Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения является понятие государственной измены, её формы, понятие государственной тайны, состав преступления.
Предметом изучения является уголовное законодательство и нормативные акты, регламентирующие понятие и содержание государственной тайны, судебная практика, учебная и научная литература по данной проблематике.
Целью работы является изучение состава преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, понятия и содержания государственной тайны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Понятие государственной измены и ее формы……………....................4
Объективная сторона государственной измены………………………5
Субъективная сторона государственной измены……………………..6
2. Шпионаж как форма государственной измены……………………………8
3. Выдача государственной тайны как форма государственной измены. Понятие государственной тайны………………………………………………11
3.1 Понятие государственной тайны……………………………………….11
3.2 Выдача государственной тайны как форма государственной измены...13
4. Иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации или их представителям как форма государственной измены…15
5. Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее……………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………...2

  1. Понятие государственной измены и ее формы……………....................4
    1. Объективная сторона государственной измены………………………5
    2. Субъективная сторона государственной измены……………………..6

    2. Шпионаж как форма государственной измены……………………………8

    3. Выдача государственной тайны как форма государственной измены. Понятие государственной тайны………………………………………………11

3.1 Понятие государственной  тайны……………………………………….11

3.2 Выдача государственной  тайны как форма государственной  измены...13

    4. Иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации или их представителям как форма государственной измены…15

    5. Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее……………………………………………………………17

    Заключение…………………………………………………………………...20

    Список использованных  источников………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственная измена относится  к числу преступлений посягающих на внешнюю безопасность России. В  действующем законе о безопасности определяется само понятие безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, а так же даются пояснения и в отношении определения  жизненно важных интересов, объекты  безопасности.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К  основным объектам безопасности законом  отнесены: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность.

Из всех преступлений, против государственной власти, в силу значимости, особое место занимают преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства. Эти преступления включены в главу 29 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (ст. 275 - 284 УК РФ).

Отношения, регулирующие безопасность и нормальное функционирование конституционного строя Российской Федерации, её суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность государства и составляют видовой  объект преступлений.

Актуальность работы обусловлена  важностью сохранения объектов государственной  тайны для обеспечения безопасности российского государства.

Основным субъектом обеспечения  безопасности признано государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством  обеспечивает безопасность каждого  гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и  иные организации и объединения  также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями  по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов  государственной власти и управления краев, областей, автономной области  и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство лишь обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства при неукоснительном  соблюдении принципов законности, соблюдения баланса жизненно важных интересов  общества, личности и государства, их взаимной ответственности, интеграции в международную системы безопасности.

Для создания и поддержания  необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации  разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере  безопасности, определяются основные направления деятельности органов  государственной власти и управления в данной области, формируются или  преобразуются органы обеспечения  безопасности и механизм контроля и  надзора за их деятельностью. Должностные  лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению  безопасности, несут ответственность  в соответствии с законодательством.

Национальная безопасность РФ включает в себя следующие компоненты: сохранение суверенитета, обеспечение  территориальной неприкосновенности, а также обороноспособность России как суверенного государства. В  Уголовном кодексе РФ (УК РФ) вышеперечисленные  компоненты обозначаются общим понятием «внешняя безопасность».

Объектом изучения является понятие государственной измены, её формы, понятие государственной  тайны, состав преступления.

Предметом изучения является уголовное законодательство и нормативные  акты, регламентирующие понятие и  содержание государственной тайны, судебная практика, учебная и научная  литература по данной проблематике.

Целью работы является изучение состава преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, понятия и содержания государственной тайны.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие государственной измены и ее формы

 

Российские ученые определяют общее понятие государственного преступления следующим образом;

С.В. Дьяков считает, что «преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства признаются предусмотренные уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на государственную безопасность Российской Федерации». (Дьяков С.В. «Государственные преступления и государственная преступность» Москва, 2009.) .

Несколько иначе определяет понятие государственного преступления Р.Р. Галиакбаров: «Преступлениями против государства следует признавать умышленное или неосторожное действие или бездействие, направленное на подрыв или ослабление основ конституционного строя или безопасности государства. Повышенную общественную опасность этих преступлений предопределяет их направленность на основы государства, его конституционный строй и безопасность». («Уголовное право РФ. Особенная часть» Саратов, 1999.).

Статья 275 настоящего УК РФ /Государственная  измена/ дает следующее определение  данного преступления:

«Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной  тайны, либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации». (Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 ФЗ с изменениями по состоянию на 13.07.2010 г.).

