Формы преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Бездействие — пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия, т. е. малейшего движения, заключается от всякого движения, т. е. в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.
Преступное поведение по своей природе совпадает с преступлением в уголовно-правовом смысле. Об этом указывает и Ю.М. Антонян: «принято думать, что преступное поведение – более широкое понятие, чем преступление. Это заблуждение, поскольку оба термина подразумевают одно и то же явление социальной жизни

Содержание работы

Что такое преступное поведение?
Стадии преступного поведения.
Мотивация преступного поведения.
Понятие и структура мотивации
Формирование мотива преступления
Роль мотива в преступном поведении
Неадекватная мотивация
Законность, гражданственность, моральность, доверие, справедливость.

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Серьезное место в мотивации  преступного поведения занимает потребность личности. Потребности  — социально-психологическая категория (социальная по содержанию и психологическая  по форме своего проявления). Они  формируются в процессе социализации личности, т. е. в ходе ее жизнедеятельности, через общение с другими людьми, через иные каналы — под воздействием объективных факторов социальной среды  и во взаимодействии с природной  организацией индивида.

Потребности современной  личности очень разнообразны. Исходя из биосоциальной природы человека, потребности можно разделить  на две группы: социализированные  органические потребности (самосохранение, размножение и т. п.) и социальные потребности, которые возникают  и удовлетворяются в процессе проявления человека как социального  субъекта — в работе, общении, творчестве, самоутверждении и др.

Большая значимость социальных потребностей личности в процессе мотивации  преступного поведения объясняется  тем, что они обусловливают формирование непосредственных психологических  побуждений преступных деяний — мотивов. 
 
Один и тот же мотив преступных деяний может соответствовать различным потребностям личности. Последние по-разному характеризуют причины преступных деяний, личность преступника, степень его общественной опасности и совершенного преступления. 
 
Среди потребностей — мотивов преступления большой удельный вес занимают ложные потребности, так называемые квазипотребности. К ним относится, например, употребление спиртных напитков, наркотических средств. Алкоголики, наркоманы, любители иных возбуждающих средств являются людьми с ярко выраженными ложными потребностями, которые нередко становятся мотивом совершения преступлений. 
 
Потребность, как правило, порождает преступное поведение не непосредственно, а через ряд промежуточных звеньев механизма преступного поведения, к которым относятся интересы, установки, взгляды, убеждения и др. Можно сказать, что в качестве психологической основы преступного акта выступают не столько сами потребности (социальные и биологические), сколько возникшие на их основе иные побудительные факторы личности. Представляя собой сознание потребностей, многие из этих факторов выражают рациональную оценку избираемого субъектом поведения. Будучи результатом деятельности сознания лица, они обладают достаточной самостоятельностью, чтобы выступать по отношению к потребностям в качестве автономных видов побуждений, и способны в некоторых случаях даже противостоять им.

 

Важную роль в мотивации  поведения играют ценностные ориентации, — социально обусловленная система  отношений личности к явлениям и  событиям окружающей ее социальной среды. 
 
Ценностные ориентации — составной элемент общей социальной направленности личности, которая представляет собой формирующийся в процессе жизнедеятельности социально детерминированный, относительно устойчивый тип отношения личности к социальным ценностям общества. Разновидностью ценностных ориентаций являются социальные установки личности, которые формируют определенное восприятие и оценку окружающих событий и явлений, а также готовность действовать соответствующим образом.

Ценностные ориентации личности (в виде социальной направленности и отдельных установок) влияют не только на ее восприятие и даваемые ею социальные оценки. Они самым  непосредственным образом определяют характер мотивации лицом своих  действий. Именно ценностные ориентации личности лежат в основе содержания совершаемых ею поступков, как социально  позитивных, социально нейтральных, так и социально вредных. 
 
Нередко ценностные ориентации характеризуются своей противоречивостью (общепринятые положительные ценности чередуются с антисоциальными, противоправными). Подобная противоречивость является одним из свойств мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Противоправное поведение вызывается по существу не отдельными мотивами, а социально-психологическими качествами личности. 
 
Ценностные ориентации тесно связаны с мировоззрением личности, т. е. с системой ее взглядов и убеждений. Мировоззрение определяет основную направленность личности и может подчинять все иные виды побуждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль мотива в преступном поведении.

Первый, подготовительный этап преступного действия обычно состоит  из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения  действовать. В этом смысле мотив  является двигателем преступного поведения  и стимулирует волевую активность лица. 
 
На этапе мотивации (психологической подготовки) преступного действия нередко возникает внутренний (в сознании лица) конфликт противоречивых побуждений, так называемая борьба мотивов в виде столкновения нескольких несовместимых побуждений лица. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного социального и психологического уровня. Ими могут быть, например, низменные чувства и доводы разума; чувство мести и интересы дела; органическая потребность и гражданский долг; корыстный интерес и должностная обязанность и т. д.

