Судебная власть в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 15:27, реферат

Описание работы

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КПРФ.docx

— 79.42 Кб (Скачать файл)
  1. принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; 

  1. разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке; 

  1. укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов в течение одного - двух лет, обязательного повышения в ней квалификации судей федеральных судов (один раз в три года), а также судей конституционных, уставных судов и мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами Российской Федерации и Российской академией правосудия; 

  1. принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей; 

  1. повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера. 

 

    Проблема эффективности системы правосудия до настоящего времени не потеряла своей актуальности, и по-прежнему перед обществом стоит необходимость решения определенного круга задач, направленных на существенное продвижение в ее решении.

 

    Это следующие задачи: 

  • дальнейшая теоретическая проработки основных направлений развития судебной системы, 

  • выработка концептуальных подходов к повышению эффективности деятельности каждого вида судов. 

 

     При этом необходимо:

  • освободить суды от выполнения несвойственных правосудию функций;

  • перераспределить нагрузку между судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами;

  • разрешить вопрос о форме осуществления административного судопроизводства с принятием соответствующего закона;

  • критически осмыслить и скорректировать регулирование деятельности лиц, оказывающих гражданам и юридическим лицам помощь по юридическим вопросам, поскольку в действующем виде оно не обеспечивает в полной мере доступа к правосудию;

  • обеспечить более широкое применение досудебных процедур разрешения споров.

 

      Необходимо осуществить комплекс мер по кадровому обеспечению эффективного правосудия и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Основными из них являются:

  • законодательное обеспечение сочетания независимости судей с ответственностью за принимаемые ими судебные решения; 

  • усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей; 

  • введение обязательного декларирования имущественного состояния судей и членов их семьи, принятие иных мер по устранению взяточничества;

  • организация механизма анализа судебных решений, позволяющего реагировать на поведение судей, систематически принимающих сомнительные судебные решения; повышение денежного содержания сотрудникам всех органов (МВД, ФСБ, ФСИН, ФССП и т.д.), принимающих участие в осуществлении правосудия, которое бы делало его соразмерным с денежным содержанием судей, работников органов прокуратуры;

  • организация системы обучения кандидатов на судейские должности;  
    разработка силами ВККС совместно с кадровой комиссией Администрации Президента, высшими судебными органами и органами, привлекаемыми к проверкам кандидатов на должности судей, полного перечня критериев отбора таких кандидатов в судьи и закрепление их в одном документе; 

  • ускорение процедуры назначения судей, исключение создавшейся ситуации, когда после положительного заключения квалификационных коллегий судей до назначения часто требуется время не менее года; введение нормативного финансирования судов;

  • разработка программы строительства дворцов правосудия; 

  • создание системы обеспечения судей жильем; повышение уровня компьютеризации и информационного обеспечения деятельности судов;

  • принятие Российской Федерацией обязательств по соблюдению ратифицированных Советским Союзом международных соглашений в области прав человека, а также подписание договоров от имени Российской Федерации предполагают в продолжение судебно-правовой реформы сделать акценты на повышении прозрачности, открытости судебной системы и обеспечении контроля над ней со стороны общества.

 

    Совершенствование и развитие российского законодательства, направленное на обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности судей, должно осуществляться с учетом не только российской практики правоприменения, но и международных договоров, и соглашений.

     В последнее время в нашей стране делается все необходимое для того, чтобы российская судебная система стала более открытой и доступной, однако, как представляется, доступность – это не бесплатность. Существующие пошлины, которые предполагает современное законодательство, – это проблема, над которой стоит задуматься.

       В обществе должны понимать, что обращение в суд – это крайняя мера. Работа суда – это высокозатратная функция государства, на которую идут средства налогоплательщиков, и когда некоторые «сутяжники» специально затягивают судебные процессы, государство должно создать такие условия для таких недобросовестных истцов и ответчиков, чтобы они поняли, что обращение в суд может стать для них разорительной процедурой.

       Жизнь права никогда не была жизнью логики, она всегда была жизнью опыта. Особенно это характерно для России. И в этой связи роль суда, судьи неизмеримо возрастает. Вырастают требования общества к судье, и поэтому проблема совершенствования отбора судейского корпуса должна быть всегда в центре внимания власти.

        Иногда приходится сталкиваться с мнением, что рост числа обращений граждан в суд является показателем роста правовой культуры граждан. Как представляется, это не так. Скорее напротив, это показатель нездорового состояния общества, это симптом его социального нездоровья и скорее всего кризиса правовой системы. В обществе по-прежнему сохраняется настороженное отношение к судебной системе, которая является традиционной для России, и потребуется еще немало времени, чтобы этот разрыв преодолеть. Пути же преодоления этого отношения связаны с открытостью, доступностью и возможностью общественного контроля принимаемых решений. 

Заключение    

Судебная власть есть одна из трех основных ветвей государственной власти. Функции судебной власти можно условно разделить на основные и вспомогательные. Основной функцией судебной власти, выражающей ее сущность, является правосудие. Другие ее функции непосредственно сущность судебной власти не отражают и являются обеспечивающими по отношению к правосудию. К ним можно отнести: судебный контроль, конституционный контроль, толкование Конституции, судебный надзор, воспитательная функция, функция предупреждения правонарушений, выступление с законодательной инициативой, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.     

 Судебная власть представляет собой определенным образом структурированную совокупность органов, образующих систему. Судебную систему Российской Федерации следует определить, как совокупность обозначенных в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» федеральных судов и судов субъектов РФ, построенных в соответствии с их компетенцией и призванных обеспечить защиту прав и свобод человека, и гражданина, государственных и общественных интересов, законность и правопорядок.     

Основные принципы судебной власти в РФ следующие: осуществление правосудия только судом, самостоятельность судов, независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечение права граждан на судебную защиту, состязательность и равноправие сторон, (принцип гласности), принцип презумпции невиновности, участие граждан в отправлении правосудия.    

Являясь самостоятельными ветвями государственной власти, законодательная и судебная власть имеют множество форм взаимодействия. Судебная власть включается в механизм взаимодействия с законодательной в большинстве случаев через Конституционный Суд РФ.     

В механизме взаимодействия исполнительной и судебной властей, преобладают контрольные полномочия судебных органов. Судебная власть контролирует деятельность Правительства РФ, конституционность принимаемых ею актов, не допуская тем самым нарушений этой ветвью власти прав и свобод человека, и гражданина. Исполнительная власть также оказывает определенное влияние на деятельность судебной власти, обеспечивая материально-техническое и кадровое обеспечение судов.    

Таким образом, судебная власть играет значительную роль в механизме осуществления государственной власти в РФ на основе системы «сдержек и противовесов». Основной задачей совершенствования судебной системы на современном этапе является создание качественного правосудия, которое помогает «нашим гражданам непосредственно в нашей стране». 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996.
  3. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  4. Лазарев В. А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2007.
  5. Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.
  6. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005.
  7. Попова Ю. А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2008. № 3. С. 12-18.
  8. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.
  9. Салищева Н. Г., Абдуллаев Е. В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2004.
  10. Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.

 

 

 

 

1 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.10.

 

2 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.15.

3 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. Ст.118.

4 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.120.

5 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.121.

6 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.123.

7 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.19,123.

8 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.32.

9 Конституция РФ –М.: издательство «Омега-Л»,2012. ст.118.

10 ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ», ст.3.

 

 


Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации