Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:00, реферат

Описание работы

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года было заявлено, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами, провозглашает полный государственный суверенитет республики во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.

Файлы: 1 файл

права чаловека реферат.docx

— 65.07 Кб (Скачать файл)

*          прекращения  или изменения правоотношения, например, решение о выделении доли из  общего имущества, решение о  расторжении договора купли-продажи в случае продажи покупателю вещи ненадлежащего качества;

*          взыскания  с лица, нарушившего право, причиненных  убытков, а в случаях, предусмотренных  законом или договором, неустойки  (штрафа, пени);

*          иными  способами, предусмотренными законом.

В ст. 11 нового ГК РБ кроме вышеперечисленных  способов называются:

*          признание  оспоримой сделки недействительной  и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применение последствий ее недействительности;

*          самозащита  права;

*          компенсация  морального вреда;

*          неприменение  судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего законодательству;

Как и в ныне действующем ГК, перечень способов защиты гражданских  прав в новом кодексе не является исчерпывающим.

Все перечисленные способы можно  сгруппировать, выделив способы, применяемые  только судом, способы, которые могут  быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту гражданских прав субъектом права без участия суда.

Некоторые способы защиты могут  быть применены не только судом, но и другим правоприменительными органами. Например, в случае совершения индивидуальных или согласованных действий, запрещенных Законом РБ “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” и нарушающих права граждан и юридических лиц, Государственный антимонопольный комитет вправе дать предписание о прекращении нарушения, восстановлении первоначального положения, изменения договора, отмене неправомерного акта и др.

Анализируя законодательство, обеспечивающее право на судебную защиту, законы можно условно разделить на:

•        предоставляющие  право на судебную защиту в общей  форме, т.е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям;

•        устанавливающие  право граждан на судебную защиту в частных случаях, т.е. на защиту конкретных прав, либо на защиту от нарушений  со стороны определенных органов и должностных лиц.

Гражданский кодекс можно отнести  к первой категории. Так как в  нем говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором.

Общепризнанным является тот факт, что наиболее совершенной формой защиты является судебная форма. Именно поэтому она стремительно развивалась в последнее время.

Судебная форма защиты наиболее приспособлена к разрешению спорных  и сложных правовых вопросов в  силу детального регулирования порядка  рассмотрения дел с участием заинтересованных ляд, наличия всесторонних гарантии вынесения законного и обоснованного решения.

Однако в кодексе также предусмотрен такой способ защиты, как самозащита. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или соответствующим закону договором не предусмотрено иное.

Способы защиты в гражданском праве  могут быть классифицированы на группы:

1   применяемые судом;

2   применяемые органами государственной  власти и местного самоуправления (а также их структурными подразделениями);

3   применяемые непосредственно  управомоченными лицами, чьи права нарушены.

К первой группе следует отнести:

- признание права. Подобный способ применяется при наличии угрозы нарушения гражданских прав, подвергающихся оспариванию. Примером его могут быть решения судов о признании права собственности;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Определяющим для применения этого способа является факт совершения противоправных действий, ответной реакцией на которые будет решение суда;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности. Следует иметь в виду, что судебная практика исходит из того, что иски о признании ничтожной сделки недействительной допустимы, хотя она и является таковой в силу прямого указания закона. Данный способ характерен тем, что применяется судом к сделкам по искам лиц, чьи права этими сделками нарушены. Основанием предъявления подобных исков служит несоблюдение хотя бы одного из условий недействительности;

- признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Этот способ защиты специфичен тем, что нарушение гражданских прав происходит вследствие издания упомянутых актов по вопросам, не входящим в компетенцию названных органов или превышения их полномочий. Причем данные акты должны быть адресованы конкретным лицам или группе лиц, т. е. не носят нормативного характера. Что касается нормативных актов, то они могут быть оспорены лишь в случаях, предусмотренных законом. Специфику данного способа составляет то, что его применение автоматически влечет за собой другие способы защиты. В противном случае вместо надлежащей защиты имел бы место лишь факт констатации нарушения гражданских прав;

- присуждение к исполнению обязанности. Им защищаются нарушенные права кредиторов по обязательствам вследствие уклонения должника от передачи вещи, выполнения обусловленных работ, оказания оговоренных услуг или передачи денег;

- возмещение убытков может иметь место только в случае причинения убытков, как по обязательственно-правовым, так и вещно-правовым искам. Под убытками законодатель понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

- взыскание неустойки в качестве способа защиты применяется в случае, когда исполнение обязанности должника обеспечивается предусмотренной законом или договором неустойкой. Неустойка не взыскивается, если обязанности исполняются надлежащим образом;

- компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину иные нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на, нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред;

- прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось (например, перенос срока исполнения при восполнении недопоставки, выселение правонарушителя из занимаемого им жилого помещения).

- неприменение судом противоречащему законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления подразумевает обязанность суда обосновать неприменение, указать, чему противоречат перечисленные акты.

Последовательность совершения процессуальных действий предусмотрена гражданским  законодательством. И все отношения  носят системный характер и приводят к осуществлению защиты права  только при наличии определенных законом их совокупности. В силу этого защита права в гражданском  судопроизводстве протекает в специфической форме, именуемой гражданской процессуальной формой. Ее задача – обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов заинтересованных в исходе дела лиц.

Из всех известных правил о процедурах защиты права закон именует процессом, как правило, лишь порядок судопроизводства. При этом он предусматривает не только детальный порядок рассмотрения и разрешения дел, проверки законности и обоснованности решений, но и обеспечения принудительного исполнения принятых решений.

Нормы гражданского процессуального  права определяют все этапы судебной защиты права, т.е. порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел судами первой инстанции и вышестоящими судами, а также порядок принудительного исполнения как судебных решений, так и ряда иных актов защиты в отношении граждан.

Таким образом, судебная власть при  защите прав граждан осуществляется общими судами в пределах, урегулированных  гражданским процессуальным законодательством. Оно, согласно ст.3 ГПК, регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникают, из административно-правовых отношений, дел производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства, рассмотрении гражданских дел и исполнении юрисдикционных актов осуществляется защита прав, вытекающих практически из всех отраслей прав. Гражданская процессуальная судебная форма защиты в силу этого носит универсальный характер.

Защита прав и свобод личности в  административном процессе

В Конституции Республики Беларусь устанавливается правило о том, что государственные органы, должностные  лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции  принимать необходимые меры для  осуществления и защиты прав и  свобод граждан.

Эти органы и лица несут ответственность  за действия, нарушающие права и  свободы личности.

В настоящее время важное значение имеет обеспечение прав и свобод граждан непосредственно аппаратом  исполнительной власти и надзорных  органов. Необходимо заметить, что в ст. 40 Конституции Республики Беларусь провозглашено право индивида направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Судебный контроль за законностью  действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).

В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина.

В процессуально-исполнительном кодексе  об административных правонарушениях может быть заложена позиция о процедуре обжалования неправомерных действий администрации и должностных лиц.

Один из наиболее полных перечней способов защиты прав и свобод граждан был предложен Н.Г Салищевой:

-   судебный контроль за деятельностью администрации, имея в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможную организацию системы органов административной юстиции;

-   административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. К такому же способу можно отнести президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

-   организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) граждан в органах исполнительной власти;

-   прокурорский надзор за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти, а также за органами местного управления и самоуправления;

-   контроль со стороны представительных органов государственной власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом общего требования разделения законодательной и исполнительной властей.

Однако данный перечень способов и  средств защиты прав и свобод человека недостаточно полон, и предлагаем дополнить его административно-правовой защитой милицией личных прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности и защитой прав осужденных.

Судебный контроль за законностью  действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).

В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина.

Хотелось бы так же отметить роль Президента Республики Беларусь в административном процессе. Функции Президента как гаранта прав человека – издавать нормативные правовые акты. В соответствии со ст.85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории нашего государства. Право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент, могут использоваться им для защиты прав человека.

Информация о работе Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь