Теория происхождения государства. Наследование отдельных видов имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверен, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Содержание работы

Введение 3
1. Теория происхождения государства 4
2. Наследование отдельных видов имущества 16
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Правоведение к.р..docx

— 61.46 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Филиал в г. Минске

 

 

Кафедра правоведения и социальной теории

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Правоведение»

по теме «Теория происхождения государства. Наследование отдельных видов имущества»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент __ курса

специальности _____________________

__________________________________

                                             (Фамилия, И.О.)

Проверил:

__________________________________

(должность)

__________________________________

(Фамилия, И.О.)

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание

Введение 3

1. Теория происхождения государства 4

2. Наследование отдельных видов имущества 16

Заключение 26

Список использованных источников 28

 

 

Введение

Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и  теории о происхождении государства.

Вопрос происхождения  государства остаётся актуальным и  на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности  и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как  конкретно происходило образование  государства – нельзя доказать или  опровергнуть ту или иную теорию его  происхождения и я уверен, что  до тех пор, пока этого не будет  сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать  его необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения, данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются  основные, необходимые для образования  государства и характеризующие  его, признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть.

В своей работе я рассматриваю наиболее важные, как мне кажется, аспекты в происхождении государства, такие как становление государства, признаки государства, различные теории о его происхождении.

В состав наследственной массы может входить разнообразное имущество: вещи, в том числе деньги, иное имущество, имущественные права и обязанности наследодателя. Круг благ, которые могут передаваться по наследству, чрезвычайно широк. В силу специфики того или иного имущества или имущественных прав не всегда достаточно применения общих правил о наследовании. В отдельных случаях возникает необходимость в дополнительной правовой регламентации с учетом особенностей конкретного вида наследственного имущества. В последнее время в нашей стране довольно актуальным стало участие граждан в хозяйственных обществах, товариществах, производственных кооперативах. В связи с этим у них появляются определенные имущественные права, которые переходят в порядке наследственного правопреемства.

  1. Теория  происхождения государства

За время существования  юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых  разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с тем, что  каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды  и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды  на разные аспекты процесса происхождения  и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения  государства принято относить:

1. теологическую (религиозная,  божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего  и внешнего);

8. экономическую (классовую). [6]

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела  под собой реальные факты: первые государства имели религиозные  формы, поскольку представляли собой  правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность.

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

  • вечны, незыблемы и святы;
  • их возникновение и упразднение не зависит от человека;
  • являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

  • принять государство и власть как данность, полученную свыше;
  • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
  • полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

- способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо  опровергнуть.

Современным инвариантом  теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. [2]

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство – своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

  • монарх является отцом всего народа;
  • благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
  • король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
  • власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
  • подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

  • способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
  • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства  и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;

- монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя. [4]

Договорная  теория возникновения государства

Теория общественного  договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так  называемый "общественный договор", который состоит в следующем: [3]

- первоначально люди находились  в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

- каждый преследовал только  свои интересы и не считался  с интересами других, что приводило  к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное  общество могло уничтожить само  себя;

- чтобы этого не случилось,  люди заключили "общественный  договор", в силу которого каждый  отказывался от части своих  интересов ради взаимного выживания; 

- в результате был создан  институт согласования интересов,  совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного  договора имела большое прогрессивное  значение:

  • были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  • сделан шаг к созданию гражданского общества;
  • фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу;
  • государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
  • теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
  • согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
  • в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком  данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная  действительность; зачастую государства  возникали другими путями - войнами,  насилием и при наличии иных  условий;

- ни одно государство  не возникло на основе договора  между гражданами (подданными) и  правителями;

- сам по себе общественный  договор между всеми членами  общества маловероятен в силу  различия интересов и слишком  большого числа жителей государства,  физически неспособных знать  и учитывать интересы друг  друга;

- общество воспринимается  одномерно, как единое целое,  в то время как в реальной  действительности оно разделено  на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие  разные интересы и враждебные  друг другу. [1]

Органическая  теория возникновения государства

Органическая теория возникновения  государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом  и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли.

Суть органической теории в том, что государство возникает  и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство,  как клетки - живой организм;

- государственные институты  подобны частям организма: правители  - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы  - кровеносной системе, которая  обеспечивает деятельность организма,  рабочие и крестьяне (производители)  – рукам, низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают  его жизнедеятельность), а господствующие  классы — внешние (оборона,  нападение) и т. д.;

- между государствами,  как в живой среде, идет конкуренция,  и в результате естественного  отбора выживают самые приспособленные  (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в.  н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Достоинствами органической теории является следующее:

    • восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
    • признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
    • оригинальность теории.

Информация о работе Теория происхождения государства. Наследование отдельных видов имущества