Уголовная ответственность за контрабанду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Общественная опасность контрабанды заключается в том, что ею причиняется вред правам и интересам российских и зарубежных товаропроизводителей, а также интересам государства. Относительно основного непосредственного объекта контрабанды в науке уголовного права сложился ряд позиций.

Файлы: 1 файл

уголовка.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

1.Уголовная ответственность за контрабанду.

Общественная опасность контрабанды  заключается в том, что ею причиняется  вред правам и интересам российских и зарубежных товаропроизводителей, а также интересам государства. Относительно основного непосредственного  объекта контрабанды в науке уголовного права сложился ряд позиций.                                                                                                                                  Действующее уголовное законодательство предусматривает два основных состава контрабанды: экономическая контрабанда (ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)) и контрабанда предметов, изъятых или ограниченных в обороте (ч. 2 ст. 188 УК РФ).   Волженкин Б.В. определял непосредственный объект контрабанды как общественные отношения, регулирующие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности. А.И. Чучаев и С.Ю. Иванова понимают под непосредственным объектом всех таможенных преступлений законодательно урегулированную деятельность таможенных органов, направленную на достижение экономических целей. Несколько иной позиции придерживается С.В. Максимов, определяющий непосредственный объект контрабанды как общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования его посредством таможенных платежей. Объект контрабанды имеет сложную природу и вклю

чает различные по своему содержанию общественные отношения. Я. Васильева  определяет объект контрабанды как  общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, прежде всего установленный законом порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Весьма оригинальный взгляд на непосредственный объект контрабанды высказала Н.А. Лопашенко. По ее мнению, им являются общественные экономические отношения, соответствующие принципу запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности.

Наиболее развернутую трактовку  объекта контрабанды дает Ю.И. Сучков: порядок перемещения грузов через государственную границу, установленный для обеспечения законной внешнеэкономической деятельности российского государства, т.е. общественные отношения, которые возникают в процессе перемещения через таможенную границу при осуществлении внешнеэкономических связей.

Все перечисленные позиции (пожалуй, за исключением позиции А.И. Чучаева и С.Ю. Ивановой) называют одну и ту же группу общественных отношений. При этом ряд авторов несколько сужают понятие объекта контрабанды, другие, наоборот, его расширяют. Представляется, что любая из перечисленных точек зрения может быть признана правильной и фактически отражает сущность контрабанды. Единственная позиция, которая, на наш взгляд, выглядит спорной, — это позиция, что объектом контрабанды является деятельность таможенных органов, направленная на достижение экономических целей. Сущность всех таможенных преступлений заключается прежде всего в нарушении установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в том или ином виде. Если мы определим объект контрабанды как деятельность таможенных органов, то фактически придем к тому, что сущностью таможенных преступлений будет являться нарушение их деятельности, а не те интересы государства и его граждан, которые страдают при контрабанде.

Дополнительный непосредственный объект контрабанды будет определяться в зависимости от специфики перемещаемых предметов, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ. В частности, ими будут являться общественные отношения в сфере общественной безопасности (при контрабанде оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации); общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на осуществление его культурных прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (при контрабанде культурных ценностей).

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 188 и ст. 189 УК РФ. Согласно ст. 4 Таможенному кодексу Таможенного союза товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Для наступления ответственности  по ч. 1 ст. 188 УК РФ необходимо перемещение данных предметов в крупном размере, т.е. превышающем 1 млн 500 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ).

УК РФ под контрабандой понимает перемещение через таможенную границу  различных товаров, совершенное  помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Исходя из этого, С.В. Максимов систематизировал признаки объективной стороны контрабанды:

1) деяние в форме действия, т.е.  перемещение товара или иного  предмета;

2) место совершения действия  — таможенная граница или таможенная  территория;

3) альтернативные способы перемещения:

• помимо таможенного контроля;

• с сокрытием от таможенного  контроля;

• с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

• сопряженное с недекларированием;

• сопряженное с недостоверным декларированием.

Норма об ответственности за контрабанду  — это норма бланкетная, многие используемые в УК РФ понятия являются легальными и определяются в таможенном законодательстве. В связи с этим в настоящее время появились определенные трудности, связанные с тем, что утратил силу Таможенный кодекс Российской Федерации и действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Возникает целый ряд проблем относительно квалификации контрабанды, связанных, в частности, с различиями уголовного законодательства в сфере ответственности за это преступление. Еще одним важным моментом является вопрос о действии ключевого (с точки зрения практического применения норм УК РФ об ответственности за контрабанду) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». Основные понятия постановления определены применительно к Таможенному кодексу Российской Федерации. В связи с этим одной из наиболее острых проблем представляется определение момента окончания контрабанды.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса  Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Понятие «перемещение через таможенную границу Россиской Федерации» также является легальным и дается в п. 22 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, где говорится, что под ним понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Понятие ввоза и вывоза товаров  дается в п. 3–4 ст. 4 Таможенного кодекса  Таможенного союза. Под ввозом понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

Под вывозом понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Таким образом, законодатель связывает  перемещение через таможенную границу с совокупностью ряда действий, т.е. определяет перемещение не как единичное действие, а как определенный процесс, растянутый во времени.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» указано, что «таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ, а также включает в себя пределы, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории РФ».

