Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:37, доклад

Описание работы

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
2. Законодательство о таможенном деле
3. Таможенная политика
Заключение.

Файлы: 1 файл

Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ.docx

— 20.04 Кб (Скачать файл)

 

 

          Доклад

 

 

 

Тема:  «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ» 

 

Подготовил:  студент 1го курса

                          Группы: Т1208

                          Валиев Давид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение.

1. Понятие, цели, содержание  и структура таможенного дела  в Российской Федерации 

2. Законодательство о таможенном  деле

3. Таможенная политика 

Заключение.

 

Введение 

Децентрализация внешнеэкономической  деятельности и интегрирование экономики  в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным  правовыми нормами. Этого требуют  нормальное функционирование экономики  и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость  и экономическую безопасность. В  связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

 

1. Понятие, цели, содержание и  структура таможенного дела в  Российской Федерации

В современном представлении  термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно  связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных  интересов и потребностей.

Согласно действующему Таможенному  кодексу ТС2009г.  таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Таможенного Союза товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В то же время согласно ТК ТС целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития экономики стран-участниц ТС. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что  оно в собственном смысле слова  означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его  нужно прежде всего как деятельность.

Следует отметить, что любое  деление таможенного дела на отдельные  относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в  целом представленная структура  достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного  дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем  взимания таможенных платежей при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Таможенного Союза.

Регулятивные цели таможенного  дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного Союза, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в  защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу  Таможенного Союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

2. Законодательство о таможенном деле

На территории России действует  единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного  дела к федеральной компетенции  и, соответственно, регулированием его  только нормами единого федерального законодательства. При этом следует  оговориться, что термин «таможенное  законодательство» следует рассматривать  в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные  нормативно-правовые акты. К таким  актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов  исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают ТК ТС и Федеральный Закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам ТК ТС и Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Это требование прямо закреплено в действующем ТК ТС.  Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм ТК ТС с федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

 

Таможенное дело тесно  связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми  международными нормами и практикой  — основное направление развития таможенного дела России на современном  этапе, о чем прямо указано  в ТК ТС. При этом согласно ТК ТС применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК ТС и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

3. Таможенная политика

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной  торговли и промышленности. Осуществление  этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так  и внутренней политики государства. И хотя действующий ТК ТС не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане  не исключение.

Целями таможенной политики ТС, сформулированными в ТК ТС, являются:

— обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории ТС;

—участие в реализации торгово-политических задач по защите рынка;

—стимулирование развития национальной экономики (стран-участниц ТС);

—содействие проведению структурной  перестройки и реализации других задач экономической политики ТС;

Направленность целей  таможенной политики на защиту рынка товаров обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению  ее направленности — протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной  промышленности, сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем  минимизации каких-либо ограничений  на внешнеторговый оборот, что ведет  к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для административноправового регулирования.

В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, споры между  сторонами — участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в  административном порядке.

Соотношение таможенного  и уголовного права проявляется  при регулировании общественных отношений, возникающих в связи  с совершением контрабанды и  иных преступлений в сфере таможенного  дела.

Связь гражданского и таможенного  права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в  противоречие с нормами таможенного  права. Например, закрепленное гражданско-правовыми  нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно-правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т.д. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения — аналог «Временное хранение» и др.

Помимо тесной взаимосвязи  с базовыми отраслями российского  права таможенное право соприкасается  также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным  и другими отраслями права.

Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается  в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

Связь таможенного и трудового  права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах  и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается  с таможенным правом в вопросах использования  таможенными органами земельных  участков для таможенных целей.

Наиболее тесная взаимосвязь  таможенного права помимо базовых  отраслей проявляется, пожалуй, с международным  правом.

Заключение 

Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных  органов, осуществляющих таможенную политику Таможенного союза, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

На территории ТС действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе.

За реализацию таможенного  законодательства отвечают таможенные органы, которые представляют собой  государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного  дела. В ведении таможенных органов  находится организация и осуществление  таможенного дела в стране. Без  эффективной деятельности данных органов  исполнительной власти немыслима активизация  внешнеторговых связей российской экономики. Важнейшей целью таможенных органов  является максимальное содействие международным  экономическим отношениям и как  следствие ускорение товарооборота. При этом полная либерализация внешней  торговли в силу ряда объективных  факторов в настоящее время невозможна, казна государства не готова к  отмене экономических барьеров на торговых путях. Поэтому функция пополнения федерального бюджета для таможенных органов, бесспорно, является разумной, так как несущие опоры каждого  государства – это налоги, сборы  и таможенные платежи (в большинстве  стран федеральные ведомства  доходов объединены).

Также перед таможенными  органами стоит не менее важная задача, заключающаяся в осуществлении  правоохранительной деятельности в  пределах своей компетенции, заключающееся в проведении предварительного расследования в таможенной сфере, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и другими действиями. 

Изучение таможенного  дела и таможенной политики в настоящее  время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической  деятельности приобрело в последние  годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе  российского права более чем  очевидна.

Информация о работе Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