Сущность метода управления по целям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 00:11, реферат

Описание работы

Фирма состоит из группы людей, которые действуют вместе для достижения общих поставленных целей. Из этого можно сделать вывод, что одно из важнейших мест в структуре любой фирмы или организации занимают цели, поскольку для их достижения и проводится вся работа в фирме. Если в фирме или организации нет никаких целей, то эта контора не сможет просуществовать какое-либо продолжительное время. Однако при этом цели являются весьмо спорным вопросом, когда речь заходит о понимании организации. Некоторые специалисты пологают, что цели нужны при анализе организационного поведения, тогда как другие наоборот стараются уменьшить их значение.

Файлы: 1 файл

Menedzhment (1).docx

— 45.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения приоритетности выделяют:

- во-первых, необходимые  цели, достижение которых решающим  образом влияет на положение  организации, подразделения или  отдельного работника;

- во-вторых, желательные, реализация  которых позволяет в определенной  степени улучшить положение дел  и создать дополнительные гарантии  стабильности, и наконец, в-третьих, возможные цели, достижение которых  в принципе в данный момент  ничего не меняет.

Цели могут иметь троякую направленность: на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции; на осуществление той или иной деятельности, скажем, совершенствование технологии; на достижение определенного состояния объекта управления -- приобретение работником новой профессии.

С точки зрения особенностей взаимодействия цели могут быть:

  • - безразличными по отношению друг к другу (индифферентными);
  • - конкурирующими;
  • - дополняющими (комплиментарными);
  • - исключающими друг друга (антагонистическими);
  • - совпадающими (идентичными).

Наконец, цели можно рассматривать по уровню. Здесь выделяется миссия, общеорганизационные и специфические цели.

Миссия создает у окружающих представление об организации, ее философии, предназначении, социальной ответственности перед обществом и своими работниками, предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре, морально-психологическом климате, наиболее привлекательных сферах деятельности, обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп.

Миссия отражает также задачи фирмы в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, создает основу для формулировки конкретных целей -- общих и специфических, выработки стратегии, распределения ресурсов на различных организационных уровнях, ориентирует текущую деятельность управляющих.

На формулировку миссии влияют такие факторы, как исторические традиции, конкурентные преимущества, существующий потенциал организации, угрозы, мнение заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства.

Общие цели (их обычно бывает от 4 до 6) отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Первые связаны, например, с достижением ее устойчивости, обеспечением необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выходом на внешние рынки и т.п. Вторые - с отдельными конкретными сферами работы (функциональными директивами) - финансовой, маркетинговой, кадровой и являются заданиями для соответствующих служб.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении (стратегической хозяйственной единице) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно они охватывают уже средне-- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.

Специфические цели бывают операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые - перед подразделениями.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задача - это совокупность требований предпринять действия в конкретной ситуации, реализующаяся как серия работ, работа, или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки.

Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но количественными, пространственными и временными характеристиками.

Таким образом, цели организации разнообразны, и существует множество оснований для их классификации. Важно, чтобы все цели конкретной организации были взаимосвязаны, не противоречили друг другу и соответствовали предъявляемым к ним требованиям.

 

3. Этапы управления по  целям. Внедрение системы "Управление  по целям"

Метод управления по целям состоит из следующих этапов:

1. Планирование деятельности  и постановка индивидуальных  целей

2. Текущий контроль за результатами деятельности и обмен информацией (обратная связь)

3. Промежуточная и итоговая  оценка результатов деятельности  персонала.

Вспомогательными и обязательными инструментами являются система мотивации и информационная система.

Первый этап управления по целям - планирование деятельности и постановка индивидуальных целей - является основой для всех других и на него действительно падает самая большая нагрузка. Он включает:

  • - разработку дерева целей - "матрешек" на всех уровнях и направлениях (стратегических и оперативных);
  • - формулирование целей, удовлетворяющее требованиям к постановке целей;
  • - грамотную расстановку приоритетов (на всех направлениях и уровнях);
  • - координацию, увязывание целей подразделений на одном уровне и на разных уровнях;
  • - согласованность и сбалансированность личных и корпоративных целей.

От качества его проработки зависит прохождение всех остальных этапов и в результате достижение поставленных целей.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.

В современных условиях миссия и общеорганизационные цели часто формируются в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления.

Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Одни организации это делают по мере накопления изменений; другие - в зависимости от конкретной ситуации; третьи - систематически, на основе отслеживания тенденций, не дожидаясь серьезных потрясений.

С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

1. Выявление и анализ  тех тенденций, которые наблюдаются в окружении.

2. Установление целей для организации в целом.

3. Построение иерархии  целей.

4. Установление индивидуальных  целей.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов.

