Анализ института амнистии, в его теоретической и нормативной составляющих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования правового государства большое значение приобретает задача усиления борьбы с правонарушениями и преступностью. В уголовной сфере такая борьба осуществляется государством посредством определения круга деяний, признаваемых преступными, установления возраста наступления уголовной ответственности, видов и системы наказаний. В результате лицо, совершившее преступление, будет подвергнуто справедливому наказанию. Между тем нормами уголовного законодательства предусмотрены случаи, когда лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности (наказания). Одним из них является прекращение уголовного преследования в связи с изданием акта об амнистии.

Файлы: 1 файл

Акты амнистии и их применение.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В условиях формирования правового государства большое  значение приобретает задача усиления борьбы с правонарушениями и преступностью. В уголовной сфере такая борьба осуществляется государством посредством  определения круга деяний, признаваемых преступными, установления возраста наступления уголовной ответственности, видов и системы наказаний. В результате лицо, совершившее преступление, будет подвергнуто справедливому наказанию. Между тем нормами уголовного законодательства предусмотрены случаи, когда лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности (наказания). Одним из них является прекращение уголовного преследования в связи с изданием акта об амнистии.

Акт об амнистии носит  многоцелевой характер: сочетает в  себе как освобождение от уголовной ответственности, так и от наказания; распространяется не только на неопределенный круг лиц, совершивших те или иные преступления, указанные в акте об амнистии (например, преступления небольшой или средней тяжести, неосторожные и т.д.), но и на определенные категории лиц (на несовершеннолетних, женщин, инвалидов и т.д.).

Как правило, амнистия не распространяется на лиц, которые совершили  умышленные тяжкие преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства  личности, против государственной безопасности и т.д. Часто в постановлении об объявлении амнистии содержится специальная оговорка о ее нераспространении на лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, ранее освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке акта об амнистии, злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания и т.д.

Несомненно, акты об амнистии и помиловании являются выражением гуманизма и милосердия со стороны  государства к преступникам. Нельзя отрицать и тот очевидный факт, что определенная часть амнистируемых после освобождения больше не совершит преступлений.

Вместе с тем, как  показывают статистические данные о  преступности за последнее десятилетие, потери от амнистии в ряде случаев  были более внушительны и ощутимы, чем ожидаемые от нее положительные результаты. 
В частности, те слои населения, которые на себе испытали унижения, тяготы и потери от преступных посягательств амнистируемых, лишились здоровья, чести или имущества, возмущаются подобным милосердием к преступникам. И это понятно, так как жертвы преступлений вправе рассчитывать на применение со стороны государства адекватных уголовно-правовых санкций против тех, кто посягнул на их конституционные права, свободы и законные интересы. В данном же случае мы имеем дело с милосердием, осуществленным в основном за счет жертв преступления.  
Нельзя забывать и о том, что, когда в стране часто принимаются акты об амнистии, это девальвирует ее политико-правовую значимость, формирует в общественном сознании, особенно у неустойчивых и потенциальных правонарушителей, чувство вседозволенности и безнаказанности за содеянное. Конечно, государство в принципе вправе применять амнистию и освобождать определенный круг лиц от уголовного наказания. Однако они не освобождаются от обязанности возместить причиненный ущерб. Но как быть с преступниками, совершившими, скажем, убийство либо другое тяжкое или особо тяжкое преступление против личности? Может ли в этом случае государство быть «добреньким» за чужой счет, т.е. за счет потерпевших? Думается, нет.

Объектом исследования: акты об амнистии.

Предметом исследования являются вопросы правовой природы  акта об амнистии.

Цель состоит в анализе  института амнистии, в его теоретической  и нормативной составляющих.

Для достижения указанной  цели в данном исследовании ставятся следующие задачи:

исследовать исторические предпосылки амнистии в России;

раскрыть правовую природу  амнистии;

выявить юридическую  природу актов амнистии.

 

1. Становление  и развитие института помилования  в России

помилование амнистия уголовный

Российское право основывается на принципах справедливости, законности и гуманизма. Следовательно, оно  допускает возможность освобождения лиц, осужденных за совершение преступлений, от отбывания наказания по различным  основаниям. Этим и объясняется особое место, занимаемое институтом помилования.

В России институт помилования  берет свое начало в период феодальной раздробленности, когда публичная  власть была недостаточно централизована и каждый из князей мог осуществлять помилование в пределах своих  владений.

Помилование в нашей  стране применялось во все времена  в Киевской Руси и Царской России, в советское и постсоветское  время. Однако, российскому законодательству в большей степени знакомо  понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилось на много позже. Вплоть до 1917 года в законодательстве фактически не использовался термин «амнистия». Амнистию заменяли по сути «помилование» или «прощение».

Необходимо отметить, что помилование применялось  не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления.

Помилование как акт  царской милости использовалось монархами на протяжении всей истории  Российского государства. Так, А.Я. Гришко отмечает, что практика массового помилования преступников возникла на религиозной основе, «под влиянием идеи о том, что милость, оказываемая преступникам, есть известная религиозная жертва Богу, требующему благодарности».

В те времена тесный союз между церковью и государством создал особую форму прощения преступников. Так помилование применялось по большим церковным праздникам, таким как Пасха, начало Великого Поста, канун Светлого воскресения и т.д.

Дальнейшее развитие институт помилования получил при  императоре Петре I. Он решительно порывает право помилования с религиозными основаниями, при этом исчезает практика пасхальных помилований. В Манифесте о милостях осужденным от 4 ноября 1721 года по случаю мира со Швецией действие царя характеризуются как «генеральное прощение и отпущение вин».

Новое в применении помилования, по мнению А.Я. Гришко, отмечается во времена  царствования Александра I. Вместо сложных  ограничений для отдельных категорий  обвиняемых и осужденных, устанавливается  деление лиц подлежащих помилованию, на состоящих под следствием или осужденных и приговоренных. Объем монаршей милости для разных категорий был различен: находящиеся под следствием и судом получали полное помилование, а осужденные - частичное.  
При Николае I преступникам, привлеченным к суду, предоставляется право отказа от прекращения следствия в связи с помилованием. В годы его царствования была проведена систематизация законов о помиловании и всемилостивейших манифестов.  
Дальнейшая регламентация института помилования произошла при кодификации российского законодательства в первой половине XIX века. Так, в 1845 году вышло «Уложение о наказания уголовных и исправительных», которое предусматривало институт помилования.

Уголовное Уложение, принятое в 1903 году, предусматривало институт помилования и почти дословно воспроизводило формулировки Уложения 1845 года.

В новом издании основных законов (1906 год) определялось право  монарха даровать помилование. В  исключительных случаях помилование  в дореволюционной России возбуждалось судом. Ходатайства суда о помиловании согласно именному Указу от 25 ноября 1865 года подлежали докладу Николаю II через Министра юстиции. С ходатайством о помиловании вправе были обращаться и сами правонарушители.

После революционного переворота Временным правительством 7 марта 1917 года был издан указ об амнистии. В первых строках Указа говорилось об объявлении общей политической амнистии. Этот правовой акт является первым актом, принятым в виде амнистии в XX веке.

Советское уголовное  законодательство, в том числе и институт помилования, формировалось в сложных исторических условиях. В первые годы Советской власти с 1917 по 1920 годы правом освобождения от наказания обладал суд, реализуя тем самым право помилования. Пункт 7 декрета Совета народных комиссаров «О суде» от 24 ноября 1917 года определял, что право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, принадлежит судебной власти.

На основании п. «С»  ст. 49 Конституции РСФСР 1918 года правом помилования наделялся и Всероссийский  центральный исполнительный комитет РСФСР (ВЦИК РСФСР). Он рассматривал ходатайства осужденных к смертной казни, решая вопрос об их помиловании. Суды же применяли помилование в отношении осужденных, приговоренных к другим видам наказания. 
Декретом ВЦИК РСФСР от 21 ноября 1920 года утверждено Положение о народном суде РСФСР, которое предоставило суду только право условного досрочного освобождения обвиняемого от наказания и досрочного освобождения.  
В соответствии со ст. 69 Конституции СССР 1924 года право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохранялось за ЦИК этих республик.

Это же положение было сохранено в Конституции СССР 1936 года.

Несмотря на провозглашенные принципы гуманизма, справедливости, законности, эскалация жестокости в уголовной политике, начатая в конце 1920-х начале 1930-х годов, продолжалась не только перед второй мировой войной, но и в военный период.

Великая Отечественная  война существенно изменила правовую политику государства. Усиление репрессий и культ личности Сталина способствовали снижению политической направленности амнистии. В эти годы большей значимостью обладало помилование.

Изменения в уголовно-правовой политике произошли после смерти Сталина и карательная политика государства стала более гуманной. Большее значение уделялось предупреждению правонарушений, исправлению лиц, совершивших их.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года, предусматривали в числе иных оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания - амнистию и помилование.

Новым этапом в развитии правовых институтов помилования, а  также амнистии можно считать  принятие Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 годах.

Конституция СССР 1977 года значительно расширили правовую основу амнистии и помилования, предусмотрев освобождение от ответственности и  наказания по амнистии и помилованию в любой стадии процесса. 
Амнистия и помилование, согласно Конституция СССР 1977 года являлась прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета Союза ССР и его Президиума, Верховных Советов союзных республик и их Президиумов.  
В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР «О порядке осуществления помилования и рассмотрения Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании» от 1 сентября 1980 года говорилось: «В исключительных случаях в порядке помилования может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление». Как правило, помилование применялось к лицам, осужденным за совершение преступления.

Помилование не вносило  каких-либо изменений в действие правовых норм, а только определяло их применение к единичным отношениям. Помилование выражалось в прекращении возбужденного уголовного дела, в полном или частичном освобождении от отбытия как основного, так и дополнительного наказания; замене неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием; снятие судимости.

Распоряжением Президента СССР от 14 ноября 1990 года для предварительно рассмотрения ходатайства о помиловании  осужденных и подготовки соответствующих  предложений при Президенте СССР была образована Комиссия по вопросам помилования. По решению Комиссии в ее работе принимали участие народные депутаты, представители государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Помилование осуществлялось постоянно, а не периодически, как, например, акты амнистии, которые как правило издавались один раз в год или в два года.

В конце 1980-х начале 1990-х  годов намечается линия гуманизации  уголовного права. Продолжением общей  гуманизации уголовного права и  дальнейшей демократизации метода уголовно правового принуждения является сужение сферы уголовной ответственности и наказуемости. В эти годы на практике широко применяется институт помилования и другие поощрительные методы уголовного законодательства, даже, несмотря на изменения государственной ориентации, т.е. распад СССР и другие политические кризисы. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а в 1996 года принят новый Уголовный Кодекс Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции  Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право не только на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, но и право просить о помиловании или смягчении наказания. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации, право помилования осужденных принадлежит Президенту Российской Федерации, как высшему должностному лицу страны. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

В целях совершенствования  механизма реализации помилования  Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» образованы комиссии по вопросам помилования.

Следует отметить, что  помилование должно осуществляться в интересах осужденного, но не во вред правам, свободам и интересам иных граждан и всего общества.

До принятия «Положения о порядке рассмотрении ходатайств о помиловании в Российской Федерации» отмечалась тенденция роста применения помилования (см. Приложение А). Столь  широкое применение помилования, на наш взгляд, не соответствует его исключительному характеру. Статистика помилований последнего десятилетия выявляет иную тенденцию.

Такая тенденция настораживает: трудно себе представить, чтобы среди  тысяч осужденных в нашей стране не нашлось хотя бы одного осужденного, достойного милосердия и снисхождения.

Из этого можно сделать  вывод, что в нашей стране в  современный период еще не устоялась  какая-либо определенная практика в  вопросе помилования и не выработаны соответствующие стандарты.

 

2. Институт амнистии в российском уголовном праве

 

Значение амнистии определяется политическим и правовым ее значением  как государственной акции гуманизма  и милосердия, направленной на смягчение  юридической участи лиц, подвергаемых ответственности и наказанию.

Информация о работе Анализ института амнистии, в его теоретической и нормативной составляющих