Статус обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Содержание работы

Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений
Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации
1.2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
1.3 Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных
интересов граждан
1.4 Обращения граждан
1.5 Особенности административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц без гражданства
Вопрос 2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения
от должности, компетенция
Вопрос 3 Гражданское правоотношение
3.1 Понятие гражданского правоотношения
3.2 Содержание гражданско-правового правоотношения
3.3 Субъекты и объекты гражданского правоотношения
3.4 Виды гражданско-правовых отношений
3.5 Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
Используемая литература

Файлы: 1 файл

статус обращения.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Министерство труда  и социального развития Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Азове

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Правовые основы Российского государства"

 

 

Студента 3 курса заочного отделения

Специальность ГМУ

Мишиной Кристины Евгеньевны

Зачётная книжка №23693

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


г. Азов

2005

 

Содержание

 

Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений

    1. Основы административно-правового статуса гражданина

Российской Федерации

1.2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

1.3 Административно-правовые  гарантии прав, свобод и законных

интересов граждан

1.4 Обращения граждан

1.5 Особенности административно-правового  статуса

иностранных граждан  и лиц без гражданства

Вопрос 2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения

от должности, компетенция

Вопрос 3 Гражданское  правоотношение

3.1 Понятие гражданского  правоотношения

3.2 Содержание гражданско-правового  правоотношения

3.3 Субъекты и объекты  гражданского правоотношения

3.4 Виды гражданско-правовых отношений

3.5 Основания возникновения,  изменения и прекращения гражданских  правоотношений

Используемая литература

 

Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений

 

1.1. Основы административно-правового  статуса гражданина Российской Федерации

 

Гражданин как субъект  административного права — это  участник общественных отношений, выступающий  в качестве носителя содержащихся в  нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен  для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности  гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного  права включает права и обязанности, общие для всех граждан, например, обязанность соблюдать правила  пожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан, например водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам, а также права и обязанности конкретных индивидов, например лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем.

Административно-правовой статус гражданина представляет собой  сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Подобный характер взаимоотношений  личности и государства является общепризнанным для большинства  государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах  международного права, принятых ООН, организациями  Европейского Союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение  во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 г. и в Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г. и некоторых других актах.

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических  начал развития общества и международных  актов в этой области, приняло  в 1991 г. «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», положения которой впоследствии нашли отражение в действующей Конституции 1993 г.

Согласно Конституции  РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его  служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27).

Провозглашая права  личности, Конституция устанавливает  для человека определенные обязанности  и запреты, например, платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть  административно-правового статуса  представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного  права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его  права и обязанности в государственной  и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее — это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч, 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент  административно-правового статуса  — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для  этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере  общественно-трудовой деятельности насчитываются  тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать  участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность привлечения к административной ответственности и полная — по достижении гражданином 18 лет.

 

1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

 

Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для своей  реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управлений. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

Во-первых, права и  свободы человека признаны ст. 2 Конституции  РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства.

Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей Граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошлом утверждались Министром внутренних дел, сейчас — постановлением Правительства РФ.

Информация о работе Статус обращения