Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие уголовно-исполнительной политики и ее содержание.
2.Понятие уголовно-исполнительного права и его основные признаки.
3.Предмет и метод уголовно-исполнительного права.

Файлы: 1 файл

Уголовно-исполнительное право!!!!!.docx

— 308.95 Кб (Скачать файл)

С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний (табл. 1). Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по октябрь 2007 г. в него 28 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен ст. 77.1 и 77.2, в новой редакции изложены одиннадцать статей, корректировке подверглось более 100 статей, восемь статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.

Системные изменения в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“». Этим Законом были изменены 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.

Некоторые изменения внесены в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, обеспечивающую свободу совести и вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего первое предложение ч. 4 дополнено словами: «принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных». Упростить порядок реализации права на свободу совести и вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений, призвано исключение из ч. 5 рассматриваемой статьи и дополнение ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ ч. 2.1, которая предусматривает посещение этих осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

     Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова» изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель).

Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В ч. 4 ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.

Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. 122, 124, 127, 130, 132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч. 3 ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная служба исполнения наказаний. Закрепление правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих изменений в УИК РФ и, особенно, в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.

На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 – 2007 гг.

Значительное изменение принципов и форм привлечения к труду осужденных к лишению свободы предусматривает Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ. Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий будут созданы центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений исправительных учреждений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.

Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970 – 1980-е гг.).

Формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ (начало 1990-х гг. – 1996 г.).

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (1997 г. – по настоящее время).

 

7. Понятие исполнения и отбывания наказания, его основные признаки и содержание.

Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.

 Основаниями  исполнения наказаний и применения  иных мер уголовно-правового характера  являются приговор либо изменяющие  его определение или постановление  суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или  акт об амнистии.

Уголовное наказание - мера государственного принуждения, которая, как правило, влечет за собой лишение или ограничение прав и свобод осужденных.

Исполнение приговора - завершающая стадия уголовно-процессуальной деятельности суда. Обеспечение высокой эффективности применения уголовно-правовых мер в борьбе с преступностью предполагает своевременное и надлежащее исполнение приговора и иных судебных решений. Приговор по общему правилу вступает в законную силу по истечении установленного ст. 356 УПК РФ срока на кассационное обжалование. Стадия исполнения приговора может быть продолжительной по времени. Приговор будет считаться исполненным в полном объеме, когда осужденный отбудет назначенное наказание.

Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда приобретают силу закона и подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обязательность исполнения указанных судебных решений обеспечивается: а) учреждениями и органами, исполняющими наказания (исправительные учреждения; уголовно-исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; командование воинских и дисциплинарных воинских частей);

б) установлением в законе уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы;

в) возможностью замены осужденному назначенного наказания другим, более строгим видом наказания в случае нарушения им порядка и условий его отбывания либо злостного уклонения от наказания.

За вынесением приговора следует обращение приговора к исполнению после которого, собственно, и происходит отбывание наказания.

 

Обращение приговора к исполнению - это действие, выражающееся в даче распоряжения об исполнении судебных решений, которое сопровождается направлением судьей учреждению или органу, исполняющему наказание, копии приговора и справки о времени вступления приговора в законную силу либо копии определения судебной инстанции, рассматривавшей дело в кассационном порядке.

В распоряжении суда, вынесшего приговор, обязательно указывается дата вступления приговора в законную силу. Это дает возможность органу, исполняющему наказание, исполнить его в срок, исчисляемый со дня вступления приговора в законную силу или со дня обращения его к исполнению.

Распоряжение об исполнении приговора направляется:

а) администрации места предварительного заключения, если осужденный к лишению свободы или аресту к моменту обращения приговора к исполнению содержался под стражей в порядке меры пресечения;

б) органу внутренних дел по месту жительства осужденного к лишению свободы или аресту, если осужденный к моменту обращения приговора к исполнению под стражей не содержался;

в) уголовно-исполнительной инспекции - в отношении осужденных к обязательным работам, исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденных условно;

г) исправительному центру - в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы;

д) командованию воинской или дисциплинарной воинской части - в отношении осужденных к ограничению по военной службе или содержанию в дисциплинарной воинской части.

В соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. (в последующих редакциях) «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов-исполнителей органов юстиции субъектов РФ. Служба судебных приставов входит в систему Министерства юстиции РФ и возглавляется Главным судебным приставом РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"