 
Процесс возникновения мотива преступления в мотивационном конфликте не носит прямолинейного характера. Представление  о простом "перевешивании" в  конфликте мотивов того или иного  побуждения не соответствует психической  реальности. Лицо при этом руководствуется  определенной системой оценок, в которых  можно выделить: ценность желаемого  результата преступного действия; значимость ситуации, как препятствующей, затрудняющей, так и способствующей достижению цели; эффективность намеченного  способа действия в данной ситуации; вероятность наступления нежелательных  последствий (наказание), и т. д. 
 
В конфликте разных мотивов участвуют все личностные факторы: характерологические и интеллектуальные особенности субъекта, переживаемые им психические состояния, влияние конкретной ситуации и т. д. У разных людей этот конфликт протекает с различной быстротой и степенью осознания всех его элементов. 
 
В сознательной деятельности, в том числе и в мотивации, всегда имеются неосознаваемые или не вполне осознаваемые компоненты.

В процессе мотивации могут  происходить явления противодействия  и вытеснения одного мотива другим и, наоборот, поддержки и усиления ведущего мотива другими (сопутствующими); явления субординации и подчинения одних мотивов другим; возможность  изменения мотива, сформировавшего  действие, другим мотивом, руководящим  действием; закрепление мотивов  вследствие достижения результата предыдущего  действия, и т. п.

 

После принятия решения наступает  этап реализации сформированной воли лица в действиях. Исполнение преступления требует соответствующих волевых  усилий, которые "питаются" силой  мотива лица. На этой стадии главным  в механизме преступного поведения  становится регулирование осуществляемого  действия в соответствии с его  целью. В структуру правонарушения входит и так называемая оперативная  часть действия (отдельные движения, операции, различные приемы и т. д.). Однако оперативная часть противоправного  действия полностью подчинена его  мотивационной стороне и самостоятельного смыслового значения не имеет. 
 
Достижение цели означает окончание действия как волевого акта. Лицо оценивает достигнутый результат, сопоставляя его с намеченной целью. При этом оно констатирует его удачу или неудачу, успех или неуспех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Неадекватная мотивация.

 

На практике нередко приходится встречаться с так называемыми  безмотивными преступлениями. Они поражают своей бессмысленностью и не укладываются в привычные представления о механизме преступного поведения. В правовой литературе "безмотивные" преступления не получили еще надлежащего анализа. Кажущаяся на первый взгляд "безмотивность" преступления и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по этой категории дел нередко приводят к следственным и судебным ошибкам.

Неадекватные мотивы преступления. Это сугубо индивидуальные мотивы, явно не соответствующие поводам, их породившим. Они не типичны, т. е. присущи  не ситуациям, а лишь отдельным личностям. В силу этого неадекватные мотивы нередко выступают синонимом  отсутствия видимого (привычного) мотива. Само же деяние расценивается как "безмотивное преступление". Фактически мотивы совершения преступления есть и в этих случаях. Но они настолько несоразмерны поводу и порожденным ими преступным последствиям, что вызывают подчас серьезные сомнения у следователей, судей и окружающих людей.

К неадекватным мотивам преступления могут относиться эмоции гнева и  ярости, особенно если возникли по незначительному  поводу. В таком случае и складывается представление о "загадочных" мотивах совершения преступления, и  процесс мотивации (т. е. подготовка в сознании) подобного противоправного  поведения становится "необъяснимым". В действительности эмоциональный  отклик лица на затронувшее его событие  приобретает такую силу, что как  бы противоречит любой логике. И  для окружающих людей подобные правонарушения выглядят как "безмотивные".

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Законность, гражданственность,  моральность, доверие, справедливость.

 
 
Большинство граждан имеет весьма отдаленное представление о политической теории, равно как и о юриспруденции, но у них есть вполне определенные представления основанные на здравом смысле. И то, что справедливо для юридических формулировок, справедливо и для действий президента, и для министерства финансов, и для ведомственных комиссий. Обязывающей силой эти действия становятся в результате процедуры или совершения их легитимным институтом, а не из-за их содержания. Подчинения правилу, потому что оно законно, это не то же самое, что подчинение потому, что оно справедливо, морально или этично. 
 
Представления человека о "законности" — это лишь один из факторов совести. Другой аспект можно назвать "гражданственностью" — это подчинение правилом из соображений социальных или патриотических. Иным мотивом является "моральность", которая может быть самым крепким фактором, так как нормативная структура общества так же важна как и политическая. Еще одним мотивом является "справедливость". Например если субъект чувствует, что правило пользуется поддержкой по каким-либо формальным причинам, например потому что оно устраивает всех жителей страны. Еще одним аспектом является "доверие". Это ощущение того, что нужно следовать правилу из-за веры в авторитеты. 
 
Все эти факторы отличаются от законности в общепринятом смысле этого слова, но все они являются мотивами. Подчинения или неподчинения закону. Общие правила для формирования и определения мотивов повлекших за собой противоправные деяния известны. Но мотивы — это факты общественной жизни, факты постоянно меняющиеся. То о чем думают люди так же реально, как и то, что они едят, как они разговаривают или бегают. Подчеркивая, что некоторые мотивы (месть, хулиганство, корысть) определены и обозначены, мотивы, как и гражданские и жизненные позиции, отлить в единую форму невозможно из-за их изменчивости. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы преступного поведения