Теория многоуровневого управления в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Теория многоуровневого управления возникла в начале 90-х годов двадцатого века как продукт изучения теории европейской интеграции. Ряд исследователей решили проанализировать новые реалии в интеграции Европейских Сообществ, возникшие после подписания в 1992 году Маастрихтского договора. Первыми, кто заговорил тогда о многоуровневом управлении, были Лисбет Хуг и Гарри Маркс. Последний в своей работе «Structural policy and Multi-level governance in the EU» дал одно из первых определений понятия «многоуровневое управление». «Это система постоянных переговоров между связанными друг с другом правительствами на различных территориальных уровнях».

Содержание работы

1. Теория многоуровневого управления в ЕС
2. Современные подходы к модернизации управления (регионализация, децентрализация).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 35.92 Кб (Скачать файл)

Делая попытку объективно оценить  перечень проблем, требующих проработки для обновления внутреннего механизма  отдельно взятого предприятия, следует  назвать некоторые из них, определяемые внешними условиями. Они носят различный  характер, отражая специфику регионов и положение российской экономики  в целом. К проблемам регионального  уровня следует отнести слабое развитие рынка услуг. Такое положение  подталкивает крупные предприятия  формировать свою инфраструктуру, позволяющую  на, не всегда приемлемом, качественном уровне удовлетворять разноплановые, в том числе, специфические потребности.

Вынужденная ориентация промышленных предприятий на полное самообеспечение, с одной стороны, требует значительного отвлечения материальных средств, с другой стороны, усугубляет ситуацию с переизбытком основных фондов, необходимых для поддержания деятельности сервисного характера, что в итоге серьезно влияет на формирование конкурентоспособной цены выпускаемой продукции. Такой порядок общегосударственного хозяйствования необходимо рассматривать, как один из сдерживающих факторов, лишающий промышленные предприятия возможности адекватно реагировать на появившиеся рыночные условия и не способствующий их развитию.

Сложившаяся практика управления крупными промышленными предприятиями Российской Федерации, безусловно, требует изучения с последующим формированием  научного подхода по выработке жизнеспособных предложений для их интенсивного обновления. Обновление в первую очередь требуется в сфере создания технологии эффективного менеджмента, поскольку прогресс именно в этой области способен обеспечить позитивное развитие значительного большинства объектов хозяйствования.

Вследствие сказанного, становится очевидной необходимость совершенствования  механизмов управления типичным крупным  российским предприятием.

Зарубежная практика управления рассматривает  усилия по созданию эффективных механизмов менеджмента, как важнейшую задачу для успешного развития бизнеса  и укрепления предприятий и организаций. Это в свою очередь влияет на имидж  предприятий и фирм, делает их более  привлекательными для инвесторов, повышает их рыночную ценность. Все перечисленное  следует рассматривать, как единый, достаточно сложный механизм.

Изучение управленческого опыта  в экономически развитых странах  показывает, что деятельность крупных  предприятий в рассматриваемой  области носит систематический  характер. Затраты при планировании к реализации каждого из компонентов  управления носят глубоко осмысленный  характер (достигают 2-5% общих затрат при ведении бизнеса), а практику тиражирования эффективных механизмов хозяйствования можно квалифицировать, как повсеместную. Как правило, комплексные  работы по совершенствованию механизмов управления носят целевой характер, а форма организации всего  комплекса работ имеет статус целевого проекта.

Практика кадрового обеспечения  работ в рассматриваемой области  предполагает целенаправленную специальную  подготовку специалистов по весьма обширному  спектру научных знаний. Это находит  отражение и в требованиях  образовательных стандартов стран  Европы и Америки. Программы подготовки специалистов в университетах охватывают такие важные направления, как:

- стратегическое управление,

- моделирование бизнес-процессов,

- системы менеджмента качества,

- контроллинг,

- корпоративные системы ERP-класса,

- управление проектами.

Таким образом, можно констатировать, что современная практика создания эффективных механизмов управления предприятиями и организациями  в зарубежном опыте носит комплексный  целенаправленный характер и охватывает многие сферы деятельности в том числе науку и образование.

Анализ проблемных вопросов управления для характерных российских предприятий  и сравнительный анализ работы предприятий  развитых стран Западной Европы позволяет  сделать следующие выводы;

- сложившийся и практически  поддерживаемый уровень развития  функционального спектра управления  не имеет необходимой полноты  для обеспечения устойчивого   хозяйствования в изменяющихся внешних условиях;

- методическая наполненность российской практики управления не охватывает на современном уровне развития решение вопросов стратегического управления, маркетинговых исследований, управления качеством, управления затратами, подготовки персонала;

- уровень документального оформления  содержательной части функций  и процедур управления имеет  не  достаточную детализацию, а практика целевого ведения работ по комплексному совершенствованию механизмов управления незначительна;

- компьютерное обеспечение управленческой  и производственной деятельности  следует характеризовать, как  имеющее слабое развитие;

- практический опыт успешных  модернизаций с целью создания  современных механизмов управления  на предприятиях Российской Федерации  незначителен;

- уровень затрат для характерных  российских предприятий на создание  и поддержание технологий управления  чрезвычайно низок (менее 1% в  общей структуре затрат);

- уровень научного обоснования  и сопровождения практических 'работ  в рассматриваемой области требует  комплексного развития с охватом  различных областей знаний.

Несомненно, активизация практических работ по созданию эффективных механизмов и, следовательно, технологий управления востребованы временем. Промышленным предприятиям необходимо формировать  активную внутреннюю политику для решения  обозначенных проблемных вопросов.

Необходимость проведения реформ находит  все большее понимание у руководителей  промышленных предприятий. Анализ желаемых перемен неизбежно приводит каждого  компетентного руководителя к составлению  обширного перечня необходимых  мероприятий, отражающих суть предстоящих  изменений.

Однако, имеющий место некоторый  субъективизм в выборе этих приоритетов, ориентированный, в основном, на перманентное желание увеличения прибыли, тотальное  развитие маркетинга или повышение  квалификации кадров, не всегда соответствует  важнейшим задачам предприятия.

Упрощенное восприятие процесса реформирования и естественное желание осуществления  максимального количества необходимых  изменений в малый промежуток времени повышает риск в достижении ожидаемых результатов.

В этой связи представляется целесообразным предложить для приоритетного решениякомплексную задачу модернизации внутреннего механизма практически любого предприятия - создание интегрированной технологии управления с охватом наиболее важных системообразующих компонентов:

- управления качеством,

- управление информацией,

- управление затратами.

Такое решение в сочетании с  еще одним всеохватывающим компонентом - управление персоналом позволит начать созидательное движение в этой весьма не простой сфере деятельности. Такой  подход в методологическом плане  будет в достаточной мере соответствовать  принципам TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), что является общепризнанной тенденцией в мире.

Раскрывая содержательную часть предлагаемого  комплекса, следует рекомендовать  ввести в практику работы крупных  промышленных предприятий:

- создание в соответствии  со стандартами ISO серии 9000 систем  качества и их последующую  сертификацию;

- создание корпоративных интегрированных  информационно-управляющих систем ERP-класса (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), работающих в режиме реального времени;

- разработку (построение) и внедрение  организационно-методических комплексов  контроллинга.

Последнее из выше перечисленного требует  особых пояснений.

Рассматривая методические аспекты  управления предприятием в экономически развитых странах, целесообразно сделать  акцент на практическом использовании  методологии контроллинга. Практическое применение контроллинга, как эффективного инструмента с развитыми системами учета и планирования, позволяет обеспечивать руководителей различных уровней необходимой управленческой информацией. Объективная полнота и высокая степень детализации такой информации в сочетании с автоматизацией ее сбора и последующей высокопроизводительной компьютерной обработкой, создает возможность гибкого управления затратным механизмом предприятия. Техническое обеспечение решения таких задач осуществляется, как правило, с использованием упомянутых выше гибко настраиваемых информационно-управляющих ERP-систем.

В целом, следует отметить невысокий  практический уровень проработанности  организационных, методических и технических  решений для широкого применения контроллинга в отечественной практике управления. Можно констатировать, что глубоко осмысленное практическое приложение контроллинга на текущий момент носит скорее исключительный характер, нежели нормы.

Трактовка и практическое приложение контроллинга в современном управлении имеет различные варианты. С одной стороны это объясняется спецификой применения этой методологии и внутренней политикой предприятия, с другой - некоторой открытостью для научного осмысления этой предметной области. Все это представляет интерес и для практических работников, и для профильных специалистов.

 

Территориально-политическая децентрализация может рассматриваться  как целенаправленная политика, проводимая государством в рамках процесса регионализации.  Децентрализация представляет собой сознательно выбранное направление в региональной политике государства. В процессе децентрализации идет развитие самоуправления в регионах и на местах, процесс принятия политических решений частично смещается в сторону регионов. Центр разгружает себя от части полномочий, передавая их на места и способствуя развитию самоуправления.

Важной  составляющей децентрализации является деволюция — передача полномочий от центра к регионам и структурам самоуправления на местах.

Особым процессом является федерализация — развитие федеративных отношений в государстве, переход от унитарной к федеративной модели.

Федерализацию и  децентрализацию необходимо отличать друг от друга. Эти два процесса могут совпадать в том случае, если происходит реорганизация унитарного, централизованного государства на федеративных началах. Однако возможна и противоположная ситуация, когда автономные политии объединяются в федерацию. В таком случае федерация появляется в результате процессов централизации, создания нового государствообразующего центра. В последнем случае можно говорить о своеобразном процессе "федеративной централизации".

Для описания процессов децентрализации  и федерализации следует определить понятие "асимметрия". Речь идет об асимметрии территориально-государственного строительства. Асимметрия предполагает наличие статусных и иных политических различий между регионами в государстве, когда можно говорить о существенных межрегиональных различиях.

Территориально-политическую асимметрию не следует путать с неоднородностью (гетерогенностью) региональной структуры. Различия между регионами существуют всегда, они обусловлены этнокультурными, социально-экономическими и природно-географическими факторами. Территориально-политическая асимметрия относится к политическому неравенству регионов, различиям, связанным с их статусом и объемом полномочий. Она возникает в результате неравномерности в процессах децентрализации (или "федеративной централизации"), когда одни регионы получают более высокий политический статус, а другие — более низкий. Выше на примере административно-территориального деления можно было увидеть статусные различия между регионами в некоторых федерациях (когда одни регионы не имеют статуса субъектов федерации, или, наоборот, в государстве есть автономные регионы, наличие которых позволяет говорить о нем как о федерации).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Стрежнева М. «Трансправительственные сети» в ЕС. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики, том 6, №1, январь-апрель 2008г.

2) Стрежнева М. «Сетевой компонент в институциональном устройстве Европейского Союза»// Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики, том 3, №3 (9), сентябрь-декабрь 2005 г.

3) электронный ресурс : [http://konservatizm.org]

4) электронный ресурс : [http://www.creativeconomy.ru]

5) электронный ресурс : [http://nicbar.narod.ru]


Информация о работе Теория многоуровневого управления в ЕС