Такой термин как враждебная деятельность по своей сущности заключает  в себе целый спектр компонентов - это и разведывательная деятельность, и диверсионная деятельность, и непосредственно  подрывная по самым различным  аспектам жизнестойкости страны в целом.

Чтобы более объективно обозначить реальное опасное значение враждебной деятельности в обобщенном смысле, т.е. подразумевая все формы ее проявления, необходимо вначале привести один из исторических факторов, а именно - Россия на протяжении всей своей истории - была, есть и будет объектом агрессии, нападений, диверсий и провокаций извне  по всему периметру своих границ и почти от всех своих соседей  по географическому расположению. Только в двадцатом столетии Россия пережила такое количество агрессии, какое не пережила ни одна страна мира на протяжении нескольких столетий в целом.

 

    1. Объективная сторона государственной измены

 

Государственная измена - самое  опасное по законодательству России преступление из всех преступлений против основ конституционного строя и  безопасности государства и совершается  оно в пользу какого-либо иностранного государства.

Государственная безопасность включает внешнюю и внутреннюю безопасность.

Непосредственным объектом государственной измены выступает  внешняя безопасность, под которой  понимается состояние защищённости суверенитета, территориальной целостности  и обороноспособности от внешнего враждебного  воздействия.

Государственная измена может  выразиться в посягательстве на все  указанные составляющие внешней  безопасности или только на одну из них.          Предметом преступления относятся сведения, составляющие государственную тайну.

Потерпевший - Российская Федерация, как государство.

Закон говорит о внешней  безопасности как объекте преступления и называет формы, в которых осуществляется посягательство на внешнюю безопасность, подчеркивая необходимость связи  с внешними враждебными России силами.

Объективная сторона государственной  измены может быть выражена в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной  тайны; 3) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации. Шпионаж, определение которого дается в ст. 276 УК РФ, и выдача государственной тайны представляют деяния, достаточно четко определенные.

Оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности выражается по-разному, и  определение конкретного его  вида - это вопрос факта.

Представляется, что российский УК РФ не обеспечивает в достаточной  мере защиту государственной тайны, поскольку её выдача, например иностранцу, выступающему как частное лицо, не образует состава государственной  измены. Выдачу образуют любые действия, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, передача чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

Состав преступления государственной  измены является формальным. Момент окончания  этого преступления определяется спецификой каждой формы изменнических действий. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственный  измены с момента фактической  передачи представителям иностранного государства или иностранной  организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж  признается оконченным преступлением  с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Что касается оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации, то государственная измена в этой форме считается оконченным преступлением  с момента совершения конкретного  действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной  организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

При этом причинения реального  ущерба или иных вредных последствий  не требуется.

 

    1. Субъективная сторона государственной измены

 

Субъективная сторона  государственной измены характеризуется  прямым умыслом.

Мотивация преступных действий может быть самая разная - от корысти  до ненависти к конституционному строю России, националистические или  экстремистские убеждения. Мотив преступной деятельности, не влияя на квалификацию, должен учитываться при назначении меры наказания.

Субъект преступления специальный - гражданин Российской Федерации, достигший  возраста 16 лет. Нельзя согласиться  с мнением, что организаторами, подстрекателями  и пособниками рассматриваемого преступления могут выступать иностранные  граждане и лица без гражданства. Субъект государственной измены узко персонифицирован - им может быть только гражданин России.

Практически государственную  измену в этой форме могут совершить  лица более старшего возраста, как правило, занимающие должности, связанные с государственными секретами. Спорным является вопрос о субъекте государственной измены в форме выдачи государственной тайны. Некоторые ученные и практические работники считают, что таким субъектом может быть только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе. Однако для такого понимания ст. 275 УК РФ непосредственно в законе нет никаких оснований, поэтому заслуживает серьёзного внимания мнение, что субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе, но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем, за исключением их собирания или похищения, например, были сообщены знакомым, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

Субъективная сторона  выдачи государственной тайны характеризуется  виной в форме прямого умысла. В содержание умысла входит сознание, что сведения, передаваемые иностранному государству, составляют государственную  тайну, что адресат является представителем иностранного государства, его спецслужб  или иных официальных органов  и что сведения могут быть использованы в ущерб внешней безопасности России. Субъект при этом желает, чтобы сведения, составляющие государственную  тайну, стали достоянием иностранного государства.

Мотив совершения преступления значения для квалификации деяния не имеет. Чаще всего встречаются корыстные побуждения, но может быть стремление заручиться обязательством государственных органов иностранного государства обеспечить въезд, устройство и проживание в этой стране или другие личные мотивы.

Информация о работе Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее