Субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права……………………...4
1.1 Понятие и виды субъектов административного права……………………………………4
1.2 Правовой статус субъекта…………………………………………………………………...5
Глава 2. Субъекты административного права……………………………………………..7
2.1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………….……………………………………………7
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права…..10
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права……………..13
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права…………………15
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………….…………………..20

Файлы: 1 файл

Административное право (Курсовая).docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

Во-первых, общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность в полном объеме и самостоятельно.

Во-вторых, общественные объединения участвуют в осуществлении отдельных управленческих функций.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов  общественных объединений, размерами  получаемых ими средств и уплатой  налогов.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции  Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также  совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного  объединения осуществляется либо по решению съезда или общего собрания, либо в судебном порядке.

Решение о ликвидации общественного  объединения, являющегося юридическим  лицом ,направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

 

2.4 Государственные служащие  как субъекты административного  права.

 

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно-политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с  их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Классификация органов исполнительной власти производится по территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции. С учётом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней:

Федерального и Субъектов России.

В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные службы, федеральные  надзоры, департамент, главное управление и агентство); в масштабе субъектов  Федерации - соответствующие органы исполнительной власти , которые образуются самими субъектами Федерации.

В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство всеми  или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство, местные администрации);

б) органы отраслевой компетенции, осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами  деятельности (министерство, структурное  подразделение администрации);

в) органы межотраслевой  компетенции, осуществляющие межотраслевое  регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный  комитет, федеральный надзор, структурное  подразделение администрации).

Правовое положение органов  исполнительной власти, как субъектов  административных правоотношений, определено соответствующими нормативными актами.

Исполнительную власть в  масштабах всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации, правовое положение которого определено гл.6 Конституции. Согласно указу Президента от 10 января 1994 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти»10 исполнительная власть двухступенчатая: Правительство России и федеральные органы, часть из них подчинена правительству, а другая непосредственно Президенту.

Правительство издаёт постановления  и распоряжения. Свои полномочия Правительство  слагает перед вновь избранным  Президентом. Конституция предусматривает  порядок досрочной отставки Правительства.

Правовой статус федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти определяется Положениями о них.

Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти.

Наряду с системой органов  исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные  представительства, дополняющие эту  систему. Укрепление государственности - важнейшая задача. Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ними. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения. Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края, области.

Каждый орган исполнительной власти как субъект административного  права имеет определённые организационную  структуру и штаты. Организационная  структура предполагает вертикальную связь между соподчиненными органами управления и внутреннее построение отдельных органов. Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом.

 

 

Заключение

 

В государственном управлении принимают участие различные  субъекты административного права, наделенные соответствующими правами  и обязанностями, которые позволяют  им активно участвовать в общественной жизни, удовлетворять свои материальные и социально-культурные потребности.

В период перехода России к  новой социально-экономической формации и новой политической системе  появилось много новых субъектов, ранее не известных административному  праву. Среди них – новые общественные организации, акционерные общества, совместные предприятия, коммерческие банки, предприниматели, предприятия-банкроты, казенные предприятия, различные координационные  органы, в том числе в рамках СНГ, и многие другие. Естественно, возникла необходимость определить их правовое положение как субъектов права  вообще и административного права, в частности.

Пока еще нет федерального закона об исполнительной власти Российской Федерации и ее организации. Поэтому  на практике возникает много вопросов, касающихся задач и функций ее органов, пределов их ответственности  за неблагоприятные последствия  их деятельности, а также соотношения  законодательной и исполнительной власти. Очень серьезная проблема – правильное определение места, роли и компетенции министерства в период перехода к рыночным отношениям.

Требуется фактически воссоздать систему государственного контроля. Старая система контроля разрушена, а новая не создана. Это - одна из основных причин явления, получившего  название правового беспредела. Существует настоятельная необходимость в  значительном расширении объема контрольных  полномочий в отношении негосударственного сектора экономики, особенно за соблюдением  законодательства о труде, где допускается  большое количество правонарушений. Об этом можно судить по количеству и характеру писем и жалоб, поступающих на имя Президента и  в Правительство, в суды всех уровней, в том числе в Конституционный  Суд России.

Жесткий государственный, административный контроль необходим и в сфере  производства товаров и услуг  для населения, особенно в сфере  взимания налогов.

Коренным образом меняется законодательство о государственной  службе и государственных служащих. В России пока нет стройной системы  государственной службы; еще не получила законодательного закрепления кадровая политика государства; во многих субъектах  Федерации отсутствует их законодательство о государственной службе. Среди  нормативных правовых актов по вопросам государственной службы сейчас преобладают  подзаконные акты. Такое положение  нельзя считать нормальным, так как  важнейшие положения, например, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности, денежного и пенсионного обеспечения, должны регулироваться законом. Это обеспечивает более прочное правовое положение государственных служащих. Нуждается в научной разработке вопрос о должностном лице – важной государственно-властной фигуре в системе исполнительной власти и в аппаратах управления законодательной и судебной власти.

В последние годы созданы  службы занятости и бытового устройства безработных, беженцев и вынужденных  переселенцев. Необходимо разработать  ряд новых законов и подзаконных  актов, определяющих правовое положение  этих новых субъектов административного  права. Более того, проблема административно-правового  регулирования миграционных процессов  требует научного осмысления.

Возрастает роль арбитражных  судов в разрешении конфликтов, касающихся сферы управления. Поэтому требуется  расширение административного регулирования  и в этой сфере, более четкое разделение гражданских и административных дел в арбитражных судах, совершенствование  процессуальной защиты прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). РГ. 1993. N 237
  2. ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ. СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
  3. ПП РФ "О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления" от 27.06.1996 N 755. СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3282 ФЗ "О беженцах" от 19.02.1993 N 4528-1. Ведомости СНД и ВС РФ. ФЗ "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ. СЗ РФ.
  4. ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ. СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340
  5. ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ. СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1
  6. ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ. СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145
  7. ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ. СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148
  8. ФЗ "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 N 41-ФЗ. СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321
  9. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ. СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465
  10. ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ. СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785
  11. Распоряжение Правительства РФ “О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах” от 25.10.2005 N 1789-р. СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720
  12. Постановление Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10. Вестник ВАС РФ. 2004. N 8

 

  1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. -  М.: Норма, 2005.
  2. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник для вузов. - (2-е издание, . - М.: «Высшее образование», 2009.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

2 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2002.

3 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

4 Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М.: Юридический Центр Пресс, 2005.

5 Коренев А.П. Административное право. М., 1996.

6 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.

7 "Гражданский Кодекс Российской Федерации" от 18.12.2006

8 Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994.

9 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

10 САПП.1994.№ 3.ст.190

 


Информация о работе Субъекты административного права