Достижение целей организации требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников организации, т.е. совокупности поступков, активного поведения. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей. Прежде всего, следует заблаговременно создать для нее необходимые условия в виде предпочтительных позиций в тех или иных областях, предотвращения влияния как в настоящее время, так и в будущем неблагоприятных обстоятельств, особенно тех, последствия которых могут быть необратимыми.

Само осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить. Эффективная деятельность по достижению целей сегодня невозможна без свободы маневра, которая предотвращает возможность попадания в тупиковую ситуацию. Если такая свобода отсутствует, то часто приходится выжидать, что может привести к потере выгодного момента для начала действий. Свобода маневра обеспечивается постоянной готовностью к ним, поиском резервов, созданием условий для полного использования предоставляющихся возможностей. Важнейшим условием эффективной деятельности сегодня являются ее максимальная автоматизация и компьютеризация. Они позволяют освободить человека не только от тяжелой работы, но и от рутинных операций; сковывающих его творческие способности и возможности

Наконец, значительное повышение эффективности производственной и управленческой деятельности, направленной на достижения целей организации, возможно в том случае, когда ее члены отождествляют эти цели с собственными. Это делает возможным применение так называемою управления по целям, получающего сегодня на Западе все более широкое распространение. Методика анализа, процесс формирования целей укрупнено представляется тремя этапами:

1 Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, схемы развития и размещения  производительных сил, мировой и  отечественный опыт и т.д.;

2 Написание сценария. Сценарий  представляется как инструмент  упорядоченности нашего представления  о будущем. Систематизация черт  этого будущего в едином документе.

3 Декомпозиция целей. Основываясь  на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей, является модель - «дерево целей».

Организационные системы представляют собой системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей. В самом определении организационной системы заложен целенаправленный характер её функционирования. В процессе анализа целей организационных систем был предложен целый ряд принципов и условий их классификации. Так, можно разделять их на общие и частные, внутренние и внешние, количественные и качественные и т.д. В организационных системах существуют состязательность и взаимодополняемость целей.

Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов. В идеале, когда сотрудники сами вовлекаются в процесс постановки целей и определения направления действий, необходимых для их достижения, в этом случае сотрудники более мотивированы на выполнение их обязанностей.

Заключение

 

На сегодняшний день фирма является сложным хозяйственным механизмом, нуждающимся в профессиональном грамотном управлении. Эта сложность вызвана тем, что управление требует обеспечения четкого взаимодействия и координации не только хозяйственного механизма в целом, но и всех его подразделений в отдельности. Кроме того, на сегодняшний день, серьезную роль в управлении фирмой играет управление по целям.

Управление по целям, является очень эффективным способом управления, однако он нуждается в точности, а так же в настойчивости и терпении. Нужно выделять на него большое количество времени, только тогда получится создать работающую систему УПЦ. Очень важно довести создание системы до конца, и запустить ее в работу, а затем следить за правильностью ее применения. Так же важным моментом является введение системы УПЦ в момент, когда реально нужна для фирмы и для ее работы соблюдены все нужные условия. Неполное применение УПЦ или введение недоделанной системы только дискредитирует ее в глазах как руководства, так и работников фирмы. После этого попытка вторичного внедрения системы, когда система будет доработана и правда нужна, будет встречена уже с некоторым сопротивлением.

Система управления по целям является инструментом управления "второго порядка". В связи с этим наилучший эффект этот иснтрумент дает при введении в фирмах, которые уже благополучно решили все основные проблемы роста. В случае, если в фирме не проводилось еще целенаправленной работы по анализу собственного состояния, не проходила работа по выявлению резервов, то начинать задачу по переходу на систему управления по целям явно еще рано.

Значение цели в процессе управления имеет очень большую роль. Определение цели - это первый и самый ответственный его этап, поскольку от выбора цели зависит непосредственно сам процесс управления. Серьезное значение имеет цель управления при организации и практической реализации принимаемых управленческих решений. В обязанности менеджера входит четкое и ясное доведение до исполнителей сути цели с тем, чтобы она правильно была понята, являлась стимулом к высокопроизводительному труду.

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Соблюдение этих требований задает целям организации системный характер.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цели и задачи, поставленные мной в данной работе, достигнуты полностью, тема раскрыта. 
Используемые материалы

 

1. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М. 2007. 432 с.

2. Тарелкина Т. Управление по целям // Менеджмент сегодня. №1 - 2009. - №1. 28 с.

3. Теория управления /под  ред. А.Л.Гапоненко - М.: Изд-во РАГС, 2005. 252 - 558 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994. - 241с.

 

 

1 Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М. 2007. С. 113.

2 Тарелкина Т. Управление по целям // Менеджмент сегодня. - 2009. - №1. С. 24.

3 Теория управления /под ред. А.Л.Гапоненко - М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 252 - 256.


Информация о работе Сущность метода управления по целям