Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их уголовно-правовое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие и изучение понятия и значения факультативных признаков субъективной стороны преступления.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
а) раскрыты и проанализированы такие понятия как мотив и цель преступления, и эмоциональное состояние лица, совершившего преступление;
б) рассмотрен мотив и цель преступления в умышленных преступлениях;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................4
ГЛАВА 1. Понятие и значение факультативных признаков субъективной стороны преступления............................................................................................6
1.1 Понятие субъективной стороны преступления......................................6
1.2 Понятие и значение факультативных признаков субъективной стороны преступления............................................................................................9
ГЛАВА 2. Факультативные признаки в различных преступлениях........12
2.1 Факультативные признаки в умышленных преступлениях................12
2.2 Факультативные признаки в преступлениях, совершенных по неосторожности.....................................................................................................19
Глава 3. Эмоциональное состояние лица, совершившего преступление..........................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................32

Файлы: 1 файл

242690.docx

— 95.22 Кб (Скачать файл)

26 Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. — М.: 2012.

 

 

 
Список использованной литературы

Ι. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 2001. С. 64.

2. Уголовный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 2007 года. Новосибирск. 2007. С. 192.

3. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации. Официальный  текст по состоянию на 1 мая 2006 года. Новосибирск. 2006. С. 300.

ΙΙ Учебники, пособия

1. Брайнин  Я.М. Уголовная ответственность и  ее основания в советском уголовном  праве. М., 1963. С. 308.

2. Ворошилин  Е.В., Кригер Г.Н. Субъективная сторона  преступления. М., 1987. С. 669.

3. Волков Б.С. Мотивы преступления. Казань. 1982. С. 497.

4. Гильзяев Ф.Г. Социально-психологические  и криминалистические аспекты  вины. Уфа. 1978. С. 383.

5. Дагель  П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона  преступления и ее установление. Воронеж. 1974. С. 95.

6. Комментарий к уголовному кодексу  Р.Ф. / Под ред. Бойко Н.П. Ростов-на-Дону. 1996. С. 582.

7. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.23. С. 587.

8. Ожегов С.И. Словарь русского  языка. М., 1978. С. 983.

9. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. / Отв. ред. Л.Л.Кругликов. М., 2005. С. 590.

10. Уголовное право. Часть общая  и особенная. / Под. ред. А.И. Рарога. М., 2007. С. 496.

11. Узнадзе Д.Н. Психологические  исследования. М., 1966. С. 491.

12. Философский энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 1017.

13. Чуфаровский. Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. М., 1998. С. 489.

14. Юридический энциклопедический  словарь. М., Гардарика. 1997. С.741.

15. Якушин В.А. Значение мотива  и цели для субъективного вменения. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 1995. №6. С.48.

16. Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое  значение. Казань. 1988. С. 196.

ΙΙΙ Статьи

1. Иванов Н.Г. Принцип субъективного  вменения и его реализация // Государство  и право. 1999. №10. С. 52-58.

2. Иванов И., Косарев И. Субъективная  сторона хулиганства // Уголовное  право. 2007. №5. С. 38-42.

3. Иванов Н.Г. Уголовная ответственность  лиц с аномалиями психики // Государство  и право. 1997. №3. С. 72-79.

4. Подольный Н.С. Сильное душевное  волнение и аффект // Законность. 2000. №3. С. 36.

5. Ткаченко Т.И. Уголовно-правовое  значение аффекта // Законность. 1995. №10. С. 18-20.

6. Якушин В., Дубовиченко С. Соотношение  цели преступления с интеллектуальными  моментами умысла // Уголовное право. 2006. №6. С. 60-63.

 

 

 
ГЛАВА 1. Понятие и значение факультативных признаков

субъективной стороны

1.1

Так как, помимо вины внутренний мир человека взаимосвязан с совершенным деянием через мотивы, цели, эмоциональные составляющие можно сказать, что основания и пределы субъективного вменения не только зависят от содержания и формы вины, но и во многом связаны с иными психическими обстоятельствами, в частности с мотивом и целью.

Под мотивом преступления принято понимать побуждение, которым руководствовался виновный, совершая общественно опасное деяние.27

Цель преступления — это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится виновный, совершая уголовно-противоправное деяние.28

Цель и мотив, неотъемлемые элементы состава преступления. Долгое время хулиганство считали безмотивным преступлением, но сейчас нашли мотив — самоутверждение, и он весьма распространен во всех преступлениях. Да и содержание самой вины во многом определяется последними. Без их уяснения порой невозможно отличить преступное деяние от непреступного или даже социально полезного и желательного для общества поведения. 29

Факультативные признаки могут играть троякую роль.

Во-первых, они могут превращаться в обязательные, если законодатель вводит их в состав конкретного преступления в качестве необходимого условия уголовной ответственности.

Во-вторых, мотив и цель могут изменять квалификацию, т.е. служить признаками, при помощи которых образуется состав того же преступления с отягчающими обстоятельствами. В этом случае они не упоминаются законодателем в основном составе преступления, но с их наличием изменяется квалификация и наступает повышенная ответственность.

В-третьих, мотив и цель могут служить обстоятельствами, которые без изменения квалификации смягчают или отягчают уголовную ответственность, если они не указаны законодателем при описании основного состава преступления и не предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков.

Мотив, цель и эмоциональные составляющие наряду с виной лица являются не только основаниями субъективного вменения, но и факторами, определяющими его пределы. При этом субъективное вменение, его объем, содержание, глубина и пределы во многом зависят от характера и особенностей проявления мотива, цели, эмоциональных составляющих, механизма их формирования, условий их взаимосвязи, места их в системе других компонентов психики и т. д.

Выявление факультативных признаков позволяет раскрыть свойства, содержание, формы и характер функционального проявления каждого из перечисленных компонентов психики при совершении преступления.

 

ГЛАВА 2. Факультативные признаки в умышленных преступлениях

 

В теории существует ряд мнений по определению понятия и значения мотива преступления.

Л.Л. Кругликов приводит следующее понятие мотива: “под мотивом преступления принято понимать осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления”. 30

Иначе говоря, это источник действия, его внутренняя движущая сила, обусловленные потребностями и интересами побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении. При этом потребности человека следует рассматривать как все то, что необходимо для нормальной жизнедеятельности человека, но чем он в данное время не обладает. 31

Но, несмотря на различную позицию о генезисе мотива, мнения ученых сходны в одном: мотив является таким побуждением к преступному поведению, о котором в известном смысле можно сказать, что он выступает движущей силой, внутренним источником этого поведения. 32

По сути, совершаемое преступление есть объективизация того или иного мотива или их группы. В плане же обратной связи через мотив «можно понять подлинный характер правомерного или противоправного поведения».

Для субъективного вменения имеет чрезвычайно важное значение то, что мотив раскрывает стремление лица к осуществлению определенного поведения, в отличие от чувства он носит конкретно выраженный характер и является стимулом к определенному действию.

Мотивы преступлений можно классифицировать по тяжести:

1. антисоциальные  мотивы, к ним относятся: политические, насильственно-агрессивные, корыстные, корыстно-насильственные.

2. асоциальные  мотивы, которые менее опасны, к  ним относятся, например, эгоистичные, анархо-индивидуалистические и т.п.

3. псевдосоциальные мотивы, т.е. мотивы, обусловленные интересами отдельных социальных групп, противоречащие уголовно-правовым нормам, интересам отдельных личностей и общества в целом.

4. противосоциальные  мотивы преступлений, их формирование  заключается в перерастании социально  одобряемых мотивов поведения  в социально-негативные мотивы  преступления (превышение пределов  необходимой обороны, превышение  мер, необходимых для задержания  лица, совершившего преступление). К  ним относятся месть, ревность, которые  формируются скоротечно в условиях конфликтной ситуации и характеризуются повышенной эффективностью.

Человеческое поведение по своему социально-психологическому содержанию весьма сложное и многоплановое явление. Мотив определяет такое поведение только в соотношении и во взаимосвязи с целью, результатами, к достижению которых стремится лицо, формами их достижения и существующими социальными требованиями к подобного рода поведению. Следовательно, мотив преступления — побуждение осознанное, опосредованное желанием осуществления цели ради удовлетворения мотива («снятия» побуждения).

Являясь элементом психики человека, мотив теснейшим образом связан с внешним миром, поскольку побудительные факторы в значительной мере есть диалектически отраженное и преломленное в личности социально-биологическое бытие. Это так сказать генетическая связь мотива с внешним миром. Каков мир, таковы и мотивы.

Однако существует и другая, так называемая функциональная связь мотива с внешним миром. Это связь между предпосылкой (побуждениями) и предметом. Иначе говоря, «мотив — это не какая-то «чисто субъективная» категория, оторванная от внешнего мира. Мотив является субъективной реакцией, вызванной отношением человека к внешнему миру». В подобных случаях предпосылка деятельности (побуждение) может сыграть свою роль мотива, если она найдет отражение в виде удовлетворения себя в каком-то предмете. Именно с этого момента влечение переходит в желание, и предмет начинает побуждать человека к деятельности. Таким образом, не только осознанное, но и «опредмеченное» стремление к «снятию» побуждения представляет собой мотив отдельного волевого акта и волевой деятельности в целом.