В теории уголовного права, как уже  было отмечено, остро стоит вопрос о моменте, начиная с которого контрабанда считается оконченным преступлением. С.В. Максимов указывает, что при контрабанде будет фактически два вида перемещения товаров и иных предметов:

1) фактическое пересечение таможенной  границы;

2) подача таможенной декларации  или иное действие, непосредственно  направленное на реализацию намерения вывезти предмет контрабанды.

Вследствие этого, моментом окончания  контрабанды в первом случае будет  фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации, а  во втором — момент подачи декларации или, например, момент начала отгрузки товара зарубежному потребителю.

Существует и иная позиция, согласно которой моментом окончания контрабанды признается фактическое перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В частности, это подчеркивает Ю.И. Сучков: «…поскольку ст. 188 УК РФ указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на ее другую сторону, пересечение границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным составом. Действия, совершенные до пересечения грузом линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эти стадии лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца…». Схожей позиции придерживаются Б.В. Волженкин и Л.Ф. Рогатых.

Волженкин Б.В., обосновывая свою позицию, указывает, что таможенный контроль не всегда осуществляется на таможенной границе в месте ее пересечения, но также и в других местах (аэропортах, речных портах). В данных случаях при ввозе товара пересечение таможенной границы по воздуху или воде еще не образует оконченного состава контрабанды, что произойдет при прохождении зоны таможенного контроля с сокрытием контрабандного товара и использованием иных способов ее совершения, указанных в законе. При контрабандном вывозе для признания преступления оконченным недостаточно прохождения зоны таможенного контроля в аэропорту и ином порту, а требуется фактическое перемещение товара через границу.

Представляется, что при решении  вопроса о моменте окончания  контрабанды при вывозе товаров  с таможенной территории Российской Федерации необходимо исходить из следующего: в литературе не вызывает сомнения то, что контрабанда является формальным составом преступления. Соответственно, элементы объективной стороны — это деяние в форме действия и два факультативных признака: место и способ совершения контрабанды. По общему правилу, добровольный отказ от совершения преступления возможен всегда на стадии приготовления к преступлению и на стадии неоконченного покушения на преступление. На стадии оконченного покушения добровольный отказ возможен лишь в том случае, когда лицо продолжает контролировать развитие причинной связи, т.е. способно не допустить наступление преступного результата.

Представляется, что исходя из формальности состава контрабанды, добровольный отказ от ее совершения возможен лишь на стадии неоконченного покушения на преступление. Собственные действия лица при незаконном вывозе товаров завершаются в момент заполнения этим лицом таможенной декларации, а затем принятия ее таможенным органом. Уже на этой стадии лицо осознает, что совершило все необходимые (зависящие от него) действия для вывоза товаров или предметов с территории страны, т.е. деяние перешло на стадию оконченного покушения.              На данной стадии в силу формальности состава добровольный отказ невозможен, так как действие уже было совершено, а преступные последствия данным составом не предусмотрены. Следовательно, контроль над причинной связью потерян. Необходимо отметить, что состав этого преступления в силу все той же формальности будет окончен с момента совершения лицом всех необходимых действий, т.е. с момента заполнения таможенной декларации и передачи ее соответствующим таможенным органам (соответственно, и принятия этими органами). В этот момент лицо полностью совершает действия, необходимые для признания преступления оконченным.

Таким образом, на наш взгляд, логичным было бы определение момента окончания контрабанды при ввозе товаров на территорию как фактическое пересечение таможенной границы; при вывозе моментом окончания контрабанды должны быть подача таможенной декларации и принятие ее таможенным органом.

По иному пути пошел Верховный  Суд Российской Федерации, который  в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 связал момент окончания контрабанды со способом перемещения. В частности, пленум указал, что при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных.

Контрабанду, совершенную при ввозе  товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, Верховный Суд Российской Федерации указал считать оконченной с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда деяние произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации.

Контрабанду, совершенную при вывозе, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов.

На наш взгляд, в постановлении  неточно определяется момент окончания  состава контрабанды при вывозе товаров. Вызывает сомнение связывание момента окончания состава преступления и «обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пре71 Г.А. Русанов. Уголовная ответственность за контрабанду (статья 188 УК РФ)

сечения иных действий, непосредственно  направленных на вывоз декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов». Представляется, что момент окончания  состава должен определяться действиями субъекта преступления, а не иных лиц.

В постановлении также указано, что, помимо подачи таможенной декларации, к действиям, непосредственно направленным на вывоз предметов с территории Российской Федерации, относятся иные действия с товарами или предметами до фактического пересечения ими  таможенной границы (вход или въезд  физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия с таможенной территории Российской Федерации и т.д.).

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду