Участники производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации законов, указов Президента, постановлений правительства Российской Федерации, других нормативно-правовых актов и содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношение в различных аспектах и направлениях реализации государственной исполнительной власти. Процессуализация властной деятельности публичных органов исполнительной власти необходима для эффективной деятельности последних; способствует ограничению принятия ими ошибочных решений; а также гарантирует невластный субъектам реализации их прав и законных интересов.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

В ходе предварительной подготовки по делам об административных правонарушениях  правомочным органам приходится применять предусмотренные законом меры обеспечения производства по таким делам. Эти меры применяются для установления личности нарушителя, обстоятельств совершения проступка, обнаружения и фиксации доказательств по делу, для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления. В числе обеспечительных мер можно назвать административное задержание нарушителя, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Можно отметить, что названные меры носят зачастую сложный, универсальный характер, наряду с обеспечением правоприменения они выполняют также роль предупреждения и пресечения правонарушений.

При предварительной подготовке по делам об административных правонарушениях, в том числе и во время составления протокола, решается вопрос о юридической оценке совершенного деяния, носящего признаки административного правонарушения. Правильная юридическая оценка административного правонарушения имеет очень важное значение, так как она предопределяет направление дела по подведомственности для рассмотрения по существу. Но решение вопроса о юридической квалификации иногда бывает затруднительно, особенно — в случае отграничения так называемых смежных проступков и административных проступков от «сходных» преступлений. Меры по предупреждению ошибок при предварительной подготовке по делам об административных правонарушениях могут быть различными  и зависят от особенностей конкретного дела. По трудно доказываемым правонарушениям пользуются помощью экспертов, принимают оперативные меры по установлению очевидцев правонарушений.

2.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Эта стадия производства по делам  об административных правонарушениях является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции на данном этапе производства носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения решения (постановления). Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административных материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется эффективность всего правоприменительного процесса. Правильное применение законодательства об административных правонарушениях оказывает положительное влияние на состояние общественного порядка, способствует предупреждению правонарушений и особенно преступлений с административной преюдицией. Разумеется, задачи законодательства и задачи производства по этим делам, а также требования законности и обеспечения гарантий личности в административно-юрисдикционном процессе могут быть выполнены при условии неукоснительного соблюдения урегулированного административно-процессуальными нормами порядка расследования дел об административных правонарушениях.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях отражает сущность правонарушения по этим делам. Именно на данной стадии решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности; именно на данной стадии подтверждается правовая, логическая и психологическая характеристика не только правоприменения, но и обоснованность нормативного установления административной ответственности за конкретные правонарушения. Поэтому на данной стадии носят (и должны носить) исключительно правовой характер как процессуальные, так и процедурные действия участников административно-юрисдикционного процесса. Законодательством об административных правонарушениях установлены единые и притом высокие требования к качеству рассмотрения дел, независимо от того, являются ли эти функции основными либо выполняются наряду с другими.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа: подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение его, вынесение постановления по результатам рассмотрения дела.

1. Подготовка дела к рассмотрению  состоит в изучении соответствующим должностным лицом материалов поступившего дела, предварительной оценке с точки зрения достаточности данных для рассмотрения дела и вынесения постановления. При необходимости соответствующие должностные лица принимают меры к дополнительной проверке представленных материалов и для приобщения к материалам дела необходимых доказательственных данных (объяснений, справок, заключений экспертов и т.п.). Закон установил четкие нормативные предписания, обеспечивающие реализацию принципа оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях.

2. Непосредственное рассмотрение  дел об административных правонарушениях — очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях. Хотя непосредственным предметом правонарушения в этом производстве является отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляется нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действительность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

Главная цель рассмотрения дела по существу — установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания. Помимо отмеченного, на этой стадии производства по делам об административных правонарушениях проверяются социальные основы не только правоприменения, но и нормативно-правового установления административной ответственности за конкретные виды проступков. На данной стадии производства процессуальные и процедурные действия участников административно-юрисдикционного процесса носят (и должны носить) исключительно правовой характер. Специфика правоприменения на данной стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловлена тем, что законодательство об административной ответственности не так детально, как например, уголовно-процессуальное законодательство, регламентирует процедуру административно-юрисдикционного процесса. Здесь существенное место занимают морально-нравственные начала. В числе их такие, как правосознание участников процессуальной деятельности, гражданская добросовестность, правдивость и истинность их. Непосредственное рассмотрение дел об административных правонарушениях производится в соответствии с принципом производства, правовые основы и характеристика которых изложена в главе 1 данной курсовой работы. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловливаются юридической квалификацией проступка, требующих иногда выяснения дополнительных обстоятельств по делу и принятия мер к исполнению постановления.

3. В результате рассмотрения дела выносится постановление о наложении административного взыскания либо прекращении производства по делу при объявлении устного замечания, передачи материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, в комиссии специализированные, органам предварительного следствия, прокурору и т.п.

2.3. Исполнение постановлений о применении административных взысканий

На данной стадии производства по делам об административных правонарушениях возникает много сложных вопросов, связанных не только с «собственно» исполнением постановлений, но и с разрешением иных вопросов, предопределяющих своевременность, правильность и полноту исполнения постановлений органов административной юрисдикции. На основе анализа практики и действующих норм можно представить следующий перечень вопросов, которые приходится разрешать органам административной юрисдикции при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях:

    1. Отсрочка исполнения постановления;
    2. Сокращение срока лишения специального права, предоставленного гражданину;
    3. Замена неотбытых исправительных работ на штраф или административный арест;
    4. Замена обязанного лица;
    5. Прекращение исполнительного производства;
    6. Поворот исполнения постановления;
    7. Привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в неисправлении или ненадлежащем исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях;
    8. Привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в утрате исполнительного документа.

Названный перечень вопросов, подлежащих разрешению при исполнении постановлений о наложении административных взысканий, является примерным. В него можно включить вопросы, связанные с уточнением каких-либо неточностей в постановлениях, с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и копий постановлений, с устранением арифметических ошибок в определении подлежащего взысканию имущественного ущерба, причиненного административным правонарушителем, с определением очередности исполнения постановления в части применения имущественных взысканий, с определением судьбы вещественных доказательств или предметов конфискации (либо предметов, подлежащих изъятию). На практике иногда возникают вопросы, связанные с зачетом в срок отбытия административного ареста времени содержания под стражей (например, при применении этого взыскания в связи с прекращением уголовного дела). Подобный вопрос возникает и при применении административного взыскания в виде исправительных работ. Наконец, не исключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде административного ареста или исправительных работ при наличии обстоятельств, препятствующих отбытию этих видов взысканий. Кроме того, возможна постановка вопроса о замене строгого административного взыскания на более мягкое. Нелогичные ситуации возникают иногда даже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра постановлений (по протестам прокуроров): из-за того, что легализованный порядок усложнен излишними формальностями, нередко изменяются и отменяются вполне законные, обоснованные и справедливые постановления. А формальности обставляются многими документами: сначала орган исполнения должен внести представление прокурору, содержание этого документа дублируется в протесте прокурора; протест поступает в орган, вынесший постановление; при вынесении нового постановления в значительной мере повторяется содержание представление органа исполнения постановления (например, в случаях замены административного ареста на более мягкое взыскание). Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях несогласованность в действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению реального исполнения таких постановлений.

Вопросы, связанные с исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях, возникают на различных стадиях исполнительного производства: до вступления постановления в законную силу; после вступления постановления в законную силу; в процессе исполнения постановления; по окончании исполнения постановления (например, при повороте исполнения постановления).

Различными бывают и поводы для  рассмотрения вопросов, связанных с  исполнением постановления: заявление  заинтересованных лиц (привлеченных к административной ответственности, потерпевших или их законных представителей); медицинские заключения о противопоказанности для отбытия взыскания; представление органов исполнения; ходатайство трудовых коллективов или общественных организаций; заявления адвокатов; протесты прокуроров; издание акта об амнистии и т.п.

2.4. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях

1. Основания и порядок обжалования  и опротестования постановлений  по делам об административных  правонарушениях является факультативной стадией производства по таким делам. Правом обжалования наделены лица, в отношении которых выносятся постановления, а также потерпевшие. Установлены альтернативные пути подачи жалоб — в порядке производства по делам об административных правонарушениях (иначе это называется обжалованием в административном порядке) или в судебном порядке. Для обжалования постановления по некоторым категориям дел об административных правонарушениях путь обжалования постановления определяется в зависимости от вида наложенного административного взыскания (предупреждение, лишение специального права, предоставленного гражданину) установлен двухстепенный (инстанционный) порядок — жалоба сначала подлежит рассмотрению вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) по отношению к органу (должностному лицу), вынесшему постановление, и только после этого может быть рассмотрен в суде. Постановление суда обжалованию не подлежит. Может быть обжаловано любое постановление, в том числе в части наложения основного или дополнительного взыскания, а также и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по предусмотренным законом обстоятельствам. Правоохранительные органы испытывают определенные затруднения при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Это связывается с тем, что административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок осуществления производства на этой стадии, немногочисленны и во многом не обеспечивают правильное рассмотрение жалоб и протестов.

2. Рассмотрение жалоб на постановление  по делам об административных правонарушениях в органах, полномочных выполнять такие действия, осуществляются в два этапа. Первый этап включает в себя подготовительные действия: проверку подведомственности жалобы или протеста; изучение дела и проверку наличия в деле документов, указанных в описи; истребование необходимых документов и приобщение их к материалам дела; предварительную беседу с заявителем (при необходимости этого); определение времени и места рассмотрения жалобы; извещение участников разбирательства по делу (лица, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшего или их законных представителей, прокурора, представителя органа, вынесшего постановление). Соблюдение процедурно-процессуальных правил необходимо придерживаться и при непосредственном рассмотрении жалобы (протеста). Схему ведения процесса рассмотрения жалобы (протеста) можно представить таким образом:

    1. объявление дела, подлежащего рассмотрению;
    2. объявление состава коллегиального органа (представление должностного лица), рассматривающего дело;
    3. разъяснение участникам их прав и обязанностей;
    4. рассмотрение вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствии кого-либо из неявившихся лиц;
    5. разрешение ходатайств (если они заявлены);
    6. доклад дела или содержания жалобы (протеста прокурора);
    7. выступление участников разбирательства по жалобе;
    8. выступление адвоката;
    9. выступление прокурора с заключением или в поддержание протеста;
    10. закрытое совещание коллегиального органа или вынесение постановления должностным лицом;
    11. оглашение принятого решения, разъяснение его содержания и порядка возможного дальнейшего производства по делу в административном либо в судебном порядке.

При рассмотрении жалоб на постановление  по делам об административных проступках надо выяснить следующее: достаточно ли для принятия обоснованного и правильного решения в материалах дела данных; не содержится ли в действиях привлеченного к административной ответственности лица признаков преступления; какие надлежит принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения. При проверке правильности обжалованного постановления по делу об административном правонарушении правомочные органы (должностные лица) вправе выйти и за пределы жалобы. Иными словами, при рассмотрении жалоб и протестов дело проверяется в полном объеме, как в обжалованной (опротестованной) части, так и в не обжалованной. Орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, правомочен изменить юридическую квалификацию проступка и применить административное взыскание в соответствии с надлежащей статьей КоАП. Однако такая переквалификация возможна только в случаях, если это не связано с усилением наложенного взыскания (при рассмотрении жалобы лица, привлеченного к административной ответственности), и если это не влечет изменение подведомственности рассмотрения дела и жалобы. При изменении юридической квалификации административного правонарушения, влекущего изменение подведомственности рассмотрения дела и жалобы, постановление по делу отменяется, и дело направляется компетентному органу (должностному лицу) на новое расследование.

Заключение

В результате знакомства с исследованием  в области производства по делам  об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы.

Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях