Взаймодействия бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что ссуды и кредиты встречаются в нашей повседневной жизни, так как очень развито предпринимательское дело. Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономики в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие общей цели управления экономикой. В своей работе я использовала материалы различных книг, газет и сайтов в интернете. Я исследовала особенности и структуру банковской системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение…………………...……………………………………………….…….3
1.Характеристика банка как специфического предприятия в условиях рыночной экономики
1.1 Банк и банковская система………..……….....................…………………....…5
1.2 Организационно-правовые основы банков…...............…………………..…....9
1.3 Банковское законодательство РК……………...................……………….…...10

2. Банковская система Республики Казахстан
2.1 Особенности банковской системы Казахстана ………….............……..….....16
2.2 Современная банковская система РК................................................................18
2.3 Дальнейшее реформирование банковской системы РК……...............….......19

3. Коммерческие банки
3.1 Коммерческие банки - основное звено банковской системы...............…..…23
3.2 Пассивные операции банков …………………………….........................……23
3.3 Активные операции банков……………………………........................………25
Заключение…………………………………………………………..…….…29
Список использованной литературы………………..………….30

Файлы: 1 файл

кур БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РК.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Специализированные финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, общества потребительского и ипотечного кредита, кредитные союзы, кредитные кооперативы, финансовые дома, ломбарды и др.) функционируют в сфере конкретного рынка денежных капиталов, финансовых ресурсов, во многих случаях не занимаются прямым кредитованием клиентов, а форма централизации и привлечения денежного капитала зависят от функциональной задачи.

Выделяя банки по трем основным группам банковской системы  важно определить четкую взаимосвязь  между группами, которая появляется в результате отношений к денежному, финансовому капиталу. Это значит, что деньги, в своем движении от первоначального вклада на счет, проходя стадии перемещения формируя финансовый капитал, ресурсы, выступая источником финансирования и кредитования, являются объектом управления банками. Банки заинтересованы в эффективном использовании всех денежных средств, проходящих через них,  так как это приносит доход, увеличивает интерес к накоплению финансового капитала, ресурсов.

Сложные проблемы банковского  дела проясняются в случае полной характеристики банков по типам. В данном случае огромное значение имеет знание “строения “ банка, которое непосредственно влияет на выполняемые функции, совершаемые операции и проявление роли в экономическом развитии страны.

Ниже приводится характеристика типов банков по различным признакам, общим для всех стран:

- по функциональному  назначению банки бывают: эмиссионные,               депозитные и коммерческие;     

- по форме собственности  банки - государственные, кооперативные, частные, смешанные;

- по специализации  банки - отраслевые, универсальные, промышленные, торговые,  сельскохозяйственные, инвестиционные;

- по выполнению специальных  задач банки - инновационные, кассы  взаимопомощи, страховые функции;

- по территориальному  признаку банки - городские, муниципальные,  региональные, межгосударственные.(6) 

 

1.2 Организационно-правовые  основы банков

 

 Банк как специфическое  предприятие имеет свою организационную  основу.  Основными признаками ее является функциональный принцип.  Это значит, что функции и операции, выполняемые банком, обусловливают особенности его построения и организуют систему управления банком.

В организации банков в каждой стране особый статус  отводится центральному банку - денежно-кредитному институту, выполняющему функции: эмиссия денег, осуществление денежно-кредитной политики в стране, надзор за банками второго уровня, выполнение операций для правительства, хранение золото-валютных резервов страны. Характер деятельности, организационная структура центральных банков и система управления ими определяются законодательством страны и положениями о Центральном банке.

Организация банков второго  уровня во многих странах выступает  в форме акционерных компаний (корпораций), где обязательными  требованиями являются: признание банка  как юридического лица, ответственность  акционеров в пределах купленных акций, наличие пакета акций и создания

Совета директоров.

Открытие банка (учреждение нового юридического лица) - это сложный  процесс, требующий выполнения множества  официальных процедур и получения разрешений.

Для учреждения банка  в целом необходимы следующие условия и выполнение действий, хотя в отдельных странах могут быть и свои особенности: заявление учредителей на разрешение открыть банк;  специальное разрешение уполномоченных органов на возможность открытия банка; разрешение центрального банка; регистрация учредительных документов и лицензия центрального банка на ведение операций банком. Документально представляются обязательные условия об операциях, о величине капитала, численности населения, одобрительной резолюции солидных лиц, экономическое обоснование, деловой план, устав банка, структура банка, сведения о достаточности капитала и перспективах получения прибыли, о компетенции руководящего состава и их профессиональной пригодности.