Из сказанного следует, что мотив в человеческом поведении выполняет многочисленные функции; определяющими, главенствующими являются две: побудительная (иногда называют динамизирующая функция) и смыслообразующая.

Побудительную сторону мотива можно выразить как источник, определяющий и стимулирующий проявление воли в процессе деятельности. Поэтому в этой части мотив и называют побудительной силой к совершению действия.

Смыслообразующая роль мотива чрезвычайно велика, а сама смыслообразующая функция достаточно сложна, поскольку на этом этапе психической деятельности появляется цель, происходит не только «опредмечивание» побуждения, но и оценка этих побуждений с позиций социальных требований и личного смысла, их личностной значимости. Но и это еще не все. В процессе «опредмечивания» побуждения происходит выбор и развернутая оценка предметов, удовлетворяющих данное побуждение.

Именно смыслообразующая функция мотива позволяет исследователям определить его социальные свойства, иметь основу отграничения одного мотива от другого или даже в рамках одного и того же мотива устанавливать его разновидности, например, в рамках корыстного мотива выделять «корысть-стяжательство», «корысть-накопительство», «служебную корысть», «корысть-легкомыслие» и др. Нам представляется, что смыслообразующая функция мотива позволяет не только отграничить один мотив от другого, но и способствует распределению их по группам, т. е. классификации мотивов преступлений.

Значение данной функции мотива не исчерпывается указанными направлениями. В конце концов, все они служат предпосылкой для более важного — для решения вопроса о субъективном вменении, т. е. что и в каких пределах можно предъявить личности, совершившей общественно опасное деяние. А это, прежде всего установление объекта посягательства, уяснение характера, степени общественной опасности деяния и его последствий, определение психического и физиологического состояния личности, выяснение смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и в соответствии со всем этим предъявление обвинения и определение вида и размера наказания в рамках уголовно-правовой нормы.

При назначении наказания, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности или освобождении от нее необходимо учитывать мотивы, которые отнесены к обстоятельствам, смягчающим или отягчающим ответственность.33

Не меньшую значимость для субъективного вменения имеет цель преступления. Мотив определяет поведение не сам по себе, а только в соотношении с целью, в связи с теми результатами, к достижению которых стремится лицо, совершая то или иное деяние.

Отличительная черта любой деятельности это целенаправленность. Человек, прежде чем совершить какое-то действие, определяет цель (идеальный результат, модель, образ), которую он стремится достичь с помощью совершаемых действий. Это относится и к преступлениям.

В русском языке слово «цель» в переносном смысле трактуется как «то, к чему стремятся, что хотят осуществить».34 В философском аспекте цель является элементом поведения и сознательной деятельности человека, который предвосхищает результат деятельности и средства его достижения.35

В психологии цель тесно связана с мотивом. В то же время мотив и цель не тождественные понятия. Они характеризуют различные стороны преступного процесса. Мотив отвечает на вопрос «почему человек совершает то или иное действие?», цель же — «для чего оно совершается?». Цель определяет направленность действия, она характеризует больше деяние, нежели личность. По мнению Ф.Г. Гилязева: “цель выполняет стратегическую функцию применительно к совершаемому действию”. 36

С учетом того, что цель направляет действие лица в условиях социальной действительности и ориентирует его на конкретные общественные отношения, она сама получает ту или иную социальную окраску, значимость и оценку. Поэтому-то цель изучают и исследуют не только психологи при рассмотрении психического механизма зарождения и осуществления деятельности, но и юристы, которых интересуют социальный аспект этого механизма и самой деятельности, их оценка личностью, совершившей общественно опасное деяние.

Цель не только направляет деятельность, но и предопределяет систему средств, способов, с помощью которых осуществляемая деятельность должна привести к желаемому результату. Правильно отмечено, что цель «как закон определяет способ и характер действий человека». 37 Цель, определяя этапы деятельности, выступает как системообразующее начало. Она может приводить действия человека в некую систему, предполагающую последовательность каких-то операций (действий, поступков). Это исключительно важное обстоятельство принимается во внимание уголовным правом, например при отграничении единых сложных преступлений от множественных преступлений.

Информация о работе Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их уголовно-правовое значение