Коррупция В РФ признаки, сущность. Стратегии борьбы с коррупцией в других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:00, доклад

Описание работы

Приняты два базовых федеральных закона: «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Существенно скорректировано федеральное и региональное законодательство в различных сферах общественных отношений. Приняты также соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции, активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Файлы: 1 файл

Коррупция В РФ признаки.docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

Коррупция В РФ признаки, сущность. Стратегии борьбы с коррупцией в других странах.

 

Приняты два базовых федеральных  закона: «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Существенно скорректировано федеральное и региональное законодательство в различных сферах общественных отношений. Приняты также соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции, активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Коррупция все активнее становится фактически одним из атрибутов функционирования российского государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, что порождает не только недопустимые диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, но и влияет на формирование общественного сознания, которое утрачивает доверие к власти и веру в справедливость. Указанный негативный социальный феномен поразил практически все сферы нашей жизни − от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие России, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают международную заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной. 
 Хотя по своему содержанию и характеру противодействие коррупции имеет различные аспекты (экономический, социальный, организационный, правовой, административный и ряд других), наиважнейший из них, от которого в решающей степени зависит ее успешный исход, является ее политическая составляющая.

На мой взгляд необходимос переосмыслить содержание основных направлений государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции.

Несмотря на реализованный  в течение последних лет комплекс антикоррупционных мер, ситуация в данной сфере не привела к позитивным результатам. Уровень коррупции в стране не только не снизился, но и на ряде направлений даже возрос, о чем свидетельствуют как экспертные данные международных институтов, так и результаты опросов среди населения страны. Необходима существенная корректировка государственной антикоррупционной стратегии, поскольку эффективность противодействия коррупции является насущной потребностью и одной из важнейших предпосылок успешного развития России и укрепления ее национальной безопасности.

 

Особую значимость в современной  политической практике имеет политическая коррупция, поскольку она непосредственно связана с реализацией властных полномочий на всех уровнях - от отдельного социума до международных отношений и в силу этого пронизывает все сферы жизнедеятельности современного общества.

Признаками политической коррупции являются:

а) отсутствие явной противоправности;

б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределение власти, как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иными устойчивыми сообществами);

в) использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.

Обобщая основные признаки, исхожу из того, что «политическая коррупция» это социально-политическое явление, характеризуемое как социально-политическая борьба за власть с использованием методов коррупции.  
 Другим наиболее распространенным видом коррупции является экономическая коррупция, под которой понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды, как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников.

Наиболее распространенными  проявлениями коррупции в этой сфере  являются:

  • коммерческий подкуп;
  • получение взятки;
  • провокация взятки или коммерческого подкупа;
  • незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа;
  • другие действия, в основе которых лежит подкуп или дача взятки.

 
 Спецификой экономической коррупции  является также и то, что значительная масса злоупотреблений связана  с использованием полномочий в области  контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции  называют также «коррупционными  услугами» в широком смысле. Происходит таким образом «продажа» властного  ресурса, а также использование  властного ресурса в целях  присвоения иных государственных ресурсов, что определяет тесную взаимосвязь  экономической и политической коррупции. 
 
 По статусу субъектов различаются следующие виды коррупции: 
а) коррупция в органах власти;

б) коррупция в частном секторе.

В основе коррупции в органах  власти лежит неправомерное и  корыстное использование ресурсов власти, в том числе в негосударственном  секторе на уровне местного самоуправления.

При этом наиболее подверженными  коррупции областями деятельности являются: государственные закупки; операции с земельными участками; сбор налогов; назначение на ответственные  посты в органах государственной  власти; местное самоуправление.

Наиболее очевидными проявлениями коррупции в негосударственных  организациях либо в частном секторе  коррупции является сращивание бюрократии и бизнеса. Данный феномен не является собственно российским «изобретением» и известен в мире с того момента, когда чиновник научился незаконно  использовать свои властные полномочия и возможности для непосредственного  осуществления предпринимательской деятельности. 
 Другим проявлением коррупции в сфере негосударственных отношений является деятельность различного рода неправительственных организаций. В частности, обращает на себя внимание получившая широкое развитие в России так называемая правозащитная деятельность, в рамках которой российским гражданам оказывается не столько содействие в отстаивании их прав, но и различного рода услуги, как «обойти закон».

По уровням функционирования коррупцию можно разделить на низовую, верхушечную и вертикальную.

Низовая (индивидуальная) коррупция  в основном распространена на среднем  и низшем уровнях государственной  и муниципальной службы и охватывает повседневную жизнь большинства  граждан и деятельность юридических лиц, которые взаимодействуют с чиновниками тех же уровней (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах  власти, высшее чиновничество и сопряжена  с принятием решений, имеющих  высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.).

Между верхушечной и низовой  коррупцией часто налажены отношения  взаимной зависимости, детерминированности, общности организационного, социально-психологического характера. Это позволяет выделить «вертикальную» коррупцию, соединяющую  оба вида коррупции и свидетельствующую  о ее переходе к организованным формам – коррупционным сетям и сообществам.

По степени общественной опасности коррупционные проявления различаются как коррупция-проступок  и коррупция-преступление. Их отличием является то, что коррупционные проступки  содержат действия, не наказуемые в  уголовном порядке такие, как  использование служебного положения  для «перекачки» государственных  денежных средств в целях их «обналичивания», предоставление льгот для своей корпоративной группы, использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды и т.д.

В целом же все рассмотренные  выше проявления коррупции так или  иначе связаны с подкупом должностных  лиц. В силу этого они относятся  к так называемой «жесткой», или  явной, коррупции.

Различные стратегии  борьбы с коррупцией

Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией

Сингапурская стратегия  борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь  на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий».

В момент обретения независимости  в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической  свободе и развитию.

Шведская стратегия борьбы с коррупцией

До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий  модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.


Информация о работе Коррупция В РФ признаки, сущность. Стратегии борьбы с коррупцией в других странах