Субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:26, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Субъекты административного права" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
1. Понятие и виды субъектов административного права РФ……………………...............................................................................................3
2. Граждане как субъекты административного права………………………………………………………………………………...5
3. Общественные объединения как субъекты административного права………………………………………………………………………………...8 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права……………………………………………………………………………….10
5. Государственные служащие как субъекты административного права…….13 Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

   Добровольность формирования- важнейший признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по  своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях  соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами ,позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

    Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Запрещается  создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. Из этого вытекает,что органы юстиции включают  их в единый государственный реестр юридических лиц.

   Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным.

   Во-первых, общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность   в  полном объеме и самостоятельно.

    Во-вторых, общественные объединения участвуют в осущевстлении отдельных управленческих функций.

   Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

    Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

    Деятельность общественных объединений может быть приостановлена  на определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

    Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда или общего  собрания, либо в судебном порядке.

Решение о ликвидации общественного  объединения ,являющегося юридическим  лицом ,направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.5

 

4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права.

Органы исполнительной власти представляют собой такую  организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением.

  Административная правоспособность  и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

   Классификация органов исполнительной  власти производится по территориальному  масштабу деятельности и характеру компетенции. С учётом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: Федерального и Субъектов России.

 В систему органов исполнительной  власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства  и иные федеральные органы исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департамент, главное управление и агентство); в масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти, которые образуются самими субъектами Федерации.

В зависимости от объёма и характера  компетенции органы исполнительной власти подразделяются  на:

 а) органы общей компетенции,  осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство, местные администрации ;

 б) органы отраслевой компетенции, осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

 в) органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор, структурное подразделение администрации).

  Правовое положение органов исполнительной власти, как субъектов административных правоотношений, определено соответствующими нормативными актами.

   Правовое положение Президента  Российской Федерации определено в гл.4 Конституции. Президент является главой государства, а не главой исполнительной власти. Как глава государства, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры  по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности, выступает Гарантом прав и свобод человека и гражданина.

     Субъектом административного  права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов при вступлении, в должность он приносит народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России.

Президент, по вопросам отнесённым к  его ведению, издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны.

    Совет безопасности Российской Федерации, как консультативный орган Президента, дающий ему возможность определять стратегию развития общества, действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года. Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами.

Исполнительную власть в масштабах  всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации, правовое положение которого определено гл.6 Конституции.

     Правительство  издаёт постановления и распоряжения . Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает порядок досрочной отставки Правительства.

Правовой статус федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти определяется Положениями о них.

      Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти.

  Наряду с системой органов  исполнительной власти в Российской  Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. Укрепление государственности - важнейшая задача . Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ими. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения. Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края, области.

    Каждый орган исполнительной  власти как субъект административного права имеет определённые  организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчиненными органами управления и внутреннее построение отдельных органов. Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом.6

 

5. Государственные служащие как субъекты административного права.

До недавнего времени под  государственными служащими понимался широкий круг граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных организациях.

    Федеральным государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Должность -основа характеристики правового положения служащего .

    Федеральная государственная должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе , необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права.

Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов: законности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных ) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих; стабильности государственной службы.

   Необходимым условием реализации  государственно-служебных отношений  является определение не только  должностного положения каждого  государственного служащего, но  и других участников государственно-служебных  правоотношений - особенно конкретных  государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.

   Государственно - служебные отношения  делятся  на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Это деление является основополагающим и при характеристике государственного служащего как субъекта административного права, поскольку позволяет проводить различие между должностными лицами, обладающими государственно властными полномочиями, и государственными служащими , такими полномочиями не наделенными.

    Внутри - организационные  правоотношения возникают у каждого   государственного служащего на  основе законодательства в связи  с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность.

    Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и тп.

    Внешними считаются те государственно - служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным            служащим   и    другими субъектами   ( гражданами,  государственными и не государственными организациями ) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий . Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности . Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделён государственно - властными полномочиями  - должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, могут быть участниками лишь внутренних ( внутриорганизационных ) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

  Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно - служебных отношений.

    Установление  обязанности делает необходимым  существования права ; совокупность обязанностей и прав предопределяет содержание государственно - служебных отношений. Обязанности и права устанавливаются не для каждого государственного служащего, а для должности, поэтому зависят от задач и функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и права: руководителей других должностных лиц, а также всех государственных служащих.

  Законодательством определены  порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов и другие вопросы прохождения службы.7

Информация о работе Субъекты административного права