Структура системы органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. На основании актуальности выделим цели нашего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Цели работы определили задачи исследования:
определиться с понятием и основными признаками органов исполнительной власти;
определить механизм исполнительной власти;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Общая характеристика исполнительной власти в России………………….6
1.1. Понятие и основные признаки исполнительной власти…………………..6
1.2. Механизм исполнительной власти………………………………….…….13
2. Структура системы органов исполнительной власти……………….……..21
2.1. Федеральные органы исполнительной власти……………………………21
2.2.1 Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………….29
2.2.2.Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ…………………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Готовый курсовой.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

-   самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Согласно с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в данном Законе подчеркивается, что в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образую единую систему исполнительной власти. В данную систему включаются высший исполнительный орган государственной власти и иные органы, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта устанавливается должность высшего должностного лица.

 

 

 

 

2.2.2.Система и структура  органов исполнительной власти  субъекта РФ

Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется либо в Конституции республики и уставе иного субъекта РФ, либо законом субъекта:

- о системе исполнительных  органов государственной власти;

- о структуре исполнительных  органов государственной власти;

- о схеме управления в субъекте.

В некоторых субъектах РФ приняты законы структура органов исполнительной власти определяется указами высшего должностного лица. Актами высшего должностного лица утверждены положения об отдельных органах исполнительной власти. Схема управления и структура высшего органа исполнительной власти субъекта РФ должна определяться законодательным актом субъекта.24

В субъектах РФ действуют следующие органы исполнительной власти:

- высшие органы исполнительной  власти, непосредственное руководство  которыми осуществляют высшие должностные лица субъектов;

- центральные (функциональные) и отраслевые органы исполнительной  власти;

- территориальные органы  указанных центральных органов.

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

- по вертикали – одноименному федеральному министерству


24 Часть 2 ст. 5 ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.

- по горизонтали – высшему органу исполнительной власти с преобладанием начал централизации.

Это проявляется в порядке назначения руководителей органов внутренних дел по вертикали, а также в утверждении из федерального центра типовых положений об этих органах.

Те органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание сферы, области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления, главные управления, комитеты.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, ведающие имуществом, собственником которого является субъект, некоторые государственные органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Очень важное значение для практической деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ имеет распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в тех областях социальной сферы и хозяйства, которые отнесены к предметам совместного владения.

 

Заключение

Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.  
Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.  
Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).  
Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.                      
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 1997. - №3.

4. Административное право Российской Федерации: Учебник/А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ИКД «Зерцало – М», 2002. – 608 с.

5. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Право. №4, - М., 1992

6. Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 1997.

7. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997.

8. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996.

9. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.

10. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М. 1997.

11. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 26. 
12. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти». 

13. Алехин А.П., Кармолицкий А.А.  Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 480.

 

 


Информация о работе Структура системы органов исполнительной власти