывались принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов, оружия".

Особенность ст. 182 УК РСФСР 1926 г. заключалась в том, что она объединила диспозиции ст. ст. 93 и 220 УК РСФСР 1922 г., охотничье оружие не являлось предметом преступления. Деяние, предусмотренное ст. 182 УК, было отнесено в главу "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок".

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. "О мерах борьбы с хулиганством" запрещалось без разрешения органов НКВД изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия, на основании чего ст. 182 УК РСФСР была дополнена частью четвертой, в соответствии с которой в качестве меры наказания устанавливалось лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией оружия.

Особое значение имела деятельность государства по борьбе с незаконным оборотом оружия в годы Великой Отечественной войны. Широкомасштабные боевые действия, оккупация немецко-фашистскими войсками ряда республик и областей Советского Союза способствовали тому, что на руках у населения оказалось значительное количество оружия.

Издание Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об усилении охраны личной собственности граждан" и "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" вызвало изменения в правоприменительной практике о хищениях огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ: Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 22 августа 1947 г. N 12/6 "О порядке применения судами Указов Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1947 г." указал, что ст. ст. 59.3а и 166-а УК РСФСР не подлежат применению и преступления, предусмотренные ими, надлежало квалифицировать по соответствующим статьям этих Указов.

27 октября 1960 г. Верховный  Совет РСФСР принял третий  Уголовный кодекс РСФСР, вступивший  в силу с 1 января 1961 г.

В УК РСФСР 1960 г. ответственности за незаконный оборот оружия была посвящена ст. 218, анализ содержания которой позволяет выделить ее особенности и отличия от ст. 182 УК 1926 г.:

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1974 г. "Об ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ" Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1974 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" в ст. 218 УК РСФСР были внесены следующие изменения и дополнения:

1) установлена ответственность  за приобретение огнестрельного  оружия;

2) наказание за ношение, хранение, приобретение, изготовление  и сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов и взрывчатых  веществ без соответствующего  разрешения значительно повысилось: за совершение данных деяний  устанавливалось наказание в  виде лишения свободы на срок  до пяти лет;

3) ст. 218 УК РСФСР была  дополнена примечанием о том, что лицо, добровольно сдавшее  огнестрельное оружие, боевые припасы  или взрывчатые вещества, хранившиеся  у него без соответствующего  разрешения, освобождается от уголовной  ответственности;

4) повышено наказание  за ношение, изготовление или  сбыт холодного оружия без  соответствующего разрешения - до  двух лет лишения свободы.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г. наказание по ч. 2 ст. 218 УК РСФСР было ужесточено. Срок исправительных работ увеличивался до двух лет.

После проведенной в 1958 - 1961 гг. кодификации Уголовный кодекс РСФСР первоначально не содержал специальной нормы о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, в то время как в уголовных кодексах ряда союзных республик (Украина, Грузия, Казахстан, Латвия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) такие нормы были предусмотрены сразу. В 1967 г. была проведена унификация законодательства в части, касающейся уголовной ответственности за хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, и уголовные кодексы всех союзных республик были дополнены специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение данного преступления, хотя и имеющими определенные различия в его уголовно-правовой характеристике. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1967 г. в УК РСФСР была введена ст. 218.1 "Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ".

Предметом преступления, предусмотренного ст. 218.1 УК РСФСР, являлось нарезное огнестрельное оружие. Ответственность за хищение гладкоствольного охотничьего оружия наступала по статьям УК о преступлениях против собственности.

Кроме того, хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ находили отражение в ряде иных норм УК РСФСР: 1) в отдельных случаях охватывались составом бандитизма - ст. 77; 2) являлись квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст. 188 УК "Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи" - п. "в" ч. 2 ("с завладением оружия или его использованием").

 

1.2​ Объект и предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

 

Объектом преступления является общественная безопасность, а также оборот оружия на территории России.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г., нашел отражение взгляд на национальную безопасность как государственную стратегию, предполагающую защищенность личности, общества и государства от угроз двух родов — внешних и внутренних'. Национальная безопасность — это безопасность на уровне отдельной страны, при которой исключается, с одной стороны, посягательство на суверенитет страны, ее независимость и территориальную целостность, а с другой — обеспечивается безопасность государственная, экономическая, экологическая, общественная и личная

.Понятие "общественная безопасность", которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера1.

В узком смысле слова общественная безопасность выражается прежде всего в состоянии защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности общественных и государственных институтов.

Изложенное позволяет определить общественную безопасность в виде совокупности общественных отношений, обеспечивающих состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия и бесперебойной, беспрепятственной деятельности государственных и общественных институтов, а также поддержания такого уровня этой защищенности, который является достаточным для нормального функционирования общества.

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка занимают второе место в структуре преступности. Наиболее опасными среди них являются терроризм, похищение человека, захват заложника, бандитизм, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки, иные деяния, которые нередко в значительной мере дестабилизируют обстановку в обществе.

Под общественной безопасностью следует понимать положение, при котором господствуют общественное спокойствие и уверенность граждан в своей защищенности от угроз и действий любого характера, обеспечиваемые системой правоохранительных, в первую очередь полицейских, органов2

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия