Язык и речь в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Содержание работы

Введение
1. Особенности профессионального общения юриста
2. Этапы процесса делового общения юриста
3. Коммуникативные умения, необходимые юристу
4. Формирование образа партнера
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

3. Психологические умения — связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использовать эмоции как средство общения.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.

5. Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога — с личностью или группой; на уровне полилога — с массой или группой; на уровне межгруппового диалога.

Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти  знания основаны на профессионально  важных личностных качествах.

Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно  организовать общение?

(1) Знание психологии другого  человека. Что значит знать психологию  партнера по общению? Главным  образом это знание ценностных  ориентации, которые находят свое  выражение в потребностях, мотивах,  интересах. Это то, что человек  считает для себя принципиально  важным и значимым. Юристу необходимо  быть ориентированным на людей.  К сожалению, часто бывает ориентация  на исполнение документа. В  результате действия негативных  факторов в профессиональной  деформации некоторые юристы  ориентируются на недостатки  других людей, в первую очередь  на слабости, ощибки.

(2) Качества, которые определяют  особенности психических познавательных  процессов:

• достаточно большой объем  внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;

• наблюдательность, способность  фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это  с существенными явлениями в  личности партнера по общению;

• особенности памяти, и  в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных  реакций и т.п.;

• особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения  и прогнозировать поступки в различных  ситуациях;

• интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется  в умении ставить себя на место  другого человека.

У людей без развитого  мышления и воображения часто  встречается типичная ошибка — приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От  этого зависит, может ли человек  сопереживать другим людям. Такое  качество называется эмпатией.

(4) Умение человека выбирать  оптимальный стиль общения, т.е.  способ обращения с партнером.  Часто неправильный способ общения  порождает поступки, нежелательные  для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью,  неисполнительность — попустительством, капризность — излишней уступчивостью.

Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение  — это социально-психологическое  явление, которое детерминировано  конкретно-историческими и личностными  особенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения  юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так  и развитием у него профессионально  властных качеств, навыков, умений.

 

4. Формирование  образа партнера

 

Кроме того, в профессиональном общении юрист должен также учитывать  возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.

Остановимся на характеристике процесса восприятия человека человеком. Формирование представления о другом человеке обеспечивают психические  познавательные процессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Каковы особенности  формирования образа партнера?

1. Восприятие партнера  носит предметный характер. Эта  конкретность выражается в восприятии  трех основных характеристик  образа: физических данных; экспрессии, т.е. особенности самовыражения  партнера; внешнего оформления. Поэтому  юристу при получении информации  целесообразно придерживаться этих  показателей.

2. Целостность образа. Например, целостный образ возникает постепенно  в зависимости от приближения  к объекту. Для людей с нормальным  зрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур — 1 км, движения рук и ног — с 700 м, голову, плечи, овал лица — с 300 м, лицо — 200 м, глаза, пальцы — 60 м.

Причем на дальних расстояниях  характерно завышение роста, а верхние  части фигуры распознаются лучше  нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константность образа. По  мере накопления сведений образ  объекта остается постоянным.

4. Осмысленность. В образ  включаются обобщенные данные  о категории людей, к которой  принадлежит объект восприятия. В данном случае особенно велика  роль социальной установки наблюдателя.

Основным исходным психологическим  механизмом формирования внешнего образа партнера является узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порога узнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идет рассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являются исходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются (портретируются) именно эти элементы.

Другая закономерность формирования образа — целесообразность. В поле зрения попадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третья закономерность — особенности стимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляции образ партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом, подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком. Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться от своих оценок личности объекта деятельности.

Четвертая закономерность — эмоциональное состояние партнера (свидетеля). В состоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятая закономерность — характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизует восприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражение партнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людей при составлении образа партнера элементы внешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физический облик — 82,5% элементов внешности человека: рост (длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост, цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затем связываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физического облика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первую очередь.

2. Экспрессия — внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии, которые чаще всего воспринимаются в первую очередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенности портретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включение черт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следует учесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают те особенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешний вид — одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношение этих трех групп  элементов образа партнера у различных  профессиональных и возрастных групп  различно, тем не менее, общие зависимости  приблизительно таковы:

• женщины дают более точную оценку образа партнера;

• для подростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность  на внешнем оформлении портретируемого  лица;

• для взрослых типична  сосредоточенность на экспрессии. Особенности  восприятия у различных групп  людей зависят от уровня культуры и образования, от целей и задач  деятельности, от жизненного опыта.

Наиболее образованные и  проницательные обращают внимание на особенности экспрессии, другие —  на физические черты и оформление внешности.

Их описания внешнего облика партнера можно свести в три группы.

(1) Суждения, которые имеют  четко определенное описание  и применялись для обозначения  конкретных элементов (70%).

(2) Суждения на основе  штампов обыденного сознания  или сходства с чьей-то внешностью. Сюда можно отнести суждения, в которых приводятся аналогии  с психическими особенностями,  — «умный лоб», «волевой подбородок»,  «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения, характеризующие  «выразительное поведение», — «угрюмое  лицо», «печальные глаза», «виноватая  походка» и т.п. (4%).

Таким образом, отражая облик  одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют их через ту систему образов и понятий, которая  у них уже сложилась. Поэтому  и характер осмысления облика одних  и тех же людей всегда различен. Люди с развитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные  эмоциональные состояния. Практически  любые эмоциональные состояния  опознают люди с образным мышлением, эмоционально подвижные, экстраверты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому  знание социально-психологических  закономерностей общения является непременным условием его высокой  квалификации.

Специфика профессионального  общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков  и умений, которые формируются  как в процессе обучения, так и  в процессе самообразования и  практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.

Коммуникативная компетентность — это знание юристом норм и  правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к  общению с другими людьми —  коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой  в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние  партнеров общения, формировать  и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность  к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Кроме потребностей юридической  практики, общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности. К  таким потребностям относятся: стремление человека к взаимодействию, любви  и поддержке; потребность к самоутверждению; потребность к самовыражению  и самореализации; потребность в  эмоциональной поддержке и признании.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. — СПб.: Питер, 2006. — 128 с.
  2. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.
  3. Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Издательство: Проспект, 2009.
  4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.
  5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.
  6. Реан А. Л. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.
  7. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ, 2006.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2001.
  9. Сокова 3. К. Профессиональная этика. М., 2000.
  10. Социальная психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
  11. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  12. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992. (Библиотечка сотрудника органов внутренних дел).
  13. Юридическая психология: учебник для студентов вузов; под ред. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.
  14. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. М., 2000. Майоров В.И. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. – Челябинск, 2005.

Информация о работе Язык и речь в профессиональной деятельности юриста