Структура и основное содержание Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция России создана с учетом современных идей конституционализма, таких, как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления.

Файлы: 1 файл

конституц..docx

— 68.91 Кб (Скачать файл)

Введение

Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция России создана с учетом современных идей конституционализма, таких, как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления.

Действующая российская Конституция - подлинный источник права и применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям.

В современных условиях, когда с переходом России к новому конституционному строю весьма остро проявились многие кризисные явления и конфликты, исследование социальных противоречий, в том числе в правовых формах их проявления, приобретает повышенную актуальность. Это в полной мере касается и конституционно-правовой науки, современного российского конституционализма. Очевидным является тот факт, что эффективность конституционного регулирования, степень реальности провозглашаемых Конституцией демократических принципов во многом определяются глубиной ее проникновения в природу социальных конфликтов и противоречий современного общества и государства.

Проект Конституции — результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь - октябрь 1993 г.), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основные особенности кон РФ

Конституция России-это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя;основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему,принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принципиальная особенность Конституции РФ от 12 декабря 1993 года определяется тем, что она имеет качественно новую концептуальную основу по сравнению со всеми ранее действовавшими Советскими Конституциями. Она решительно отказалась от политического и идеологического монополизма, от закрепления классово-политических приоритетов и ориентируется на общедемократические ценности, выработанные мировым конституционализмом. В соответствии с этим впервые закрепляются основы конституционного строя как правовое выражение гражданского общества; в качестве высшей социальной и конституционной ценности провозглашаются человек, его права и свободы, признаются и получают свою реализацию принципы разделения властей, политического и идеологического плюрализма,многообразия форм собственности и форм хозяйствования, федерализма , местного самоуправления и т.д. При всей сложности и противоречивости процесса разработки и принятия Конституции РФ следует признать, что она имеет качественно новую сущностную характеристику: это юридическое средство поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе на основе объективно сложившегося в нынешних условиях соотношения сил.

Характерной чертой Конституции РФ также является также ее прямое действие. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином подтверждении. Это придает им действительно наивысшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции РФ характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает , что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства». При этом особо подчеркивается , что «человек, его права и свободы  являются наивысшей ценностью».В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

Конституция 1993 года обладает и  такими, важными юридическими характеристиками как реальность (проявляющаяся в соответствии юридической Конституции реальными общественным отношениям, составляющим фактическую конституцию российского общества); ее учредительный характер,благодаря 
которому Конституция 1993 года возвела на правовой уровень и придала юридическое значение фактически сложившимся новым институтам и учреждениям демократической российской государственности в формирующейся рыночной экономики. Важной является и такая юридическая характеристика Конституции 1993 года, как ее повышенная (особенно по сравнению со всеми прежними Советскими Конституциями) стабильность. Материальной предпосылкой стабильности Конституции является ее реальность, а юридической - особый, усложненный порядок пересмотра и внесения конституционных поправок. 
Принципиально новая концептуальная основа Конституции 1993 года и, соответственно, ее новое содержание, а также новые юридические характеристики 
этого документа и должны обеспечить реализацию функций Конституции Российской Федерации как Основного Закона государства и общества. 
Таким образом, характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она 
отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится 
наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой 
для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. 
Основные черты конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести следующие: 
легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, стабильность, особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. 
Легитимный характер Конституции РФ 1993 года заключается в том, что она была принята конституционным референдумом, который проводился впервые за всю историю существования России. 
Гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. 
В этом выражается еще одна существенная черта конституции: в наличии особого субъекта - народа, который устанавливает конституцию и от имени которого она принимается. В Конституции Российской 
Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению с предшествующими, отражена рассматриваемая черта, в ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской 
Федерации принимаем Конституцию Российской Федерации». 
Конституция является своего рода моделью для регулирования новых общественных отношений. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Поэтому наряду 
с закреплением итогов достигнутого в Конституции Российской Федерации 1993 года отражаются стремления и цели, представляющие задачи будущего, исторические перспективы. 
Важной чертой конституции является ее преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Она обусловлена непрерывностью исторического развития 
государственности. 
Ядро преемственности федеральной Конституции 1993 года - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России. 
Идея преемственности новой российской Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложившегося государственного единства, незыблемости 
демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями. 
Важной чертой конституции правового государства является ее реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит соответствие ее действительности. Если Конституция действительно находится в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, то можно  говорить о реальности демократии в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и основное  содержание Конституции  РФ

      Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

      В основе обобщения конституционных  норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

      По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

      Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

      Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным  народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

      В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей  государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

  1. утверждение прав и свобод человека,
  2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
  3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,
  4. возрождение суверенной государственности России,
  5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
  6. обеспечение благополучия и процветания России.

      Эти цели лежат в основе всех конституционных  норм, пронизывают все содержание Конституции.

      Первый  раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

  1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.
  2. Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.
  3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
  4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
  5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
  6. Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.
  7. Судебная власть. В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.
  8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.
  9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

      Второй  раздел носит название «Заключительные  и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны  с введением новой Конституции  в действие, фиксируется прекращение  действия прежней Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

      Конституция, как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи Конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

      Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.

      Одним из юридических свойств Конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство Конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства.

Верховенство  Конституции обеспечивается:

1) особым  порядком её принятия и изменения;

2) приданием  конституционным предписаниям высшей  юридической силы;

3) созданием  специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

      За  соблюдение конституционных предписаний  и обеспечение соответствия Конституции  РФ федеральных конституционных  законов, законодательных актов  субъектов РФ отвечают федеральные  органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

      Важным юридическим свойством Конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.

      Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная Конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

      Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение Конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

      Именно  Конституция определяет сам процесс  правотворчества – устанавливает, какие нормативные  акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

      Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает наилучшие  условия для формирования демократического правового государства, упрочения  режима законности и правопорядка.

      Для Конституции РФ важное значение имеет  определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

      Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.

      Реальность  любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящей из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

      Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке реальности Конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к Конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у Конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в Конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

Информация о работе Структура и основное содержание Конституции РФ