Основанием для начала деятельности банка второго уровня является получение лицензии на осуществление банковских операций после регистрации его в Книге государственной регистрации. Новый банк, получив статус юридического лица, заявляет о своих операциях в пределах лицензии. (4) 

1.3 Банковское  законодательство Республики Казахстан

 

Реформа банковской системы  РК с первых лет самостоятельного государственного устройства была предопределена объективными экономическими процессами при переходе к рыночный экономике.        Проводимые преобразования в банковской сфере  вносят положительный вклад в микро- и макроэкономические процессы. Банки, превращаясь в посредников меду владельцами сбережений и инвесторами, совершенствуют операции по предоставлению финансовых услуг, включающих услуги по расчетам, услуги вкладчикам и заемщикам.

Стимулируя финансовые  сбережения и совершенствуя систему размещения финансовых ресурсов, банки должны способствовать оздоровлению экономики, обеспечивая доступ к кредитам жизнеспособным предприятиям и развивающимся новым частным предприятиям.

К моменту распада  Советского Союза, а следовательно, его единой банковской системы, в  банковскую систему Казахстана входило  более ста банков, из которых пять (Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Внешэкономбанк, Жилсоцбанк) унаследовали дела специализированных банков СССР. Специализированные банки продолжали действовать в качестве государственных учреждений по предоставлению кредитов конкретным государственным предприятиям, так же как и при прежней системе централизованного распределения ресурсов. Вместе с тем, значение коммерческих банков, принявших рыночную ориентацию, неуклонно росло.

Финансовая система  республики переходит от почти полной государственной собственности, централизованного  принятия решений и учета к  системе, определяемой рыночными силами, с правом частной собственности, децентрализованным руководством и распределением кредитов, что позволит улучшить эффективность и финансовую дисциплину в экономике. Переходный период сопряжен с трудностями, требует решительных изменений в инфраструктуре, технологии и оборудовании, правовой и контролирующей системах и, что наиболее важно, переориентации человеческих навыков и отношений на конкуренцию, принятие рискованных решений, учет прибыльности и нововведения.

В 1992 году в Казахстане с отменой специализации банков, существовавшие пять специализированных банков, были воссозданы, в качестве акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежал государственным предприятиям. Кроме того, к концу 1992 года существовало сорок акционерных банков, шестьдесят коммерческих и кооперативных банков (или банков с ограниченной ответственностью) и сорок девять частных банков.

Бывшие специализированные банки продолжали предоставлять ссуды в основном тем же отраслям, что и прежде, что являлось результатом унаследованной этими банками системы специализации, новой структуры собственности (для обеспечения доступа к кредитам крупнейшие госпредприятия приобрели контрольные пакеты акций в бывших специализированных банках в соответствии с основным профилем их деятельности), а также государственной политики распределения кредитов.

Первоначальный этап реформы банковской системы больше связан с предоставлением кредитов и дотаций конкретным государственным предприятиям, отсутствием стимулов к повышению эффективности операций, незавершенностью нормативно-правовой базы. Некоторые банки больше полагались на кредитные ресурсы Национального банка Казахстана, другие банки изменяли свое поведение в соответствии с рыночными принципами, а третьи действовали в качестве казначеев своих собственных предприятий. Конкуренция между банками имела место лишь в небольшой части системы и была слишком слаба, чтобы играть роль движущей силы в перестройке банковской системы в целом.

1993-1994гг. банковская система  Республики Казахстан перестраивалась с целью приближения се к системе рыночной экономики. Были приняты: Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13.04.93г., определяющий роль и место Нацбанка в банковской системе, его задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия. Закон РК «О банках в Республике Казахстан" от 14.04.93г., определяющий принципы функционирования банковской системы республики, права и ответственность банков; Закон РК «О Валютном регулировании» от 14.04 93г., регулирующий правила обращения иностранной валюты на территории республики; ряд других законов и нормативных актов Правительства и Национального банка Республики Казахстан, регулирующих некоторые особенности функционирования банковской системы, правовой основы совершения банковских операций,     например. Закон РК «О залоге».

В соответствии с рекомендациями по проведению реформ в банковской системе бывший Сберегательный банк был преобразован в государственно-акционерный  Народный банк Республики Казахстан, который стал действовать больше в качестве коммерческого банковского учреждения, принимающего вклады  и предоставляющего ссуды, чем раньше, когда основной его ролью было предоставление социальных услуг населению. Также в  1994 году в республике были образованы и стали развивать свою деятельность Эксимбанк (экспортно-импортный банк) и Государственный банк развития. Впоследствии (21 августа 1995года) вышеуказанные банки присоединены с передачей Эксимбанку республики Казахстан всех обязательств Государственного банка развития Казахстана с увеличением уставного капитала банка до пяти млрд. тенге. Шаги реформы банковской системы республики с каждым годом более четко определяли функции и деятельность банков.

Национальный банк РК почти полностью отказался от практики направленных и субсидированных кредитов и стал предоставлять централизованные кредиты банкам через систему кредитных аукционов, что способствовало возникновению и развитию конкуренции между банками. 
В то же время Национальный банк Республики Казахстан в 1995 году проводит политику укрупнения банков, сокращения количества мелких акционерных, кооперативных и частных банков, о чем свидетельствует практика установления уровней минимального размера уставного фонда банков. Для уже действующих мелких коммерческих банков минимальный размер уставного фонда определен в сумме 300000 американских долларов (более 18,0 млн. тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года), для действующих банков, имеющих валютную лицензию, сеть своих филиалов и лицензию на право приема денежных вкладов населения на уровне !,5 млн. Дол.ларов США (91,5 млн.тенге  по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года) и для вновь создаваемых банков минимальный размер установлен в сумме 500 тысяч долларов США (30,5 млн. тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года). Причем, установленный размер минимального уставного фонда, каждый банк был обязан набрать к 15 апреля 1995 года после чего, в случае невыполнения этого требования, Нацбанк РК будет решать вопрос о дальнейшем существовании и деятельности таких банков.

Обязательным условием, необходимым для обеспечения  эффективной деятельности банковской системы в рыночных условиях, является развитие правовой основы, системы регулирования и контроля.

На последующих этапах проведения реформы в сфере банковской деятельности уже последовали качественные преобразования, направленные на регулирование деятельности банков второго уровня, связанные с разработкой их правовой основы, в которых могла бы действовать, основанная на рыночной экономике, банковская система. Этим усилиям должна служить стратегия банковской реформы, направленная на решение структурных проблем банковской системы. Неопределенность целей и структуры банковской системы, а также ограниченное понимание основных концепций, таких, как кредитный риск, обеспечение кредита, ликвидность, финансовая дисциплина и банкротство серьезно затрудняют задачу создания надлежащей правовой основы. Разрабатываемые механизмы по контролю за соблюдением законов также должны способствовать установлению новых коммерческих взаимоотношении и созданию нормально функционирующей банковской системы. Не оспаривается в банковском деле создание механизмов по облегчению признания и исполнения судебных решений, центральной службы по регистрации залогов; органов по обеспечению кредитов; сбору налогов и выполнению других подобных обязанностей.

Банковская система  Республики Казахстан в 1995-1996 годах, в институциональном, функциональном и правовом отношениях претерпевает дальнейшие изменения.  К примеру, если до 1995 года количество банков возрастало в республике и на начало 1995 года составило сто восемьдесят четыре банка, различающиеся по способу формирования уставных фондов, то на конец 1995 года уменьшилось и составило сто тридцать.

Институциональные преобразования в банковской системе Республики Казахстан сопровождались  ликвидацией обанкротившихся коммерческих банков, закрытием малых частных банков, а также укрупнением банков при соединении уставных капиталов. Соответственно, за этот период сократились и филиалы банков второго уровня по регионам республики с 1026 на конец 1995г. до 949 на конец 1996г. Изменения в банковской сфере за этот период происходили по формированию и объему уставного фонда. На конец 1995 года банков по фактическому уставному фонду до 20 млн. тенге было 69, а на конец 1996 года число их снизилось до 33 банков. В свою очередь, крупные банки, оставались на уровне .(7)

В функциональном отношении за последние  годы банки стали расширять свои операции так по традиционным, так  и нетрадиционным услугам. Многие банки, получив лицензию Нацбанка РК, занимаются операциями с ценными государственными бумагами, развивают современные расчетные операции с внедрением в оборот векселей, нот центрального банка страны, пластиковых карточек, электронных переводов.

В правовом отношении банковская система Республики Казахстан в 1995 году укрепляется новыми законодательными актами государства и нормативными положениями. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О национальном Банке Республики Казахстан» (30 марта 1995года) и Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (31 августа 1995 года). Утвержденные после пересмотра и дополнения эти акты, завершили в целом создание фундаментальной правовой и экономической основы банков в Казахстане, выделив статус центрального банка государства, Национального банка Республики Казахстан, и банков второго уровня. 
Таким образом, банковская система Казахстана в определенной степени за прошедшие пять-шесть лет сконструирована по стандартам и модели, существующих в мировой практике, отвечает основным принципам рыночной экономики. Вместе с тем, совершенствование правовых, организационных основ банков будет продолжаться в Республике, и это связано со многими факторами внутреннего и внешнего характера.

При дальнейшем качественном преобразовании в банковском деле в республике важными остаются принципы руководства в банковской системе, ведущая роль Национального банка Казахстана, как главного финансового института, эффективность принятия и исполнения законодательных и нормативных положений об обеспечении кредита, регулировании страховой деятельности, о неплатежеспособности и кредитоспособности.

Информация о работе Взаймодействия бизнеса